Что общего между удмуртами и пермяками? Очевидно, что язык у этих народов очень похож и, оказывается, территория, из которой они «вышли» – тоже общая. Ко Дню Пермского края, который в соседнем регионе отметили 1 декабря, IZHLIFE вместе с младшим научным сотрудником института социальных коммуникаций УдГУ, историком Никитой Кутявиным разбирался, что же все-таки объединяет нас.
Много общего
Удмуртский язык, как и язык коми-пермяков, входит в пермскую подгруппу финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Российский историк и лингвист, этнолог Сергей Белых в своей статье «К вопросу о локализации прародины пермян», на которую мы и дальше будем ссылаться, уверяет, что коми-пермяцкий, коми-зырянский и удмуртский языки, очевидно, близки по фонетике, морфологии и лексике. Это, пишет он, говорит о том, что народы не ограничивались лишь вторичными контактами, а скорее возводит языки к общему языковому предку – пермскому праязыку. Народ, говоривший на нем, обитал на общей территории – пермской прародине. Автор уверен, и это не вызывает сомнения, что за многовековую историю пермяки претерпели сложную эволюцию. Это и стало толчком к тому, чтобы сформировались современные пермские народы.
Прапермские племена были прямыми языковыми и этническими предками современных удмуртов и коми. Этнолог и этнограф Владимир Напольских еще в 1997 году предложил называть их эндопермянами. Он также подтверждает, что языки этих народов «внешне даже ближе друг к другу, чем прибалтийско-финские», и уже давно обособились от других финно-угорских языков. Поэтому, например, пермяк может понять удмурта, а финн – вряд ли.
Прародину пермян в финно-угорском языкознании принято локализовать к середине II тыс. до н.э. к северо-востоку от поворота реки Волги на юг в нижнем и среднем течении Вятки и Камы. В то время как Михаил Атаманов, например, провозглашает «прародиной удмуртов» территорию, южная граница которой «…проходила несколько южнее линии городов Чебоксары – Казань – Уфа, западная – по реке Ветлуге (несколько восточнее), северная – по верховьям рек Камы и Вятки и до слияния рек Юг и Сухона, восточная граница прародины удмуртских родоплеменных групп, скорее всего, простиралась по линии села Кулига (у истока Камы) – г. Оса – пос. Чернушка (в Пермской обл.) до среднего течения реки Уфы и до ее впадения в реку Белую (северо-западный район Башкирии». Сергей Белых же говорит о том, что тут речь идет скорее об ареалах обитания предков удмуртов в разные эпохи истории (ананьинская, пьяноборская археологические культуры, эпоха раннего средневековья).
О времени распада когда-то существовавшей прапермской общности, куда входили предки удмуртов и коми-пермяков, можно судить исходя из внешних языковых влияний. Как считает Сергей Белых, в булгарскую эпоху (VIII-XIV вв.) происходило постепенное разделение этой общности. Некоторые заимствованные слова были распространены среди прапермяков равномерно. Затем часть из них попадает к удмуртам, но не доходит до пермяков. А в эпоху казанского ханства XV-XVI вв. связь между удмуртами и коми-пермяками почти исчезла. В первом случае имеется несколько сот татарских заимствований, а во втором их практически нет. Это заметно даже внутри удмуртской этнической общности. Южные удмурты называют родителей «анай» и «атай» на татарский манер, а северные – «мумы» и «бубы».
Историк Сергей Белых уверен, что в эпоху, когда пермский народ еще был един, их язык усвоил булгаризмы (чувашские заимствования). В удмуртском языке их стало гораздо больше, чем, например, в языке народа коми.
Понять расположение того места, где проживала прапермкая общность, можно с помощью метода лингвистической палеонтологии. Он подразумевает поиск в языке названий растений и животных, которые были характерны для какой-то территории в конкретный временной период. Например, как пишет Сергей Белых, мы знаем, что предки пермяков и удмуртов жили к западу от Уральского хребта, потому что в их языках есть названия для дуба и орешника. При этом в них есть названия и для сибирской кедровой сосны, которая ограниченно присутствует на европейской территории. Все три дерева произрастают вместе в Пермском Прикамье, которое автор статьи и считает предполагаемой прародиной удмуртов и пермяков. Это было место существования гляденовской археологической культуры.
Несколько похожих в коми-пермяцком и удмуртском языке слов:
(Из «малого» списка М. Сводеша).
Вир и с удмуртского, и с коми-пермяцкого означает «кровь».
Пель – ухо.
Земля – му.
Глаза – син.
Полный (англ. full) – тыр.
Волосы – си.
Рука – ки.
Рог (англ. horn) – сюр.
Колено – пыдес (удм.), пидöс (коми-перм.).
Печень – мус.
Длинный – кузь.
Имя – ним.
Новый – выль (удм.), виль (коми-перм.).
Нос – ныр.
Дождь – зор (удм.), зэр (коми-перм.).
Красный – горд (удм.), гöрд.
Сказать – шуыны (удм.), шуны (коми-перм.).
Камень – из.
Плавать – уяны (удм.), уянвы (коми-перм.).
Зуб – пинь.
Два – кык.
Три – пу.
Мы – ми.
Кто – кин.
Что почитать по этой теме?
Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения РАН «Пермский мир в раннем Средневековье». Сборник научных статей
Сборник посвящен проблемам истории и культуры пермских народов I – нач. II тысячелетия н.э., вопросам хронологии археологических памятников, выявлению особенностей материальной культуры раннесредневекового населения Прикамья и отражению в ней этнокультурных связей, поиску прародины прапермян.
Михаил Атаманов-Эграпи «Происхождение удмуртского народа» (16+)
Советский российский лингвист, исследователь удмуртской ономастики, доктор филологических наук Михаил Атаманов в своей монографии рассматривает вопрос о происхождении удмуртов – одного из древних финно-угорских этносов России. Выводы автор делает на основе этнографических, лингвистических, археологических, антропологических источников. Книга подкреплена богатым иллюстрированным материалом.