31 января стало известно, кто взял главную российскую кинопремию – «Золотого орла». Как три года снимали ленту с животными в главных ролях и почему награду за «Лучший фильм» взяла кинозарисовка – все самое интересное о победителях читайте в нашем материале.
Лучший фильм – «Воздух» (18+)
Картина вместе со своим режиссером Алексеем Германом-младшим отличились сразу. Наследник советского кино ушел в рискованный эксперимент – снял военный фильм с минимумом экшена и медитативным повествованием.
Масштабность ленты сразу ввела Германа-мл. в лигу тех, кто снимает нечто необъятное. А зарисовочный подход вписал «Воздух» в ряд тех самых картин, которые трудно смотреть без подготовки. Итак, натурализм, живописность и незаурядная подача – три кита, на которых картина о советских летчицах долетела до «орла».
Почему «Воздух» лучше вообще не стоит воспринимать как фильм – мы писали здесь. А посмотреть вы можете его на Кинопоиске.
Лучший телесериал – «Столыпин» (16+)
В номинации также участвовали картины «Адмирал Кузнецов» (16+) и «Я не могу без тебя» (18+). По сути, приставка «теле» дает о себе знать – история о министре внутренних дел, который противостоит революционерам, напоминает, скорее, театральное представление. Это касается и отыгрыша, и карикатурности образов, и условности декораций, которые живут во многом только благодаря петербургским видам.
Можно долго рассуждать насчет того, что победа «Столыпина» – это, скорее, политическое решение, но мы не будем.
Доступно на Смотрим.Лучший онлайн-сериал – «Трасса» (18+)
Балабановщина в сериальном формате – идеальное описание проекта Душана Глигорова. По сюжету, Эльвира расследует дело девочки, которая расстреляла семью и полезла в петлю. Женщине нужно понять, в чем причины страшной истории, и как с этим связана судья, которая ищет свою приемную дочь.
Сериал исследует природу насилия и распада как личности, так и общества. Делает это в жанре психотриллера, напоминая «Настоящего детектива» (18+) от HBO.
Проект актуализирует происходящее образами агитационных плакатов по типу «Своих не бросаем», из-за чего история выглядит свежо и говорит о том, что происходит сегодня, а не «-цать» лет назад. Если за несвоевременность истории Балабанов и его «Груз 200» (18+) подверглись когда-то критике в студии «Закрытого показа» (18+) с Александром Гордоном, то с Глигоровым так не выйдет. Он показывает абсолютное зло нынешних дней. И делает это талантливо.
Доступно на Окко.
Лучший неигровой фильм – «Огненный лис» (6+)
По сюжету, лис Ветер – самый слабый из семьи, но только он смог пережить нападение медведя. После этого лисенок проходит через зимние тяготы, обзаводится своим семейством, но на горизонте снова появляются медведи…
Уникальность картины об отважном лисенке в том, что здесь нет ни героев-людей, ни компьютерной графики, ни какого-либо экскурса в биологию. Эта история полностью снята в живой природе, но расписана по всем правилам драматургии.
Три года у создателей ушло только на то, чтобы понаблюдать за миром Кроноцкого заповедника. Камеры-ловушки страдали от нападения зверей, поэтому позже их заменили на специальные боксы. А кастинг – вообще отдельная история.
Изначально на главную роль рассматривали лиса по кличке Марс. Только проблема была в том, что метил он не только на роль, но и на камеры (к сожалению, в самом прямом смысле). Поэтому хвостатого актера пришлось заменить. Рыжие и пушистые были выбраны главными персонажами не случайно. Как выяснилось, у них есть способность к драме: они ярко выражают эмоции и устраивают свои семейные разборки.
Главной идеей фильма стал посыл о хрупкости экосистемы. Как рассказывали создатели картины, проблемные фоторепортажи долго не живут, а привычные документальные фильмы про природу не так берут за душу, как ленты с историей. Пусть иногда сюжет и приходится додумывать.
Фильм доступен на Кинопоиске.
Лучший короткий метр – «30 секунд» (6+)
Нет, идет-то он 19 минут. 30 секунд – это время, за которое больничные клоуны могут захватить внимание ребенка. Однажды один из них замечает, что девочку, которая уже долго лежит в больнице, перестала навещать мама. Тогда он начинает ее поиски.
Ранее фильм вошел в программу летнего фестиваля уличного кино. И тогда на фоне прочих короткометражек, напоминающих, скорее, скетчи, «30 секунд» выглядели самодостаточным высказыванием. Иван Соснин удержал баланс и не скатился с в «слезодавилку», а выстроил повествование, которое захватывает с первых кадров.
Пока фильма нет в общем доступе, но как только появится – прикрепим.
Лучший анимационный фильм – «Необыкновенная история одного льва» (6+)
Стадо овец берет на воспитание обессиленного сироту. Но позже выясняется, что травоядные взращивали не барана, а настоящего льва.
Режиссер и сценарист мультфильма Оксана Холодова специализируется на коротком метре. До того как с головой уйти в анимацию, она трудилась художником в Театре юного зрителя, поэтому работать с детским вниманием умеет грамотно. В 2008 она выпустила «Румпельштильцхена» (0+). А каким вышел нынешний метр – увидим, как только мультфильм появится в широком доступе.
Лучшая режиссерская работа – «Смотри на меня!» (18+)
Сюжет такой. На дворе 1948 год. Бывшая оперная певица Нина Левицкая с пожитками и семьей путешествует товарным вагоном в поисках пропавшего мужа. Ей грозит арест, поэтому она продает имущество и уезжает с детьми в Москву, где, возможно, и находится муж.
За сценарий отвечал Андрей Кончаловский, что уже прибавляет статусности фильму. А в видении Владимира Грамматикова история о вынужденном переезде в послевоенное время выглядит куда современнее. И это комплимент. Героиня ищет мужа, а вместе с ним и свое место в условиях переломного периода – то, что сейчас, может, нам и нужно.
Российское роуд-муви по сценарию Андрея Кончаловского с Владимиром Грамматиковым доступно на Кинопоиске.
Лучший сценарий – «Любовь Советского Союза» (16+)
Вот уж сюрприз так сюрприз. Нет, вы не подумайте, – сценаристу Сергею Снежкину одного «Похороните меня за плинтусом» (16+) хватит, чтобы никто в его таланте не усомнился. Но «Любовь» Константина Эрнста и Анатолия Максимова (они продюсировали картину) постигла та же участь, что и некогда их «Союз Спасения» (12+). В визуальном плане создатели сделали все, лишь бы вписаться в определение «блокбастера». В сюжетном же – фильм трещит по швам и не выглядит цельно.
Возможно, как и «Союз Спасения», «Любовь Советского Союза» позже обзаведется сериальной адаптацией, и мы увидим больший размах, а также более глубокое содержание. Не зря же в конце концов создатели достраивали Москву графикой, даже включили в фон нереализованные, но планировавшиеся постройки (уж не Локшин ли с недавними «Мастером и Маргаритой» (18+) вдохновил). А пока – фильм доступен в Окко только в формате полного метра.