28 ноября в прокат вышла мелодрама Одри Диван – «Эммануэль» (18+). В чем заключается феномен оригинального фильма, который помнит еще советское поколение, и какая ценность у ремейка спустя 50 лет, читайте в нашем материале.
Без контекста никуда
Само название «Эммануэль» уже рекламное, потому что плотно ассоциируется с эротической драмой 1974 года. Этим когда-то воспользовались прокатчики разных стран и выпустили фильм Валериана Боровчика «Маржа» (18+) под новым названием – «Эммануэль 77». Хотя сама картина, как вы догадываетесь, не была связана с заветным именем.
С названием новой ленты никто не игрался, в оригинале фильм так и называется – «Emmanuelle». Только вот обман, который зритель почувствует после сеанса, это не сгладит. В материале разберемся, PR-ход это, который чрезмерно завышает ожидания, или пересказ оригинала поклонницей в лице Одри Диван. А пока вспомним, почему оригинальная «Эммануэль» вдруг стала популярна.
Даже если вы не видели фильм 1974 года, музыкальный червь все равно вьется где-то в вашей голове и голосом Пьера Башле напевает: «Мелоди дамур шантеит ле куа». Но помимо запоминающейся мелодии картина предлагала прогрессивное для того времени резюме сексуальной революции.По сюжету, Эммануэль прилетает в Таиланд к мужу. Они селятся в отеле, где гости давно открыли для себя свободную любовь и наслаждаются друг другом без чувств и обязательств. К такой же практике приходят и Эммануэль с супругом. Только вот девушка влюбляется в одного из своих партнеров, из-за чего муж отправляет ее на перевоспитание к гуру. С ним она должна научиться любить без любви.
Оригинальный фильм не скатился в откровенное порно и не допрыгнул до эротики высокого пошиба вроде «Последнего танго в Париже» (18+). Но советская власть все равно бы «наградила» тюремным сроком любого, кто решился бы крутить такое кино даже на домашнем видеомагнитофоне. Поэтому «Эммануэль» со славой запретного плода добралась только к концу СССР. Зато отыгралась позже. После развала «Союза» фильм вместе с сиквелами крутили в ночном телеэфире, а первая трилогия так вообще добралась до широких экранов. То было начало 90-х.
Оригинальный фильм не занимался глубоким анализом сексуальной революции, а отражал ее в образах. И образы эти, как и сам прорыв, были неоднозначны. С одной стороны женщины, которые могут без стыда заняться любовью до брака и вне брака, а с другой – мужчины, которые тоже вообще-то извлекают пользу из сексуальной самодостаточности девушек.
Противоречие эротизма того времени отлично отражает и позицию мужа главной героини. В начале он говорит, что женился не для того, чтобы Эммануэль стала его собственностью, а ревность называет «устаревшим понятием». В конце же его друг заключает, что Жан на самом деле не хотел давать ей свободу, а лишь использовал ее на свое усмотрение. И Одри Диван со своей Эммануэль будто бы поступила также.
Новая «Эммануэль»
По сюжету ремейка, новая Эммануэль (хотя имя ее, по-моему, так ни разу и не прозвучало) работает в сфере контроля качества. Она приехала в Гонконг, чтобы проверить местный отель. А по итогу больше проверяет себя.
Одри Диван поделилась в одном из интервью, что оригинальный фильм ее не впечатлил. Поэтому она решила рассказать свою историю о женщине, которая перестала получать удовольствие. Через Эммануэль режиссер хотела раскрыть, в чем сегодня заключается сексуальность.
Картина вышла довольно целомудренной и сдержанной (в сравнении с оригиналом – точно). И дело тут не столько в отсутствии эротики – она есть, проявляется. Но порой кажется, что ей не хватает логики, а объяснять все внезапным желанием и любопытством не хочется – слишком обесценивает содержание.
Скука с бытовухой витают отдельными лейтмотивами. Вместе с героиней зритель не получает удовольствие от происходящего, но для фильма – это сомнительный расклад. Скука как двигатель прогресса была в «Трудностях перевода» (18+) Софии Копполы, но дуэт Билла Мюррея и Скарлетт Йоханссон на две головы выше Ноэми Мерлан. Поэтому где «Трудности перевода» дарят приятную усталость и усыпляют, «Эммануэль» просто выматывает.
«Эммануэль» – тягучее и утомляюще высказывание о том, что девушки должны думать о своем удовольствии и научиться его получать.
В эпоху свободной демонстрации секса и обнаженки на экране (в сериалах, фильмах) легкой эротикой никого уже не удивить, как это сделал оригинал. А ремейк не удивляет, а раздражает, потому что создает иллюзию провокационности, когда как настоящей провокации в нем нет.
От автора
107 минут Содома – заголовок, который должен был работать, как и название фильма Одри Диван. Но чтобы никто не чувствовал себя обманутым, предлагаю картины, которые тоже поднимают вопросы об интимных отношениях и сексуальности.
«С широко закрытыми глазами» (18+) Стэнли Кубрика. Семейная пара долгое время создает впечатление благополучия. Но после одного разговора муж узнает о тайных фантазиях супруги. Переполненный ревностью, он решает отдаться своим желаниям уже наяву.
«Нимфоманка» (18+) Ларса фон Триера – история детства, отрочества и зрелости женщины по имени Джо. Избитой в переулке ее находит мужчина, которому она готова рассказать, как дошла до жизни такой. Фильм состоит из двух частей.
«Анора» (18+) Шона Бейкера. Не столько о сексуальности, сколько о том, как сексуальность становится еще одной валютой.