Лето – время развлечений: для горожан открыты парки аттракционов, купание в пруду, лодочная станция и многое другое! А как отдыхали ижевчане летом полвека назад, когда не было ни ярких аттракционов, ни многозальных кинотеатров? IZHLIFE прогулялся по летнему Ижевску 60-70-х годов прошлого века.
Вместо огорода – пикники на пруду
– В начале 60-х огородов у большинства горожан не было, поэтому все отдыхали на природе, на берегу пруда, – вспоминает Наталья Натарова, в прошлом учительница английского языка ижевской школы №66. – Целые компании приезжали на трамвае к парку Кирова – тогда здесь была конечная остановка трамвая, – спускались вниз, в Комсомольский лог, и устраивали пикники. Тут разрешалось жечь костры, поэтому на берегу можно было провести целый день. А вот мы с мамой и другими родственниками ездили дальше, на Юровский мыс или Воложку. Брали с собой тазики с окрошкой, бидоны с квасом, натягивали между деревьями гамаки для детей. Кстати, знаменитый мост на Воложке в те годы был деревянным, и было очень здорово перейти по нему на другой берег, чтобы нарвать в воде кувшинок.
Автомобилей у подавляющего большинства жителей Ижевска в те годы не было, поэтому добраться до Юровского мыса, Соловьевских дач или Воложки можно было только на теплоходе.
– Мест на кораблике часто не хватало, и к нему цепляли огромную баржу – плавучую платформу, – рассказывает Наталья Вениаминовна. – Сейчас я поражаюсь, до чего это было опасно – вот так перевозить народ, – но в те годы на это мало кто обращал внимание. Все думали только о том, чтобы занять местечко на барже, особенно на обратном пути, ведь по-другому в город было не вернуться. Поначалу мы отдыхали на Юровском мысу, где вода была почище, а народу поменьше. Но позже стали ездить уже до самой Воложки, чтобы вечером занять места на теплоходе или барже – к Юровскому мысу кораблик подходил уже набитый битком.
Волейбол на пляже и летний кинотеатр
– Потом мы переехали в городок Металлургов, на улицу Школьную. Там рядом лес, и в детстве мы в нем часто гуляли, ходили с бабушкой за крапивой, щавелем, маслятами. Бегали на пруд, на студенческий пляж недалеко от Важнина ключа. Ну и, конечно, играли во дворе в снайпер, в вышибалы, в «12 палочек», «7 стеклышек», прятки, догонялки, «Глухие телефоны», «Колечко»… Успели пару раз сходить в летний кинотеатр «Металлург». Мы его между собой называли сараем. Он и был как сарай: сколоченный из досок и побеленный. А два лета подряд по одному месяцу мы с подругами работали в парке Кирова: пололи, поливали цветы, что-то сажали. В то время на главной аллее еще стояли фонтаны, правда они уже не работали, но вода там была, – продолжает Ирина Лошкарева.
Как ижевские пионеры собрали деньги на теплоход
Принадлежали эти пароходы разным организациям: скажем, до 1950 года больше всего пассажиров и грузов перевезла компания «Удмуртлес».
– То есть теплоходы строили или покупали для хозяйственных нужд, но параллельно еще и зарабатывали на пассажирских перевозках, – объясняет Николай Митюков. – Кстати, первым эту схему внедрил Иван Бодалев, купец первой гильдии и знаменитый дореволюционный предприниматель. Он заключил большой контракт на поставку дров для завода и построил три парохода, которые перевозили не только грузы, но и пассажиров, в основном рабочих из Колтомы на завод и обратно.
В разные годы по Ижевскому пруду бегали разные теплоходы и катера. Самые известные из них – теплоходы серии «Москвич» и «Красноярец».
– Еще до того, как «Москвич» запустили в серийное производство, была выпущена опытная партия таких теплоходов, незначительно отличавшихся друг от друга в деталях, и два судна из этой партии попали в Ижевск, – рассказывает Николай Митюков. – Затем, приблизительно в 1960-м году, в Ижевск доставили первый серийный «Москвич», который назвали «Дружбой». А в 1966 году пионеры и комсомольцы Первомайского района организовали сбор металлолома и на вырученные деньги приобрели еще один «Москвич», который получил название «Первомаец». Также по Ижевскому пруду бегали теплоходы «Красноярец» серии 222В с водометными двигателями. В Ижевске было три «Красноярца»: «Заря», «Иж» и «Пионер». Еще один, «Красноярск», использовался в качестве толкача к пассажирской платформе.
Сейчас в акватории Ижевского пруда осталось четыре крупных пассажирских судна – два «Москвича» и две «Москвы», – а плавание на теплоходе для многих превратилось в летнее развлечение.
В 1980-х годах на Ижевском пруду было очень много яхт, поэтому в какой-то момент, исходя из требований безопасности, городским властям пришлось ограничить эксплуатацию судов с определенным размером двигателя. После этого яхт в акватории стало гораздо меньше
Фото: группа Вконтакте «Как жил Ижевск» |