«Фасад здания музея им. М. Т. Калашникова в Ижевске не доделан, на имеющихся плитах надо установить панно с барельефами, как было предусмотрено в первоначальном проекте архитектора Петра Илларионовича Фомина. Сможете поднять этот вопрос?» – с такой просьбой в редакцию IZHLIFE обратился Анатолий Караваев, который принимал участие в разработке проекта и контроле за строительством музея. Разбираемся в ситуации.
Главный инженер проектов Анатолий Караваев
Музейно-выставочный комплекс имени легендарного оружейника Михаила Тимофеевича Калашникова – одна из главных достопримечательностей Ижевска. И, конечно, очень популярное место у растущего потока туристов. Сюда приглашают почетных гостей города и республики, чтобы они не только посмотрели уникальные экспозиции, посвященные знаменитому оружейнику и его творениям, но и постреляли в тире из огнестрельного, травматического и пневматического оружия.
Здание музея открыли в 2004 году. Разработкой его проектной документации занимался институт «Прикампромпроект», победивший в конкурсе. Автором проекта здания выступил архитектор Петр Фомин. А Анатолий Караваев был главным инженером проекта.
Анатолий Афанасьевич родился в 1939 году в одной из маленьких деревушек в Кировской области и еще в школе начал подрабатывать на стройке. Сначала был бетонщиком, потом учеником арматурщика. Закончил спецкурсы, работал на башенном кране, был машинистом.
В Ижевск попал по распределению после окончания Пермского политехнического института. И сразу на большую стройку Автозавода. В 1966 году его приняли мастером в строительное управление № 10 треста 17, а чуть позже откомандировали в воинскую часть 44610. За девять лет он прошел путь от мастера до начальника участка по строительству главных корпусов Автозавода в Ижевске.
В 1972 году начал работать в техническом отделе треста старшим инженером, а через три года его пригласили в удмуртский филиал Московского института Ипромашпром.
С 1978 по 2007 года был главным инженером проектов в институте «Прикампромпроект». Он участвовал в разработке и согласовании многих масштабных объектов, курировал и контролировал их строительство. Большинство проектов было связано с оборонными предприятиями – по всей Удмуртии, в Перми, Самаре, на Байконуре, в Югре, в Якутии и Белоруссии. Его труд отмечен несколькими медалями и государственными наградами. Сейчас Анатолий Афанасьевич на пенсии, живет в Балашихе Московской области.
Денег на строительство музея все время не хватало
Анатолий Афанасьевич вспоминает, что решение строить музей имени Калашникова в Ижевске было принято в 1995 году. Главными идейными вдохновителями стали Михаил Тимофеевич, Анатолий Салтыков, на тот момент мэр города, и главный архитектор Ижевска Петр Берш.
«Был объявлен конкурс на проект музея, в котором приняли участие институты и архитектурные группы Ижевска, – рассказывает Анатолий Афанасьевич. – Победу присудили проекту архитектора Петра Фомина из института «Прикампромпроект». Директор института Фоменко принял решение о разработке рабочей документации, а меня назначили главным инженером проекта. Специально для нас были организованы поездки в аналогичные музеи России – в московские, тульские, в Санкт-Петербургский музей имени Суворова, чтобы мы могли изучить их опыт строительства таких объектов».
«Уже на второй год стало ясно, что скудный городской бюджет не сможет справиться с этой стройкой. Тогда было принято решение обратиться к общественности города, к предприятиям Удмуртии и России. На помощь пришли многие», – подчеркивает экс-главный инженер.
Именно из-за недостатка средств строительство музея затянулось на долгие восемь лет.
«В муках рождалась «ижевская жемчужина». Денег не хватало даже на консервацию объекта на осенне-зимний период. Дождь, снег – все надо было закрывать, а денег на это не было. И, конечно, все застывало, замерзало. Однажды от мороза бетонные плиты просто разорвало. Весной приходилось все это разбивать, расколачивать, убирать и снова строить. К тому же за время стройки менялись нормы и правила по проектированию пожарной и охранной сигнализации, доступа маломобильных граждан и др. Все приходилось заново учитывать и дорабатывать проектную документацию».
По словам Анатолия Афанасьевича, на задержку строительства влияли и другие факторы. Например, когда началась стройка, часть деревянных домов по соседству еще не были снесены и люди не расселены. Кроме того, уже во время стройки проект приходилось дорабатывать из-за пожеланий самого Калашникова – так появился гараж со стороны улицы Бородина и его личный кабинет.
Идея создать музей оружия у Калашникова возникла давно, на протяжении многих лет он сам подбирал экспонаты для будущего музея.
«Ему выделили отдельную квартиру, где хранились все экспонаты, в том числе и оружие. Собирал он их постепенно, не сразу. Потом мы ходили и смотрели, как расставлять их, куда ставить… Квартира закрывалась и опечатывалась, все строго было», – говорит Анатолий Афанасьевич. По его словам, Михаил Тимофеевич был «нормальным и простым».
В 2004 году музей передали в собственность республики, и строительные работы удалось завершить. 4 ноября этого же года к 85-летию легендарного конструктора музей торжественно открыли. Вел церемонию сам Михаил Тимофеевич Калашников.
Что за панно с барельефами нужно установить на фасаде музея?
По первоначальному проекту архитектора Петра Фомина, на фасаде музея должны были располагаться панно с барельефами изображений разного вида оружия. Для них даже предусмотрены специальные плиты.
«По задумке автора эти барельефы должны были стать украшением здания. С их помощью можно было бы рассказать историю ижевского оружия, начиная с рождения оружейного завода. Чтобы горожане и туристы, даже не заходя в музей, могли узнать ключевые события этой истории», – говорит Анатолий Караваев. Теперь он считает своим долгом довести проект Фомина до финала.
Кстати, сохранились и образцы 16 рисунков панно. Их разработал скульптор Владимир Курочкин (автор скульптуры Калашникова на входе в музей) совместно с Петром Фоминым.
Анатолий Караваев несколько раз обращался в администрацию Ижевска и в Министерство культуры Удмуртии с просьбой рассмотреть возможность установки барельефов. Но там ему ответили, что денег на этот проект нет.
«В ближайшее время проведение данных работ не представляется возможным по следующим причинам: обследование конструкции здания в 2019 году непосредственно перед началом капитального ремонта показало, что климатические условия региона способствуют возникновению угрозы обрушения внешних тяжелых конструкций здания, а именно фасадных плит, что и произошло в 2014-2019 годах. В связи с этим Министерство культуры УР считает нецелесообразным какое-либо внешнее художественное украшение фасада здания музея, а именно установление тяжеловесных панно на фасад. Их отсутствие не снижает привлекательность музея для российских и зарубежных гостей. Повторно сообщаем, что при проведении очередного капремонта здания музея ваше предложение будет принято во внимание», – такой ответ пришел Анатолию Афанасьевичу от Министерства культуры УР за подписью министра Владимира Соловьева.
Но бывший главный инженер проекта считает, что такие заявления не обоснованы.
«Доломитовые плиты, установленные в 2004 году, находятся в идеальном состоянии. Барельефы весят не так много, лишь килограммы. Они не могут привести к глобальным обрушениям! Ответ Министерства культуры УР является очередной отпиской. Понятно, что время разрушает все, но сейчас все в отличном состоянии и барельефы нужно делать, не дожидаясь очередного капитального ремонта!»
Он писал письма и в сам музей. Но ответ тот же: денег на установку барельефов нет. Кроме того, по закону ни Министерство культуры, ни музей не имеют полномочий на открытие инвестиционных счетов для сбора денег, чтобы, к примеру, привлечь к проекту спонсоров.
«Я считаю, что можно обратиться к общественности, точно также как при строительстве музея, когда власти прибегли к помощи предприятий, заводов Удмуртии и России. Можно провести конкурс среди молодых архитекторов и скульпторов, которые не только обновили бы проект Фомина и Курочкина, но и помогли в его реализации. Если будет открыт инвестиционный счет на этот проект, я первый внесу посильный вклад!» – подытожил 84-летний Анатолий Караваев.