Сегодня в фокусе внимания рубрики «Прогулки по Ижевску» – монументальное панно на здании развлекательного комплекса «Искра» на улице Пушкинской, рядом с главным корпусом НИТИ «Прогресс». Об истории создания этого барельефа мы поговорили с одним из его авторов, известной художницей Галиной Рязановой.
Вместо промышленных символов – юная девушка
– В 1977 году я пришла на работу в НИТИ «Прогресс» дизайнером по интерьерам в составе эстетической группы, – рассказывает Галина Рязанова. – Нашей задачей было привести в порядок, реконструировать и оформить помещения, принадлежавшие институту. Для этого у нас была собственная производственная база, где мы могли заниматься всеми видами монументального искусства: керамикой, витражами, панно, барельефами и прочим. Во многом это была заслуга руководителя нашей группы – художника Владимира Владимировича Маркелова.
В конце 1970-х на улице Пушкинской, рядом с основным зданием НИТИ «Прогресс», возвели спортзал для работников института. Внушительных размеров стену без единого окошка, выходящую на проезжую часть, нужно было чем-то украсить. Эту задачу поручили трем художникам – Владимиру Маркелову, Игорю Русских и Галине Рязановой.
– Поначалу предполагалось, что панно должно быть посвящено достижениям местной промышленности, однако позже руководство передумало, и нас попросили создать более нейтральный эскиз, – говорит Галина Васильевна. – Насколько я помню, идея изобразить юную спортсменку пришла в голову Владимиру Маркелову. Ну, а так как я была стройной спортивной молодой женщиной, он решил, что я подходящая модель. Придумали мне романтическую позу гимнастки, и Владимир Владимирович сделал набросок.
Эскиз будущего барельефа утвердили и в НИТИ «Прогресс», и в Горисполкоме.
– Панно делали из бетона, отливая его по частям, – вспоминает Галина Рязанова. – Маркелов с коллегами на досуге шутили, что только на одну грудь девушки-спортсменки у них ушло четыре ведра раствора. Моей же задачей было делать из глины цветы, которые украшают панно снизу. Издалека они кажутся мелкими, но на самом деле они до метра в объеме. Я отбивала сырую податливую глину кувалдой, чтобы придать ей нужную форму, а потом каждый цветок обжигала в печи. Большие цветы обжигались по частям.
А через пять лет после установки барельефа к Галине Васильевне обратились с просьбой разрешить переместить панно в другое место – на стену нового спортивного комплекса возле пляжа.
– Меня так уговаривали, что я уже почти согласилась, – вспоминает Галина Васильевна. – Но Роза Григорьевна Яковлева, тогда главный художник города, сказала свое решительное «нет». Оно и к лучшему, потому что кто его знает, довезли бы они его в целости туда или нет, смогли бы смонтировать заново?..
В отличие от многих других ижевских настенных панно советской эпохи «Юность» сохранилась довольно хорошо. Однако годы все-таки берут свое, и периодически с барельефа осыпается штукатурка основы, да и металлическая табличка с указанием авторов давно исчезла: возможно, ее забыли вернуть на место после косметического ремонта. При этом никто ни разу не обращался к авторам панно с просьбой о его реставрации.
Фасад корпуса Автозавода и оформление демонстраций
Галина Васильевна также рассказала историю главного фасада Инженерного корпуса Автозавода, давно ставшего одним из символов Ижевска.
– Проектировщики увезли проект на утверждение в Москву и столкнулись с тем, что проект без визуального образа не принимают. Чертежи не давали столичному руководству представления о том, как будет выглядеть главный фасад Инженерного корпуса, поэтому они не подписывали проект. Тогда позвонили в Ижевск, и я получила срочный заказ на эскиз главного фасада. К тому времени работала я еще не долго, но все отметили, что у меня получалось быстро выполнять архитектурные эскизы, поэтому в «пожарном порядке» именно мне и поручили эту работу. Это была акварельная «отмывка» – эскиз, передающий игру света на стекле фасада, – вспоминает Галина Васильевна. – Я нарисовала общий вид инженерного корпуса: его форму, пропорции, расположение стекол и так далее. Срочно переправили эскиз в Москву, и проект был подписан. Вот таков мой вклад в Инженерный корпус Автозавода.
В послужном списке Галины Васильевны есть и другие работы, созданные в советский период: от изображения нефтяной вышки на фасаде одного из корпусов санатория «Нефтяник» до витражей и панно в интерьерах промышленных предприятий. Вместе с Маркеловым она работала над танцевальным витражным павильоном круглой формы в лагере «Елочка», выполнила витраж из цветного стекла для бассейна в детском садике на «Буммаше», реконструировала столовую в главном корпусе НИТИ «Прогресс».
– В том числе мы, например, придумывали и изготавливали оформление для грузовых автомобилей, участвующих в демонстрациях, – рассказывает Галина Васильевна. – Наши эскизы утверждали в Горисполкоме, поэтому важно было лаконично и в то же время интересно передать в оформлении суть предприятия и того, чем оно занимается. В 1986 году меня пригласили в «Удмуртнефть» специально для того, чтобы разрабатывать эскизы этих автомобилей. И первую же эмблему, можно сказать логотип, которую я им сделала, с изображением нефтяной вышки с огромной каплей нефти утвердили сразу же.
Ну а после 1991 года Галина Васильевна начала активно заниматься станковой живописью. Сейчас у нее проходит несколько десятков выставок в год - не только в Ижевске, но и в других городах России. Галина Васильевна создала собственное авторское направление – так называемую «аурическую» живопись, – и стремится передать в своих работах ауру цветов, человеческой души и явлений природы. Сама она определяет свой стиль как лирический авангард.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Прогулки по Ижевску: настенная «живопись» эпохи СССР. Какие здания в нашем городе украшены монументальными панно в советском стиле?