
С 14 февраля в прокат вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина» (12+). В материале разберем, как фильм выстраивает диалог с молодым поколением, уходит в мюзикл и обходится с поэтом.
Кто снимал
Феликс Умаров к своим 30 годам еще не успел снять много картин. За его плечами есть сериал «Домашнее поле» (18+) о первой женщине-тренере, которая врывается в мужской мир футбола, и короткометражка «Эдем» (18+) о наркотрипе, который перенес героев в райский сад из Библии (а мы напоминаем, наркотики – зло!).
Казалось бы, этого послужного списка маловато для того, чтобы доверить Пушкина. Но все же доверили с тем расчетом, что молодой режиссер снимает картину, которая понравится именно молодому зрителю.
В сценаристах мы видим Андрея Курганова, который работал до этого над «Красным призраком» (18+) с тем же Борисовым в одной из ролей. Тот фильм стал настоящим переосмыслением военного российского кино.
И если рекламная кампания «Пророка» (12+) сразу намекала на коммерческий успех, то состав творческой группы – на потенциальный прорыв.
Спорный фильм о бесспорном гении

Стук по партам складывается в подобие бита, а перепалка с учителем из того самого Лицея, где учился будущий гений – в рэп-баттл. Проект решили сделать, что называется, «стильным, модным, молодежным», а по сему – ударились в произвольный мюзикл, когда музыкальные номера складываются из подручных материалов. Это спорное решение. Хорошее, потому что заставляет звучать историю поэта (но, надо заметить, не его стихи). И плохое, потому что уровень этих номеров зачастую совсем не пушкинский.
И все же фильм находит общий язык с молодым зрителем. Наверное, он не раскрывает фигуру поэта полностью, но хотя бы дает возможность ее переосмыслить тем, кому только предстоит изучать Пушкина по школьной программе, делая гения близким и интересным. Группа The Hatters (написала музыку для саундтрека) еще не пела в XIX веке, но их настрой жил и тогда – и подобное осовременивание идет на протяжении всего фильма.
А вот ценителей таланта Александра Сергеевича, кино, вероятно, не впечатлит. Оно следует формуле развенчания идеального образа, берет по верхам исторический контекст, а характеры некоторых персонажей создают впечатление не до конца проработанных. Как будто создатели фильма сами не слишком хорошо представляли, как к ним следует относиться и какое место они занимают внутри истории.

Сюжет охватывает лицейскую юность, период подъема Пушкина, его ссылок и брака с Натальей Гончаровой. Но основное действие начинает развиваться лишь во второй половине фильма, когда на сцене появляется Дантес как предвестник главного конфликта. И этот любовный конфликт вообще выглядит самодостаточной историей, неторопливой и полной драматизма, тогда как первая половина фильма вышла динамичной, порой даже слегка скомканной.
«Пророк. История Александра Пушкина» (12+) – это продукт, рассчитанный на определенную аудиторию. Высокобюджетный байопик для тех, кто только знакомится с Пушкиным, либо изначально не надеется увидеть в нем нерукотворный памятник.Фильм можно посмотреть в Киномаксе, Синема Парке, Алмаз Синема, Империи грез, Киноцентре «Россия».