Top.Mail.Ru
История Удмуртии

Отпуск по-советски – где и как отдыхали граждане СССР

Собрали истории разных периодов

Многие из нас любят путешествовать. Кто-то за границу, а кто-то и по необъятной России, исследуя новые уголки. Но в Советском Союзе путешествия тоже были популярны.

IZHLIFE узнал куда ездили люди в СССР и что им особенно запомнилось.

Ощутил себя героем киноленты

Геннадий Зеленин: На дворе был 1985 год, я учился в 9 классе. Тогда наш класс стал лучшим по успеваемости в Удмуртии. Благодаря этому мы выиграли путёвки «Всё включено», как сейчас говорят. Сейчас даже не верится, что такое могло быть. А тогда мы отправились в путешествие по Ленинграду, Петрозаводску и Москве. Интересный был маршрут. Добирались до этих городов на поезде плацкартом.

Первым городом, который мы увидели, стал Петрозаводск. Неделя, прожитая там, пролетела очень быстро. Мы увидели много достопримечательностей. Но особенно мне запомнились четыре источника в известном санатории «Марциальные воды». Как нам рассказал экскурсовод, каждый из них имеет уникальный уровень и состав железа. Этот курорт пользовался в СССР большой популярностью. Но самое прекрасное – это каменные берега. Именно на них когда-то снимали один из моих любимых фильмов «Весёлая хроника опасного путешествия». Ощутил себя словно в одной из сцен киноленты. Конечно, не могу не сказать о Кижах. Этот остров до сих поражает туристов, что уж говорить о нас тогда. Запомнилась двенадцатикупольная церковь, которая возвышалась над нами. А ведь она сделана без единого гвоздя, как и окружавшая ее деревня. Самое интересное в ней было, что люди жили под одной крышей с домашним скотом. Только они в одной части постройки, а животные – в другой.

20 ПК 1 история.jpg
Петропавловская крепость в Ленинграде. Фото: bangkokbook.ru

Затем мы отправились в Ленинград, еще на тот момент. Что мне особенно запомнилось? Это Петропавловская крепость. Удивительное место, в котором когда-то держали узников. Какое-то время стены были тонкими, и заточенные могли спокойно переговариваться друг с другом. Но вскоре об этом узнали, и теперь стены толщиной в метр. А в Петропавловском соборе находятся царские погребения. Над ними висели большие золотые кресты.Но, к сожалению, фотографий сделать не получилось. Там это запрещалось. Только туристы из Кореи и Японии снимали исподтишка, так чтобы никто не заметил.

А вот в Москве мы тогда были проездом. В то время она была похожа на Ижевск. Выделялась лишь Красная площадь, которую все и хотели посмотреть. А дома были такими же серыми, как и в нашем городе. Глазу не за что зацепиться. Тогда же я купил в ГУМе модные кроссовки, но они уже через полгода порвались и испортились. Что же еще запомнилась? Очередь к Мавзолею Ленина. Такие очереди я видел лишь у женских туалетов.

Разговаривать можно было только на родном языке

20 латвия ссср.jpg
По путевке поехали в Латвию. Фото: bangkokbook.ru

Галина Матвеева: Шел 90-й год, холодный и промозглый декабрь. Я тогда работала в местном совхозе. И вот внезапно нас обрадовали. На работе выдали путевки в Ригу, столицу Латвии. Раньше их постоянно давали, а вот сейчас такой практики уже нет. Ехали мы на автобусе, но сколько добирались, уже даже не помню. Когда приехали, сразу в глаза бросилось, что нигде нет каких-либо заборов и оградок. И везде росли цветы, которые строго запрещалось рвать. Главное, о чем нам не следовало забывать – говорить везде лишь на родном языке, то есть на удмуртском. Там как не любили русских, так и не любят до сих пор. Самым ярким для меня моментом были красивейшие ночи и черные лебеди, плавающие по водоемам. Ну и, конечно же, дискотеки, танцы и песни до утра. Тогда не хотелось думать о заботах, которые ждут впереди. Лишь наслаждаться моментом. Кстати, курортного романа тогда ни с кем не случилось. И фотографий, увы, не осталось. Мы сделали множество фото, и местные экскурсоводы даже обещали прислать фотокарточки. Но по почте так ничего и не пришло.

Увидела черную руку…

Наталья Трепалина: 1978 год. Мне было 9 лет, и всей семьей мы поехали в Ленинград и Москву. Не брали никакие туры, путешествовали самостоятельно. С жильем для приезжих тогда было сложно. Папе удалось устроиться в какой-то небольшой гостинице, а мы с мамой и сестрой жили в Доме матери и ребенка. Тогда я впервые увидела Москву и Ленинград. Побывала на всех памятных маршрутах: связанных с войной, историей Петра I и т.д. Я была под сильным впечатлением от Петергофа, от разных скульптур и памятников.
Фотографировали тогда редко, поэтому во время путешествия мы купили много открыток про наши столицы. Они пригодились мне позже - в 4 классе, когда в школе проходили историю России в Петровский период. Я принесла эти фотографии из буклетов, и весь класс их рассматривал.

20 Метро 3 история.jpg
Метро – удивительное место. Фото: stranabolgariya.ru

Но особенно из всей поездки запомнилось первое знакомство с метро в Москве. Вагон битком и вдруг я вижу перед собой на поручне… черную руку. Сначала я смотрела на нее с ужасом, потому что никогда не видела человека другой расы. Потом медленно поднимаю глаза и вижу перед собой красивого африканца. А он мне по-доброму улыбается. Ощущение страха испарилось. Тогда я впервые столкнулась с другим миром, непривычным для меня.

Вторая история случилась, когда мне было лет 13-14. Нужно было ехать в Челябинскую область, как мы говорили, «на целину». Там жила моя тетушка по маминой стороне. Летели через Магнитогорск на «кукурузнике» (небольшой самолет АН-2 - прим. ред.). Незабываемое ощущение, когда летишь совсем близко к земле. И думаешь – нужен вообще парашют или не нужен. При этом не было так страшно, как, например, позднее на авиалайнерах. Может я не боялась, потому что была ребенком.

Детская фантазия наяву

20 Адлер Отдых.jpg
Путевки на юг были недешевым удовольствием. Фото: m.fotostrana.ru

Людмила Прохорова: 1985 год. Мне было лет 12, когда родители решили съездить на море. Даже специально все рассчитали, чтобы отпуска совпали. Многие тогда ездили по путевкам, но мы решили отправиться «дикарями» на машине. Сейчас такой способ называют «дикарем». Путевки на юг в те годы были недешевым удовольствием. Если приезжаешь на машине, то на месте снимаешь место или, как говорили, «койку» для ночевки. Мы поехали в Адлер, и поселились в домике с еще одной семьей. Но нам особо это не мешало, мы мало времени проводили дома, все же наслаждались недолгим отпуском. А город запомнился не зданиями и и достопримечательностями, а общей атмосферой. Адлер очень уютный городок. Тогда мне маленькой казалось, что я попала в детскую фантазию. На улицах возвышались высокие раскидистые деревья. В их тени можно было спрятаться от палящего солнца. Вечера были теплые, а небо звездное. Как сейчас помню, я и родители сидели на пляже и смотрели на спокойное море. Они обсуждали рабочие будни, которые начались бы уже через 2 недели. Эта окружающая обстановка так ясно отпечаталась у меня в памяти, до сих пор не забываю. Когда мы уезжали, думала, что вряд ли когда-нибудь такое повторится. Но уже став взрослее я снова приехала туда и попала в этот мир, отличающийся от Ижевска.