14 сентября вышел финальный эпизод «Игр» (16+) – сериала о подготовке и проведении Олимпиады-80. Гардероб Алена Делона, нейросети, секонд-хенд: журналист IZHLIFE расскажет, каким вышел проект Кинопоиска, насколько он исторически достоверен и что стояло за съемками.
«У нас была великая эпоха»
«Игры» охватывают временной промежуток с конца 70-х и вплоть до проведения самой Олимпиады 1980 года. Помимо разброса по времени есть и разброс по сюжету, поэтому зритель видит не только спортивное закулисье, но и политическую ситуацию в СССР и Афганистане и специфику застойного периода.
Центральным героем стал Игорь Зорин (Григорий Верник) – молодой парень, который по воле отца вынужден устроиться в олимпийский оргкомитет и быть на побегушках у строгой начальницы Ирины Светловой (Мария Карпова).
Есть еще линии спортсменов: Елены Травиной (Ангелина Мельникова), Дмитрия Сибирцева (Станислав Демушин) и Владимира Быстрова (Максим Емельянов).
Также мы можем следить за политической аркой, посвященной конфликту в Афганистане и его роли на международной арене. И бытовой – о некоторых сторонах досуга в СССР.
«Игры» хотели сделать максимально наполненным сериалом, который должен был отразить все стороны и события того времени. Но восьми серий, судя по всему, не хватило, поэтому повествование местами лишено баланса.
Если экранная судьба главного героя представлена более-менее связно, то истории спортсменов даны фрагментарно, а Афганистан вообще проходит где-то на фоне. За всем этим стоят свои истории, но проблема в том, что у них всех дежурный характер. Что-то нужно, чтобы растрогать зрителя либо, наоборот, вызвать у него напряжение. И зритель, что плохо, может это почувствовать.
«Игры» на протяжении восьми эпизодов пытаются ухватить множество линий, поворотов, героев, но получается это у сериала с трудом. И в итоге мы имеем не более чем классические стерильные сюжеты, упакованные в советский антураж. Картинка выглядит красиво, но содержание следует заветам еще хрущевского указа «об излишествах в архитектуре» – то есть, обошлось без них.
Картинка на экране
Тенденция делать ностальгические проекты закрепилась на кинорынке уже давно. Причем рассчитаны они и на тех, кто в «ту эпоху» еще не родился. Потому что феномен анемойи, когда человек скучает по времени, в котором не жил, никто не отменял. Для достижения такого эффекта авторы сериала уделили большое внимание визуальному соответствию эпохе.
Оператор Михаил Дементьев снимал все на ручные камеры с оптикой 80-х годов для подражания видеохронике тех лет. Также монтажеры комбинировали съемочные дубли с архивными кадрами. Нейросеть YandexART помогла улучшить изображение, поэтому, например, в сериале не разыгрывают «Гамлета» с Высоцким на Таганке, а показывают оригинальное выступление. Выглядит, конечно, не так гармонично, но зато лучше, чем если бы кто-то пытался снова сыграть Владимира Семеновича (Безрукова хватило в «Спасибо, что живой»).
Если говорить о костюмах, то самым трудным оказался их поиск. Художница Наталья Каневская поделилась, что одежду 70-80-х искала на «Авито» и в секонд-хендах. Спортивную экипировку просили у спортсменов, а снаряды для тяжелой атлетики – у олимпийского чемпиона 2004 года Дмитрия Берестова.
С точки зрения истории
Сериал берет себе карт-бланш, выставляя в конце каждой серии дисклеймер о том, что его сюжет только вдохновлен реальными событиями, а некоторые имена и обстоятельства изменены. Поэтому о точной исторической достоверности здесь речи и нет. Но она и не нужна, потому что события «Игр» ограничиваются известными верхами, которые было бы странно игнорировать.
Один из авторов книги об Олимпиаде-80 Юрий Сапрыкин обозначал важные для того времени события: ввод войск в Афганистан, бойкот Олимпиады со стороны Запада и смерть Высоцкого. Все это в сериале есть и в историческом плане представлено стерильно – показано ровно столько, чтобы точно не наврать.
Проституция все-таки была и в СССР, Олимпиаду бойкотировали западные страны, оргкомитет с трудом выбрался из кризиса, а наши на соревнованиях взяли больше всех золотых медалей. Сериал показывает тезисы, которые обозначают проблему, но не всегда раскрывают ее. Но ему это и не надо, потому что «Игры» – не учебник истории, а скорее резюме эпохального события.
Зачем мне это знать
- Сериал мог называться «Олимпиада».
- Снимали все в Москве, Ленинградской области и даже летали в Узбекистан, где атрибуты того времени еще остались.
- В одной из серий журналист из Венесуэлы отдает сотруднику КГБ свой паспорт. Только он почему-то белорусский.
«Игры» (16+) можно посмотреть на Кинопоиске.