Top.Mail.Ru
5 мая 2011 09:04
История Удмуртии

VIP-трофей: Для чего в Ижевск привозили пленного создателя "шмайссера"

Конструктор оружия, из которого немцы стреляли в наших, после войны был доставлен в Ижевск в числе почти 4500 пленных. <фото>

Конструктор оружия, из которого немцы стреляли в наших, после войны был доставлен в Ижевск в числе почти 4500 пленных

Досье

Шмайссер - человек и автомат

Хуго Шмайссер родился в 1884 году в немецком городе Йена в семье потомственного оружейника. Уже в возрасте 21 года молодой человек занял пост технического директора одного из ведущих в Германии производителей стрелкового оружия – фабрики Valentin Christian Schilling. В 1920 году вместе с братом Хансом основывает собственную фирму. С 1938 по 1944 годы на вооружение Вермахта было принято несколько разработок Хуго Шмайссера. Как уверяют некоторые историки, Гитлер относился к оружию братьев Шмайссеров с недоверием из-за его ненадежности. И только близкая дружба с рейхсминистром вооружений и военной промышленности Альбертом Шпеером помогла протолкнуть нужные заказы.

Война для оружейника закончилась 3 апреля 1945 года с взятием города Зуль американскими войсками. Позже наработки и оборудование были преданы СССР, и до 1946 года Хуго Шмассер входил в техническую комиссию по возможностям использования наработок на благо Страны Советов.

«Люкс гулаг для Шмайссера»

24 октября 1946 года Хуго Шмайссер прибывает в Ижевск в группе военнопленных, хотя фактически таковым не является. Согласно последним исследованиям, в Ижевск Хуго привела… безработица.

Брат и партнер Ханс Шмайссер успел «подсуетиться» в послевоенной Германии и занял пост директора комбината им. Э. Тельмана по выпуску охотничьего и спортивного оружия в ГДР. А для Хуго просто не нашлось места. Говорят, оружейник согласился на работу в СССР, чтобы прокормить семью.

Путь до Ижевска длиной в две недели Шмайссер провел в комфортабельном вагоне, правда, с заколоченными окнами и дверями на случай побега. И о месте прибытия - нашем городе - узнал только на вокзале Ижевска.

Хуго Шмайссера поселили в доме по ул. Красной, 133. Сейчас там располагается популярное кафе «Кофе 7», а в 1946 году это был заводской дом «Ижстальзавода», общежитие для высокопоставленных конструкторов и функционеров предприятия. Немецким специалистам обещали щедрое вознаграждение - до 10 тысяч рублей в месяц, продуктовый паек, роскошный в голодном послевоенном СССР, разрешали брать с собой семьи, мебель и даже… любовниц. Шмайссер поехал один - у супруги Нелли и сына Ульриха были серьезные проблемы со здоровьем.

 

 

Автоматы Шмайссера были одними из самых распространенных в немецкой армии. Правда, ценой значительных политических усилий и благодаря дружбе с нужными людьми. На историческом фото 1943 года Хуго Шмайссер показывает два новых образца автоматов Гитлеру, который смотрит на них с явным раздражением.

Историки с юмором именуют работу Шмайссера и еще 16 немецких оружейных специалистов в Ижевске «люкс-гулагом». Немцам выделили просторные квартиры до 4 комнат, приставили переводчиков. О положении пленных напоминал лишь сопровождающий от комендатуры, следовавший за спецами в первое время. Немцы даже не старались изучить русский язык и довольствовались «гутен тагами», которые освоили работники завода. Зарплата в 5000 рублей, положенная Хуго Шмайссеру, позволяла ему без труда отправлять на родину семье по 2000 марок каждый месяц.

Историки считают - советское руководство особо к работам над оружием немцев не привлекало, опасаясь за режим секретности. А в выпуске конверсионной техники – приборов и товаров народного потребления – от «оружейников до мозга костей» большого прока не было. В 1949 году в Ижевск приехал Михаил Тимофеевич Калашников, и с того времени немцам вход в конструкторские бюро и цеха «Ижмаша» и вовсе закрыли. Кстати, семья Калашниковых, говорят, поселилась в соседней с домом немцев гостинице «Центральная».

Шмайссер читал журналы и гулял

Чем же занимался Хуго Шмайссер в Ижевске? Кажется, что ничем. Хуго не был профессиональным инженером. Все оружие он и брат разрабатывали на практике, на глазок, в чертежи их идеи переводили подчиненные. В СССР же от немцев требовали готовые проекты и технические задания, которых Шмайссер при всем желании выдать бы не смог.


Хуго Шмайссер и дочь одного из немецких конструкторов Оскара Шинка Рената Шинк на прогулке в окрестностях Ижевска. Снимок сделан в период с 1949 по 1950 гг. 

 

Как вспоминал известный ижевский оружейник Драгунов, 60-летний конструктор страдал хроническим заболеванием легких и ко всему происходящему «относился с прохладцей». Любимым занятием немецкого конструктора в рабочее время было чтение американского журнала «Популярная механика». Он по мере возможности участвовал в жизни немецкого сообщества и часто выбирался за город в компании дочери инженера Оскара Шинка - Ренаты. Но вцелом производил впечатление замкнутого и неразговорчивого человека. Особенно после того, как получил известие о смерти оставленного в Германии сына, инвалида детства, всю жизнь проведшего в больнице.


Немецкие специалисты привезли в Ижевск семьи и жили весело, практически ни в чем не нуждаясь. Больной Хуго Шмайссер (второй слева в нижнем ряду) в этой компании смотрится несколько отрешенно.

Шпионский скандал вокруг Шмайссера

В 1952 году Хуго Шмайссеру разрешили вернутся на родину, чем он и воспользовался. И тут же попал в оборот американских спецслужб. Их крайне волновали вопросы разработки АК-47, и они считали, что герр Шмайссер может «слить» все, что видел в Ижевске. Семье конструктора предложили план побега из ГДР – на площадке возле дома ночью должен был приземлиться вертолет с группой морпехов, который бы провел эвакуацию Хуго и его жены Нэлли в ФРГ, а оттуда - за океан. Но Шмайссер отказался – перед отъездом из Ижевска он подписал документы о неразглашении, да и в то время уже тяжело больному конструктору все эти шпионские игры казались пустой тратой времени.

12 сентября 1953 года во время операции на легких Хуго Шмайссер умер в городской больнице города Эрфурт.

Знай!

После войны в Удмуртии работали 4500 пленных немцев


В отличие от немецкой интеллигенции военнопленные и перемещенные жили в построенных своими руками бараках в Ижевске, Сарапуле, Уве и других городах и поселках Удмуртии.
 

 

Положение других немецких пленных в Удмуртии было далеко не таким шикарным. Всего в послевоенные годы в республику прибыли до 4500 военнопленных и репатриантов (советских немцев из мест компактного проживания, объявленных вне закона после нападения Германии на СССР).

350 технических специалистов трудились в Ижевске в более-менее хороших условиях, заводили семьи, дети ходили в обычные школы. Остальные же были распределены в основном на лесозаготовки и торфопереработки в Сарапуле, Уве, Воткинске и других городах и поселках. Пленные рыли себе землянки и строили бараки, в которых и ютились. В Ижевске «немецкие бараки» находились в районе нынешних городков Строителей и Металлургов. Говорят, что немцам очень нравился русский хлеб, которым они лакомились, как пряниками. Его им выдавали по две буханки в день. Историки подчеркивают, что отношение к пленным и перемещенным в Удмуртии было довольно доброжелательным. Только в послевоенные годы на улицах можно было услышать в адрес колонны пленных слово «фрицы» или ругательства, заметить брошенный камень. Через пару лет охрану практически убрали, образованные и интеллигентные «русские немцы» завели семьи и детей. В 1955 году в СССР полностью сняли все ограничения на возвращение немецких подданных. К 1990 году до 90 процентов бывших пленных и «советских немцев» из Удмуртии перебрались на историческую родину.

Благодарим за помощь в подготовке материала историка Сергея Селивановского и издателя журнала «Иднакар» Алексея Коробейникова. В статье использованы фотографии и информация из книги историка Алексея Шепталина «Немцы в Удмуртии» и статьи журналиста и историка Ильи Шайдурова «Хуго Шмайссер в Ижевске» (журнал «Мастер ружье»).