10 декабря 2025 16:10
История Удмуртии

Крылатые кони и спутники богатырей: почему удмурты почитали лошадь и какие с ней проводили обряды

Скакуны в легендах, на узорах и украшениях

Почему финно-угры так часто делали украшения в виде лошади. Фото: госкаталог РФ
Почему финно-угры так часто делали украшения в виде лошади. Фото: госкаталог РФ

Наступающий 2026 год по Восточному календарю пройдет под знаком Красной Огненной Лошади. Это прекрасный повод вспомнить, что для многих народов Поволжья, особенно для удмуртов, конь был не просто животным, а мифическим существом, связующим звеном между мирами. 

Рассказываем о самых ярких и таинственных образах – от лучезарного солнечного скакуна до таинственного водяного духа.

Солнечный и водяной кони

В удмуртском фольклоре жеребец – очень почитаемое существо, так как связан с главным весенним праздником. Конь часто изображался вместе с солнечными знаками на украшениях – гребнях, подвесках, элементах костюма. Более старинные предметы финно-угров, которые изображали лошадь, находили по всей территории Центральной России и Костромского Поволжья. Это связано с территориальными изменениями при расселении людей. 

Примером связи солнца, весны и лошади является удмуртский праздник первой проталинки Гуждор. Он устраивается весной, когда начинает таять снег и виднеется первая бледно-зеленая трава. Люди верхом на лошадях, с музыкальными инструментами и песнями торжественно выезжают на зеленую лужайку, чтобы встретить чародейку-красавицу Весну и светлого бога тепла и радости Шунды. 

В роли Весны на празднике выезжает украшенная цветами девушка на белом коне, а в роли Солнца – юноша в белой одежде и с желтыми цветами италмас (купальница европейская), на рыжем коне. Толпа встречает их игрой на музыкальных инструментах и торжественными песнями-гимнами, посвященными солнцу и весне. 

1607438199_026.jpg
Подвеска «Кони». Обработка металла – П. М. Зорин, бронза. Фото: Глазовский краеведческий музей

Но коней связывали и с водной стихией. Один из ярких мифов, записанный этнографом М. Г. Худяковым со слов удмуртского просветителя Кузебая Герда, рассказывает о реке «Вало» и волшебных лошадях темной масти. Современная река Вала, чье название переводится с удмуртского как «лошадиная река», получила его неспроста, рассказывает исследователь в труде «Культ коня в Прикамье». Согласно старинному преданию, в водах обитали особые кони – существа, обладающие чудесной силой.

А ниже деревни Большая Докья, в месте, которое называют «Сьӧд толэс вордон» («рождение черного жеребенка»), по ночам из реки выходил щипать траву другой необыкновенный конь – белый, с черными крапинками. 

Сейчас рядом с местом «Сьӧд толэс вордон» в Удмуртии есть деревня Жеребенки, возможно, это неспроста.

Легенда гласит, что поймать его можно было лишь одним способом: дождаться, когда он выйдет на берег и бросить в воду железо. Тогда волшебный скакун терял возможность вернуться обратно. Однажды этим воспользовался местный лесоруб. Увидев коня, он швырнул в реку топор. Испуганный дух воды помчался вдоль берега, но в итоге был пойман.

Считалось, что потомком того водяного коня, родившемся в месте у «Сьӧд толэс вордон», стал великолепный вороной жеребец, положивший начало особой породе. Этих лошадей называли «бурдо-вал» – «крылатые кони». По ночам у них были видны крылья, и хозяин, приближаясь к такому коню в темноте, должен был предупредить его свистом, чтобы тот успел спрятать свои крылья. Но, согласно легенде, однажды, один из хозяев забыл это сделать, и с тех пор волшебные крылатые кони исчезли.

Конь в обрядах и в народном искусстве

Роль коня в жизни древних удмуртов было сложно переоценить. Он был главным тягловым животным, символом достатка. Количество лошадей во дворе определяло статус семьи: четыре и более коня считалось признаком зажиточности.

Но помимо хозяйственного, было и сакральное значение. Конь в культуре и мифологии Прикамья олицетворял благополучие и процветание. Три конские головы, расположенные по движению солнца, олицетворяли живительный свет небесного светила, бесконечность чередования времен года и жизненного цикла. 

Также фигура этого животного выступала ключевым элементом в обрядах:

  • Конные скачки, катания, состязания были обязательной частью Масленицы, Пасхи, праздников начала и окончания сева (Гырон потон, Акашка).

  • Свадебная обрядность. Конь был центром свадебного поезда. Существовал обряд, когда жених приводил коня в избу невесты («валэз корка пыртон»), символизирующий пожелание богатства и достатка молодой семье.

  • Поминальные обряды. Умершему мужчине «дарили» коня, проводя обряд «йырпыд сетон» или «вал сюан». Кости животного затем увозили в особое место за пределами деревни.

  • Жертвоприношения. Ранее также коней и жеребят приносили в дар богам неба (Инмару), плодородия (Кылдысину), болезней (Черу), духам воды. Масть жертвы строго соответствовала божеству. 

1607438156_025.jpg
Конь в культуре и мифологии Прикамья символизировал солнце, олицетворял благополучие и процветание. Фото: Глазовский краеведческий музей

Образ коня также сохранился и в народном искусстве:

  • Узоры: изображениями парных конских голов украшали металлические гребни, подвески, а позже – вышивку на свадебных нагрудниках и ритуальных поясах.

  • Архитектура: деревянные коньки на крышах домов в костромских и удмуртских деревнях – прямое наследие тех верований.

  • Ювелирное дело: современные мастера Удмуртии и Поволжья продолжают создавать украшения и сувениры, обыгрывая древние сюжеты с двуглавыми конями и солярными знаками.

Конь как проводник в удмуртском фольклоре

Коню приписывали способность быть проводником между мирами. Его использовали для выбора места для нового святилища (луд). Ворожец (туно) садился на необъезженного коня без узды и отпускал поводья. Там, где конь останавливался, и устраивали капище. Считалось, что лошадь чувствует присутствие духов и останавливается на «сильных» местах.

Кони удмуртских богатырей имели сверхъестественные способности: обладали даром предвидения, предупреждали об опасности, помогали преодолевать сложные ситуации.

Например, согласно преданиям, богатырь Ядыгар во время сражений разъезжал на паре коней: на соловом коне (ӵуж вал) участвовал в поединках, а посыльным в случае необходимости отправлял пегого коня (куӵо вал). Богатырь Донды всегда ездил на очень бойкой, сильной и резвой сивой лошади (пурысь вал). Говорили, такой лошади не нужны были мосты: она перепрыгивала через любую реку. 

Масть часто определяла судьбу: соловые, вороные и сивые кони несли победу. Тогда как пегие считались связанными с нижним миром и потому часто приводили героев к гибели.

Например, по легендам, у богатыря Идны было три лошади: саврасая, вороная и пегая. Эти животные были так сильны, что могли пробегать в одну упряжку до 200 верст без корма. Однажды враги узнали, по какой дороге поедет Идна, и подрубили сваи моста через реку. Две лошади помогли Идне: вороная почуяла вражеский запах и не захотела идти на мост, саврасая также отказалась. А вот пегая, не имея чутья своих подруг, беспрекословно помчала богатыря через мост, где богатырь и погиб. 

1YlJJD_hlgx6Pl-fHLpd7TnHEEsGBxKovTuI9pXyc2WW2nAA9VILRoff7xkRjTzCw-3HCauYCfF2AafgKTubL0oK.jpg
Богатыри из удмуртской мифологии: Донды и Идна. Фото: Библиотека им. Некрасова г. Ижевск

У Мардана был чудесный вороной конь и волшебный палаш, которые делали его непобедимым. Однажды богатырь отправился не на войну, а по делам и велел запрячь не вороного коня, а пегого. Пегий конь не почуял опасности, въехал на мост. Подломились опоры моста, рухнул Мардан-батыр в воду и утонул. 

Микола-батыр ехал в упряжке вороной и пегой лошадей. Впереди на мосту, перегороженном бревнами, его ждали разбойники-курки. Богатырь решил перемахнуть через овраг: вороная лошадь перелетела, а пегая, словно камень, упала в лог и утянула с собой хозяина.



Мы используем cookie

Во время посещения сайта izhlife.ru вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее