Top.Mail.Ru
24 июля 2024 10:34
История Удмуртии

Главный инженер проекта музея им. Калашникова просит установить на здание исторические барельефы

Но на воплощение первоначального проекта, по словам чиновников, нет денег

«Фасад здания музея им. М. Т. Калашникова в Ижевске не доделан, на имеющихся плитах надо установить панно с барельефами, как было предусмотрено в первоначальном проекте архитектора Петра Илларионовича Фомина. Сможете поднять этот вопрос?» – с такой просьбой в редакцию IZHLIFE обратился Анатолий Караваев, который принимал участие в разработке проекта и контроле за строительством музея. Разбираемся в ситуации. 

Главный инженер проектов Анатолий Караваев

Музейно-выставочный комплекс имени легендарного оружейника Михаила Тимофеевича Калашникова – одна из главных достопримечательностей Ижевска. И, конечно, очень популярное место у растущего потока туристов. Сюда приглашают почетных гостей города и республики, чтобы они не только посмотрели уникальные экспозиции, посвященные знаменитому оружейнику и его творениям, но и постреляли в тире из огнестрельного, травматического и пневматического оружия.  

20.jpg
Музейно-выставочный комплекс им. М. Т. Калашникова в Ижевске. Фото: Мария Бакланова

Здание музея открыли в 2004 году. Разработкой его проектной документации занимался институт «Прикампромпроект», победивший в конкурсе. Автором проекта здания выступил архитектор Петр Фомин. А Анатолий Караваев был главным инженером проекта.    

Анатолий Афанасьевич родился в 1939 году в одной из маленьких деревушек в Кировской области и еще в школе начал подрабатывать на стройке. Сначала был бетонщиком, потом учеником арматурщика. Закончил спецкурсы, работал на башенном кране, был машинистом.

В Ижевск попал по распределению после окончания Пермского политехнического института. И сразу на большую стройку Автозавода. В 1966 году его приняли мастером в строительное управление № 10 треста 17, а чуть позже откомандировали в воинскую часть 44610. За девять лет он прошел путь от мастера до начальника участка по строительству главных корпусов Автозавода в Ижевске.

В 1972 году начал работать в техническом отделе треста старшим инженером, а через три года его пригласили в удмуртский филиал Московского института Ипромашпром.

18.jpg
Фото: книга «Прикампромпроект. 50 лет на службе Отечеству»

С 1978 по 2007 года был главным инженером проектов в институте «Прикампромпроект». Он участвовал в разработке и согласовании многих масштабных объектов, курировал и контролировал их строительство. Большинство проектов было связано с оборонными предприятиями – по всей Удмуртии, в Перми, Самаре, на Байконуре, в Югре, в Якутии и Белоруссии. Его труд отмечен несколькими медалями и государственными наградами. Сейчас Анатолий Афанасьевич на пенсии, живет в Балашихе Московской области. 

19.jpg
Анатолий Караваев сейчас. Фото: предоставлено героем

Денег на строительство музея все время не хватало

Анатолий Афанасьевич вспоминает, что решение строить музей имени Калашникова в Ижевске было принято в 1995 году. Главными идейными вдохновителями стали Михаил Тимофеевич, Анатолий Салтыков, на тот момент мэр города, и главный архитектор Ижевска Петр Берш.  

3.jpg
Строительство музея Калашникова, 1999 год. Фото: Госархив Удмуртии

«Был объявлен конкурс на проект музея, в котором приняли участие институты и архитектурные группы Ижевска, – рассказывает Анатолий Афанасьевич. – Победу присудили проекту архитектора Петра Фомина из института «Прикампромпроект». Директор института Фоменко принял решение о разработке рабочей документации, а меня назначили главным инженером проекта. Специально для нас были организованы поездки в аналогичные музеи России – в московские, тульские, в Санкт-Петербургский музей имени Суворова, чтобы мы могли изучить их опыт строительства таких объектов».

Петр Фомин – заслуженный архитектор Удмуртии. Его работы только в Удмуртии: стадион «Динамо», ДК «Аксион», павильоны на центральном рынке, международный сектор аэропорта, корпуса Радиозавода, здание налоговой инспекции, мебельный магазин (сейчас там клуб «Мега»), храм «Георгия Победоносца», административный корпус НГДУ в Воткинске и др.
Строить музей начали в 1996 году. Генеральным подрядчиком строительства стал ФГУП УССТ № 8.

«Уже на второй год стало ясно, что скудный городской бюджет не сможет справиться с этой стройкой. Тогда было принято решение обратиться к общественности города, к предприятиям Удмуртии и России. На помощь пришли многие», – подчеркивает экс-главный инженер.

7.jpg

Строительство музея М.Т. Калашникова, 2000 год. Фото: vk.com/ya_izhevsk 

Именно из-за недостатка средств строительство музея затянулось на долгие восемь лет.

«В муках рождалась «ижевская жемчужина». Денег не хватало даже на консервацию объекта на осенне-зимний период. Дождь, снег – все надо было закрывать, а денег на это не было. И, конечно, все застывало, замерзало. Однажды от мороза бетонные плиты просто разорвало. Весной приходилось все это разбивать, расколачивать, убирать и снова строить. К тому же за время стройки менялись нормы и правила по проектированию пожарной и охранной сигнализации, доступа маломобильных граждан и др. Все приходилось заново учитывать и дорабатывать проектную документацию».

Анатолий Караваев, бывший главный инженер проекта: «Я помню слова Михаила Тимофеевича: «Если бы мне давали три копейки за каждый проданный автомат моего имени, я бы мог построить музей-дворец!»

По словам Анатолия Афанасьевича, на задержку строительства влияли и другие факторы. Например, когда началась стройка, часть деревянных домов по соседству еще не были снесены и люди не расселены. Кроме того, уже во время стройки проект приходилось дорабатывать из-за пожеланий самого Калашникова – так появился гараж со стороны улицы Бородина и его личный кабинет.

4.jpg
Строительство музея Калашникова, 1999 год. Фото: Госархив Удмуртии

Идея создать музей оружия у Калашникова возникла давно, на протяжении многих лет он сам подбирал экспонаты для будущего музея.

«Ему выделили отдельную квартиру, где хранились все экспонаты, в том числе и оружие. Собирал он их постепенно, не сразу. Потом мы ходили и смотрели, как расставлять их, куда ставить… Квартира закрывалась и опечатывалась, все строго было», – говорит Анатолий Афанасьевич. По его словам, Михаил Тимофеевич был «нормальным и простым».

В 2004 году музей передали в собственность республики, и строительные работы удалось завершить. 4 ноября этого же года к 85-летию легендарного конструктора музей торжественно открыли. Вел церемонию сам Михаил Тимофеевич Калашников.

1.jpg
Встреча Президента РФ Владимира  Путина с Михаилом Калашниковым у входа в музей, 21 июня 2006 года. Фото: Госархив Удмуртии

Что за панно с барельефами нужно установить на фасаде музея? 

По первоначальному проекту архитектора Петра Фомина, на фасаде музея должны были располагаться панно с барельефами изображений разного вида оружия. Для них даже предусмотрены специальные плиты.

21.jpg
Те самые плиты, на которых должны быть барельефы. Фото: Мария Бакланова

«По задумке автора эти барельефы должны были стать украшением здания. С их помощью можно было бы рассказать историю ижевского оружия, начиная с рождения оружейного завода. Чтобы горожане и туристы, даже не заходя в музей, могли узнать ключевые события этой истории», – говорит Анатолий Караваев. Теперь он считает своим долгом довести проект Фомина до финала.  

Кстати, сохранились и образцы 16 рисунков панно. Их разработал скульптор Владимир Курочкин (автор скульптуры Калашникова на входе в музей) совместно с Петром Фоминым.   

12.jpg
Один из эскизов барельефа. Фото: предоставлено героем

14.jpg
Один из эскизов барельефа. Фото: предоставлено героем

Анатолий Караваев несколько раз обращался в администрацию Ижевска и в Министерство культуры Удмуртии с просьбой рассмотреть возможность установки барельефов. Но там ему ответили, что денег на этот проект нет.

«В ближайшее время проведение данных работ не представляется возможным по следующим причинам: обследование конструкции здания в 2019 году непосредственно перед началом капитального ремонта показало, что климатические условия региона способствуют возникновению угрозы обрушения внешних тяжелых конструкций здания, а именно фасадных плит, что и произошло в 2014-2019 годах. В связи с этим Министерство культуры УР считает нецелесообразным какое-либо внешнее художественное украшение фасада здания музея, а именно установление тяжеловесных панно на фасад. Их отсутствие не снижает привлекательность музея для российских и зарубежных гостей. Повторно сообщаем, что при проведении очередного капремонта здания музея ваше предложение будет принято во внимание», – такой ответ пришел Анатолию Афанасьевичу от Министерства культуры УР за подписью министра Владимира Соловьева.

24.jpg
Ответ от министерства культуры. Фото: предоставлено героем

Но бывший главный инженер проекта считает, что такие заявления не обоснованы.

«Доломитовые плиты, установленные в 2004 году, находятся в идеальном состоянии. Барельефы весят не так много, лишь килограммы. Они не могут привести к глобальным обрушениям! Ответ Министерства культуры УР является очередной отпиской. Понятно, что время разрушает все, но сейчас все в отличном состоянии и барельефы нужно делать, не дожидаясь очередного капитального ремонта!» 

15.jpg
Один из эскизов барельефа. Фото: предоставлено героем

Он писал письма и в сам музей. Но ответ тот же: денег на установку барельефов нет. Кроме того, по закону ни Министерство культуры, ни музей не имеют полномочий на открытие инвестиционных счетов для сбора денег, чтобы, к примеру, привлечь к проекту спонсоров.

«Я считаю, что можно обратиться к общественности, точно также как при строительстве музея, когда власти прибегли к помощи предприятий, заводов Удмуртии и России. Можно провести конкурс среди молодых архитекторов и скульпторов, которые не только обновили бы проект Фомина и Курочкина, но и помогли в его реализации. Если будет открыт инвестиционный счет на этот проект, я первый внесу посильный вклад!» – подытожил 84-летний Анатолий Караваев.