7 апреля 2011 10:17
История Удмуртии

50 лет полету Гагарина: дорога к звездам шла через Ижевск

50 лет назад ижевчане посвящали Юрию Гагарину стихи и трудовые подвиги, и нынче многие в Ижевске отмечают день космонавтики как профессиональный праздник.

Юрий Гагарин

- В марте в городе Гагарин прошли научные чтения, посвященные памяти Юрия Гагарина, - рассказывает Марина Астафьева, заведующая школьным музеем космонавтики. - И мы в них участвовали. Когда я стала рассказывать, какой город мы представляем, присутствующие на встрече именитые конструкторы, космонавты, ученые встали и начали аплодировать…

Им не нужно напоминать о вкладе ижевчан в освоение космоса, они знают, что во многом благодаря нашим землякам страна опередила американцев и первой отправила человека в космос.

Ижевчанин первым убедился в том, что в космос можно отправлять человека

На этом самолете, Як-12, ижевчанин вылетел 25 марта 1961 года на поиски Звездочки.

25 марта 1961 года в космос отправили дворняжку Звездочку. Именно от того, насколько удачно она слетает, зависела судьба советской космонавтики: вот-вот американцы должны были отправить своего человека в космос, и откладывать полет Гагарина было больше нельзя.

Приземлившуюся капсулу со Звездочкой предстояло отыскать ижевчанину - командиру эскадрильи ижевского аэропорта Льву Оккельману. Вообще встретить ее приехали москвичи, но из-за сильной метели они не рискнули лететь на поиски капсулы. А Лев Карлович был единственным во всей ижевской эскадрилье, кто мог летать при любой погоде. Встречать Звездочку он вылетел вместе с сотрудниками КГБ (все проходило под большим секретом) за час до ее старта, а уже через четыре часа «экипаж» был найден между Сарапулом и Чайковским. Подойдя к капсуле, ижевчанин обрадовался: Звездочка в порядке, а значит, и человек может лететь! Собака ласкалась и лизала спасителю лицо. Под присмотром Льва Оккельмана звездная дворняга провела ночь, а наутро прибыла в Ижевск и вскоре улетела в Москву.

Некоторые ижевские краеведы не исключают, что убедиться в успешности полета дворняжки в Ижевск приезжал сам Сергей Королев. Вполне вероятно, что вместе с ним был и Юрий Гагарин. Но доподлинно это неизвестно: подготовка к полету Гагарина была засекречена.

Ижевчане посвящали Гагарину стихи и… надои молока

Вот такой вышла в Ижевске газета на следующий день после полета в космос Юрия Гагарина и в тот же день разошлась по рукам.

Константин Циолковский считал: покорить космос удастся не раньше 2017 года, американцы были уверены, что они будут первыми, а 12 апреля 1961 года весь мир был потрясен известием - в космосе советский человек! Это было настоящим праздником для нашей страны.

Первомайская демонстрация. Ижевск. 1961 г.

Еще 12 апреля в «Удмуртской правде» ни слова о полете Гагарина, а уже 13-го на первой полосе черно-белого издания появилась надпись красного цвета - «Слава покорителям космоса!». В этом же номере опубликовали стихотворение, посвященное полету первого советского человека в космос - его прислал один из восхищенных событием читателей. Вскоре стихами на страницах газеты «заговорили» ижевские студенты. О полете и о ликовании народа писали всю неделю. В заметке «Ижевцы восхищены» сообщалось: «Задолго до того, как начал передаваться репортаж с Внуковского аэродрома столицы (там для Юрия Гагарина устроили грандиозный прием. - Прим. ред.), всюду, где были установлены мощные громкоговорители, собирались толпы людей. Слушали голос Москвы и на предприятиях города». Ижевчане радовались полету Гагарина как личной победе и плакали от счастья. Рабочие посвящали трудовые подвиги космонавту, в том числе надои молока, и во всем равнялись на него, еще не догадываясь, насколько значима наша роль в освоении космоса.

Ижевчане называли «космическими» именами сыновей и … технику

Мотоцикл «Иж-Юпитер», радиола «Сириус», игрушки в виде космонавта - все напоминало в 60-е годы о подвиге Юрия Гагарина.
108 минут полета навсегда изменили жизнь не только Юрия Гагарина, но и всего советского народа. Космосом буквально бредили. Сувениры, елочные и детские игрушки, открытки, марки, значки - теперь все напоминало о подвиге Гагарина. Ижевский радиозавод выпустил радиолу с «космическим» названием «Сириус». «Ижмаш»

новую марку мотоцикла из «Иж-58» тут же переименовал в «Иж-Юпитер».

Открытки, значки, сувениры - все напоминало в 60-е годы о подвиге Юрия Гагарина.

Родители называли сыновей Юрами, а те, в свою очередь, себя никем другим, кроме космонавтов, не видели.

В ижевской школе № 62 еще до полета Гагарина в космос открыли кружок ракетостроения. Ребята запускали свои ракеты и успешно выступали на соревнованиях по ракетостроению. А 13 апреля 1961 года школе - первой в Советском Союзе - присвоили имя Юрия Гагарина. Добро на открытие здесь первого школьного музея космонавтики в стране давал сам первый космонавт. Сейчас здесь тысячи экспонатов, среди которых - кусок обшивки космического корабля, стартовый ключ с космодрома Байконур и многое другое.

«Мы строили космический мир ценой невероятных усилий»

Две ракеты Н1 на стартовых столах. Космодром Байконур, 1969 год.

- Я служил на Байконуре как раз на заре развития советской космонавтики - с 1964 по 1967 год, - рассказывает ижевчанин Валерий Рокин. - Посчастливилось мне побывать на приземлении космонавтов Леонова и Беляева. Их, уставших, бледных, не успевших переодеться, посадили в машину, в которой уже сидел Гагарин. Ехали к Звездному городку мимо кричащих и бросающих им букеты людей. С лица Гагарина не сходила его незабываемая улыбка. Такими я их и сфотографировал. На службе я увидел и Сергея Павловича Королева. Выдающийся конструктор был очень строг и не любил особо показываться на людях, а мне вновь повезло.

Именно наша часть в то время отправляла в космос и Комарова, который не вернулся. После него запуски были приостановлены, расчёты свёрнуты - все долго не могли оправиться от шока...

После службы я вернулся домой совсем другим человеком. Что-то изменила во мне армия, заставила стать серьезным, и я был этому рад! Мы строили этот космический мир, мы прислушивались к его пульсу, ценою невероятных усилий и многих жизней, отданных за сказочную мальчишескую мечту. И об этом не стоит забывать. Поэтому День космонавтики - наш общий праздник!

А знаете ли вы, что…

В Удмуртии на космос работают с конца 1940-х годов

Конец 1940-х годов для Удмуртии стал началом освоения промышленной продукции, предназначавшейся для освоения космического пространства. В ноябре 1949 года на выпуск приборной техники был перепрофилирован Ижевский мотозавод.

В конце 1950-х годов Ижмаш занялся ракетами, предназначенными для измерения метеопараметров, важных при запуске и спуске космических объектов с орбиты.

Радиозавод освоил микроэлектронную технологию в производстве ракетной техники.

В начале 1990-х и Воткинский завод перешел на продукцию космического назначения: на ракеты «Тополь», снятые с эксплуатации, устанавливали дополнительную ступень маршевого двигателя и узлы крепления спутника. Так боевое оружие превратилось в мирный транспортный ракетный комплекс «Старт».

Ижевчане помогли подняться в космос кораблю «Буран»

Свой первый и единственный космический полет «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. Он был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия». Экипажа на борту не было. Два витка вокруг земли он сделал за 205 минут. Его полет в космос и спуск на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера вошел в книгу рекордов Гиннесса. Комплекс аппаратуры, которая управляла полетом, изготовили на Ижевском мотозаводе. А Ижевский радиозавод изготовил телеметрическую систему для «Энергии» – обеспечивавшую 1 млн измерений в секунду. Ижевчанин академик Алексей Матвеевич Липанов возглавил группу разработчиков обшивки корабля «Буран». Проектировали старты на космодроме Байконур и строили их тоже наши земляки.

Выдающийся физиолог, готовивший Гагарина к полету, учился в Удмуртии

Василий Васильевич Парин - выдающийся физиолог. После того как в 1957 году принял участие в биологическом обеспечении запуска первого спутника с живым существом на борту - собакой Лайкой, свою деятельность прочно связал с космической биологией и медициной. Он готовил к полету, провожал в космос и встречал Юрия Гагарина.

Благодаря ему в медицине появились такие направления, как экспериментальная кардиология, клиническая физиология кровообращения и космическая кардиология.

Родом Василий Васильевич из Казани, а с 1911 по 1913 годы учился в одной из школ Удмуртии.

К слову, с отрядом космонавтов также работал выпускник Ижевского мединститута физиолог Григорий Федулович Хлебников.

Редакция газеты «Центр» благодарит Александра Петровича Балясова, сотрудников школы № 62 и Национального музея УР им. Кузебая Герда за помощь в подготовке материала.