Наступающий 2026 год по Восточному календарю пройдет под знаком Красной Огненной Лошади. Это прекрасный повод вспомнить, что для многих народов Поволжья, особенно для удмуртов, конь был не просто животным, а мифическим существом, связующим звеном между мирами.
Рассказываем о самых ярких и таинственных образах – от лучезарного солнечного скакуна до таинственного водяного духа.
Солнечный и водяной кони
В удмуртском фольклоре жеребец – очень почитаемое существо, так как связан с главным весенним праздником. Конь часто изображался вместе с солнечными знаками на украшениях – гребнях, подвесках, элементах костюма. Более старинные предметы финно-угров, которые изображали лошадь, находили по всей территории Центральной России и Костромского Поволжья. Это связано с территориальными изменениями при расселении людей.
Примером связи солнца, весны и лошади является удмуртский праздник первой проталинки Гуждор. Он устраивается весной, когда начинает таять снег и виднеется первая бледно-зеленая трава. Люди верхом на лошадях, с музыкальными инструментами и песнями торжественно выезжают на зеленую лужайку, чтобы встретить чародейку-красавицу Весну и светлого бога тепла и радости Шунды.
В роли Весны на празднике выезжает украшенная цветами девушка на белом коне, а в роли Солнца – юноша в белой одежде и с желтыми цветами италмас (купальница европейская), на рыжем коне. Толпа встречает их игрой на музыкальных инструментах и торжественными песнями-гимнами, посвященными солнцу и весне.
Но коней связывали и с водной стихией. Один из ярких мифов, записанный этнографом М. Г. Худяковым со слов удмуртского просветителя Кузебая Герда, рассказывает о реке «Вало» и волшебных лошадях темной масти. Современная река Вала, чье название переводится с удмуртского как «лошадиная река», получила его неспроста, рассказывает исследователь в труде «Культ коня в Прикамье». Согласно старинному преданию, в водах обитали особые кони – существа, обладающие чудесной силой.
А ниже деревни Большая Докья, в месте, которое называют «Сьӧд толэс вордон» («рождение черного жеребенка»), по ночам из реки выходил щипать траву другой необыкновенный конь – белый, с черными крапинками.
Легенда гласит, что поймать его можно было лишь одним способом: дождаться, когда он выйдет на берег и бросить в воду железо. Тогда волшебный скакун терял возможность вернуться обратно. Однажды этим воспользовался местный лесоруб. Увидев коня, он швырнул в реку топор. Испуганный дух воды помчался вдоль берега, но в итоге был пойман.
Считалось, что потомком того водяного коня, родившемся в месте у «Сьӧд толэс вордон», стал великолепный вороной жеребец, положивший начало особой породе. Этих лошадей называли «бурдо-вал» – «крылатые кони». По ночам у них были видны крылья, и хозяин, приближаясь к такому коню в темноте, должен был предупредить его свистом, чтобы тот успел спрятать свои крылья. Но, согласно легенде, однажды, один из хозяев забыл это сделать, и с тех пор волшебные крылатые кони исчезли.
Конь в обрядах и в народном искусстве
Роль коня в жизни древних удмуртов было сложно переоценить. Он был главным тягловым животным, символом достатка. Количество лошадей во дворе определяло статус семьи: четыре и более коня считалось признаком зажиточности.
Но помимо хозяйственного, было и сакральное значение. Конь в культуре и мифологии Прикамья олицетворял благополучие и процветание. Три конские головы, расположенные по движению солнца, олицетворяли живительный свет небесного светила, бесконечность чередования времен года и жизненного цикла.
Также фигура этого животного выступала ключевым элементом в обрядах:
-
Конные скачки, катания, состязания были обязательной частью Масленицы, Пасхи, праздников начала и окончания сева (Гырон потон, Акашка).
-
Свадебная обрядность. Конь был центром свадебного поезда. Существовал обряд, когда жених приводил коня в избу невесты («валэз корка пыртон»), символизирующий пожелание богатства и достатка молодой семье.
-
Поминальные обряды. Умершему мужчине «дарили» коня, проводя обряд «йырпыд сетон» или «вал сюан». Кости животного затем увозили в особое место за пределами деревни.
-
Жертвоприношения. Ранее также коней и жеребят приносили в дар богам неба (Инмару), плодородия (Кылдысину), болезней (Черу), духам воды. Масть жертвы строго соответствовала божеству.
Образ коня также сохранился и в народном искусстве:
-
Узоры: изображениями парных конских голов украшали металлические гребни, подвески, а позже – вышивку на свадебных нагрудниках и ритуальных поясах.
-
Архитектура: деревянные коньки на крышах домов в костромских и удмуртских деревнях – прямое наследие тех верований.
-
Ювелирное дело: современные мастера Удмуртии и Поволжья продолжают создавать украшения и сувениры, обыгрывая древние сюжеты с двуглавыми конями и солярными знаками.
Конь как проводник в удмуртском фольклоре
Коню приписывали способность быть проводником между мирами. Его использовали для выбора места для нового святилища (луд). Ворожец (туно) садился на необъезженного коня без узды и отпускал поводья. Там, где конь останавливался, и устраивали капище. Считалось, что лошадь чувствует присутствие духов и останавливается на «сильных» местах.
Кони удмуртских богатырей имели сверхъестественные способности: обладали даром предвидения, предупреждали об опасности, помогали преодолевать сложные ситуации.
Например, согласно преданиям, богатырь Ядыгар во время сражений разъезжал на паре коней: на соловом коне (ӵуж вал) участвовал в поединках, а посыльным в случае необходимости отправлял пегого коня (куӵо вал). Богатырь Донды всегда ездил на очень бойкой, сильной и резвой сивой лошади (пурысь вал). Говорили, такой лошади не нужны были мосты: она перепрыгивала через любую реку.
Масть часто определяла судьбу: соловые, вороные и сивые кони несли победу. Тогда как пегие считались связанными с нижним миром и потому часто приводили героев к гибели.
Например, по легендам, у богатыря Идны было три лошади: саврасая, вороная и пегая. Эти животные были так сильны, что могли пробегать в одну упряжку до 200 верст без корма. Однажды враги узнали, по какой дороге поедет Идна, и подрубили сваи моста через реку. Две лошади помогли Идне: вороная почуяла вражеский запах и не захотела идти на мост, саврасая также отказалась. А вот пегая, не имея чутья своих подруг, беспрекословно помчала богатыря через мост, где богатырь и погиб.
У Мардана был чудесный вороной конь и волшебный палаш, которые делали его непобедимым. Однажды богатырь отправился не на войну, а по делам и велел запрячь не вороного коня, а пегого. Пегий конь не почуял опасности, въехал на мост. Подломились опоры моста, рухнул Мардан-батыр в воду и утонул.
Микола-батыр ехал в упряжке вороной и пегой лошадей. Впереди на мосту, перегороженном бревнами, его ждали разбойники-курки. Богатырь решил перемахнуть через овраг: вороная лошадь перелетела, а пегая, словно камень, упала в лог и утянула с собой хозяина.