Top.Mail.Ru
27 марта 2023 11:17
ЧП

Как говорить с детьми о трагедиях и нужно ли это делать

Психолог рассказал, как воспитать в детях осторожность, не прививая страх

Фото: архив редакции
Фото: архив редакции

Стрельба по людям, терроризм, запрещенные сообщества, пытающиеся завлечь подростков в свои сети – после трагедии в ижевской школе № 88 все страхи родителей всколыхнулись с новой силой. Но боятся не только взрослые. Дети тоже активно обсуждают подобные трагедии и зачастую специально пугают друг друга. А если им не хватает информации, начинают домысливать и строить свои предположения. Иногда взрослые тоже подливают масла в огонь, пытаясь «из лучших побуждений» привить ребенку тот или иной страх. О том, как разговаривать с детьми о страшных вещах, не вызывая паники, мы поговорили с детским психологом, специалистом по семейным и детско-родительским отношениям Натальей Половайкиной.

49B83gNNXxk.jpg
Наталья Половайкина, детский психолог, специалист по семейным и детско-родительским отношениям

Если ребенок задает вопросы

Ребенка бесполезно ограждать от информации – в современном мире он найдет ее везде. Поэтому если дети задают вопросы о какой-либо трагедии, первое правило – не отмахиваться. Вот как психолог советует действовать дальше.

1. Даем ребенку высказаться. Очень важно позволить ему честно рассказать обо всех своих опасениях. Мы не перебиваем, слушаем, можно погладить по спине или обнять – в таких случаях необходимо много тактильного контакта.

2. Не накручиваем. Ни в коем случае не говорим, что мир опасен. Мы говорим: «Да, такое случается, это беда, но мир такой, в нем бывает плохое и хорошее».

3. Вместе делаем выводы. Их можно сделать из любой ситуации. Главный вывод, который можно сделать с ребенком после обсуждения трагедии, – как вести себя, если подобное произошло. Без нагнетания, в спокойной форме. Можно вместе посмотреть какой-нибудь фильм, где ситуация обыгрывается без лишнего драматизма, например, «Детсадовского полицейского» (12+).  

Если ребенка преследует страх

Обычно это касается детей, которые непосредственно столкнулись с трагедией или ее последствиями – что-то видели, возможно, даже были участником неких пугающих событий. Реже – это просто впечатлительные дети.


1. Здесь, как и в случае с вопросами, стоит начать с разговора. Но если ребенок боится ходить в школу, плохо спит, начинает страдать паническими атаками, то без помощи специалиста – психолога или даже психиатра, – скорее всего не обойтись. «Тревожными звоночками» могут быть нервный тик, самоповреждения, повышенная тревожность.

2. Очень важно пересмотреть видеоконтент, который употребляет ребенок. Ужастики и жестокие видео могут усугубить проблему. Да, триллеры, которые смотрит здоровый человек с уравновешенной психикой, могут даже оказывать благотворный эффект, избавляя от тревожности в жизни, но если имела место травмирующая ситуация, они противопоказаны. При этом нельзя ребенку запрещать смотреть страшное кино, стараемся мягко корректировать, предлагая альтернативу и позволяя ему выбрать что-то другое. Признайтесь ребенку честно, что переживаете за него и не хотите, чтобы он плохо себя чувствовал.

3. Если ребенок тревожится очень сильно, бывает целесообразно сменить обстановку. Иногда единственный выход – это смена школы или даже переезд.

Если у ребенка появился нездоровый интерес

Испуганные дети – это еще полбеды. Иногда родители с ужасом обнаруживают, что подросток увлекся какими-то странными сообществами. Возможно, он что-то скрывает, или у него меняется поведение.

1. В первую очередь нужно разобраться, почему ребенок полез в запретное сообщество. И здесь – снова только откровенный разговор. Если родители нормально общаются с ребенком, имеют с ним здоровый контакт, построенный на уважении, и у ребенка все в порядке с психикой, проблем быть не должно. Возможно, это банальный интерес. Знать о чем-то – не значит это делать.

2. Если подросток реально увлекся «чем-то не тем», родителям нужно срочно менять свое поведение. Причинами, по которой дети попадают под негативное влияние, чаще всего становятся недостаток любви и одобрения со стороны родителей, излишняя критика и оценочность. Подростки в этом случае часто ищут авторитеты на стороне, поступая родителям назло. Проблема в том, что авторитарные родители сильно проигрывают сомнительным сообществам. К сожалению, организаторы всякого рода группировок в отличие от родителей очень хорошо знают детскую психологию. Детей хвалят и поддерживают, говорят: «Ты все делаешь правильно, покажи этому миру, какой ты крутой». Если бы то же самое говорили родители, детей бы гораздо меньше тянуло к «приключениям».

3. Не вините во всех смертных грехах телефон и компьютерные игры. Дети без психических отклонений никогда не будут подменять реальность компьютерной игрой. Любовь к «стрелялкам» –  отнюдь не проявление жажды убийства, это просто желание легкой победы. Возможно, чрезмерно увлекшийся играми школьник не может реализовать себя где-то еще, и виртуальные победы нужны ему для поднятия самооценки.

Если ребенок абсолютно спокоен

То и родитель должен быть спокоен. Это не значит, что об опасностях не нужно говорить, – нужно, но так, чтобы не испугать.

1. Поинтересуйтесь, как в школе проходят занятия по ОБЖ, бывает ли учебная тревога.

2. В легкой, спокойной форме изучите с ребенком правила поведения по время разных внештатных ситуаций: при пожаре, наводнении, теракте. Это должно быть просто знание – как таблица умножения, которую мы проговариваем по дороге в школу.

3. Рассуждайте на разные темы, как можно больше говорите с ребенком обо всем – о вулканах и динозаврах, о космосе и природе, о людях, о жизни. Обо всем, что есть в мире. И тогда его не удивит, что однажды вы заговорите о терроризме или стихийных бедствиях. Если же вы не имеете привычки разговаривать с ребенком и вдруг начинаете выяснять у него, что он сделает, если встретит «плохого дядю» или окажется посреди пожара, – вот это действительно способно превратить спокойного ребенка в тревожного.