Сегодня в нашей рубрике – один из самых красивых и величественных домов Ижевска, занимающий центральное место в ансамбле «сталинской» застройки улицы Пушкинской. О том, как устроена жизнь в доме №196 напротив стадиона «Динамо», газете «Центр» рассказали старейшие его жительницы.
Адрес: ул. Пушкинская, 196
Год постройки: 1954
Материал стен: кирпич
Число этажей: 5
Число подъездов: 4
Число квартир: 45
В начале 1950-х Ленинградский институт проектирования городов разработал новый генплан Ижевска. Согласно этому плану центральной улицей должна была стать Пушкинская, в те годы – почти сплошь деревянная. «Деревяшки» снесли, а на участке от Советской до Лихвинцева развернулась огромная стройка. Здесь возводили пятиэтажные «сталинки» по индивидуальным проектам ижевских архитекторов Василия Орлова, Нины Нелюбиной и Василия Масевича. Проект дома №196 с П-образным фасадом и множеством занимательных архитектурных деталей принадлежит Василию Орлову – одному из самых известных и талантливых архитекторов советского Ижевска.
Дом для работников Мотозавода
Дом этот когда-то был ведомственным: в его строительстве принимали участие рабочие Мотозавода, и здесь же выделяли квартиры заводским инженерно-техническим работникам и начальству.
– Я окончила Ленинградский электротехнический институт и в 1954 году приехала в Ижевск работать на Мотозаводе, – рассказывает жительница дома Вера Александровна Розенберг. – Меня поселили в Соцгороде, в двухэтажном доме. В нашей коммунальной квартире были три комнаты: в первой жила я и еще одна девушка, во второй – супружеская пара, а в третьей – трое молодых парней, тоже работавших на Мотозаводе. За одного из них, Аркадия Иосифовича Розенберга, я вышла замуж. А когда у нас родился сын, завод выделил нам двухкомнатную квартиру в этом доме.
– Я переехала в Ижевск из Красноярска, после окончания Сибирского технологического института в 1957 году, и еще застала время, когда на Пушкинской не было асфальта, на проезжей части была грязь, а горожане ходили по деревянным тротуарам, – рассказывает Луиза Федоровна Бердникова, председатель территориального Совета ветеранов, жительница дома №196. – По распределению я попала на «Ижсталь» и там познакомилась с будущим мужем Виктором.
Семья Виктора Ивановича Бердникова жила в двух комнатах коммунальной квартиры в доме 231 на Коммунаров, третью занимали другие хозяева. А в 1965 году им предложили отличный вариант обмена.
– Здесь, в доме 196 на Пушкинской, в двухкомнатной квартире жил первый секретарь Октябрьского райкома Петр Иванович Селезнев, – вспоминает Луиза Федоровна. – Он предложил нам свою квартиру, нашим соседям по коммуналке тоже нашел жилье, и мы поменялись: мы въехали на Пушкинскую, а он – в трехкомнатную квартиру на Коммунаров.
Среди жильцов – начальники и инженеры
В доме №196 четыре подъезда, причем спроектированы они по-разному.
– В первом подъезде по две квартиры на этаже – одна трехкомнатная и одна четырехкомнатная, – говорит Луиза Федоровна. – Скорее всего, он изначально проектировался для семей начальников завода. В остальных подъездах по три квартиры, и все они – двухкомнатные.
Но даже «двушки» в этом доме очень просторные, особенно по советским меркам. В двухкомнатной квартире примерно 55 квадратных метров, в трехкомнатной – около 70. Ванные комнаты, туалет и кухня здесь тоже удобные.
Среди известных жильцов дома №196 – ныне покойные Ким Петрович Евстафьев, ветеран войны и начальник ОТК одного из цехов Мотозавода, а также Илья Лазаревич Клятис, сначала занимавший пост главного инженера Мотозавода, а затем перешедший на ИЭМЗ. А в первом подъезде до сих пор живет Николай Александрович Богданов, главный инженер, а позже – директор Ижевского мотозавода.
Множество лепных украшений - одна из примет послевоенной советской архитектуры Фото: Сергей Грачев |
Да и в целом квартал ижевских «сталинок» – это целая россыпь известнейших в советское время имен и фамилий. Среди них – Валерий Марисов, почти двадцать лет возглавлявший республиканский обком.
– Валерий Константинович жил по соседству, в доме №198, – рассказывает Луиза Федоровна. – Очень приятный был человек, всегда здоровался. А гастроном в доме №206 очень долго в народе назывался «марисовским».
– В бывшей квартире Марисова сейчас живет моя подруга, – добавляет Вера Александровна. – Интересно, что там целых два балкона: один смотрит во двор, второй – декоративный – на улицу.
Третьему подъезду «не повезло»
Дом №196, выстроенный в классическом стиле и богато украшенный лепниной, – один из самых красивых в Ижевске. Однако за элегантным фасадом скрываются проблемы.
– Когда началась перестройка, наш дом как раз стоял на капитальном ремонте, – рассказывает Вера Александровна. – Успели отремонтировать первый и второй подъезды, в третьем провели все работы в квартирах одного стояка, и тут Советский Союз развалился. Власть сменилась, ремонт был остановлен. Но если четвертый подъезд не так давно отремонтировали силами нашего депутата, то третий так и остался недоделанным.
Капитальный ремонт в доме начали делать в перестройку и… не доделали: сменилась власть, и ремонт замер на третьем подъезде. Разница налицо: слева – подъезд №1, справа – №3 Фото: Сергей Грачев |
Сейчас жильцы дома копят на спецсчете средства для продолжения капремонта: уже удалось поменять стеклопакеты в подъездах, в планах – заменить канализацию и трубы с горячей и холодной водой. Еще одна проблема – постепенно разрушающаяся лепнина.
– К счастью, фасад у нас углубленный, поэтому если архитектурные украшения начнут отваливаться, они хотя бы не будут падать на тротуар, как в соседних домах, – говорит Луиза Федоровна. – Но все равно лепнину очень жалко, как и чугунные ворота по обе стороны дома – у них разваливаются бетонные опоры. Но кто и как мог бы их отреставрировать, мы не представляем.
«Парад Победы смотрим прямо из окна»
Тем, кто живет в спальных районах, сложно понять, как можно нормально чувствовать себя в квартире, прямо под окнами которой проходит одна из самых шумных и загруженных городских улиц.
– С одной стороны, к этому привыкаешь, – говорит Луиза Федоровна. – С другой, все-таки пытаешься как-то приспособиться. Например, я сейчас живу одна и практически не бываю в той комнате, которая выходит окнами на Пушкинскую – даже батарею там перекрыла. Провожу все время в спальне и на кухне, которые смотрят во двор. А вот моим соседям не так повезло: их квартиры полностью выходят на Пушкинскую, и там постоянный шум, особенно ночью.
– Зато вся городская жизнь у нас как на ладони: праздники, демонстрации, парад в День Победы, – добавляет Вера Александровна. – Особенно здорово было в советское время: 7 ноября и 9 мая к нам в гости приходили все родственники, подруги с детьми, и все вместе мы любовались демонстрациями. Да и сейчас в День Победы вся военная техника собирается перед парадом у нас под окном.
Кроме того, окна обитателей дома №196 выходят на стадион «Динамо», занимающий целый квартал улицы Пушкинской.
– Я помню, что раньше стадион был небольшой, деревянный, а за ним стояли частные дома с огородами, – рассказывает Вера Александровна. – Но когда мы въехали сюда, «деревяшек» уже не было, а стадион вскоре начали перестраивать и расширять. Строили его в том числе зэки, так я помню, что наша нянька – молоденькая девчонка – таскала моего сына на стройку, потому что ей все это было очень интересно.
– В советские годы, как и сейчас, на стадионе каждую зиму заливали каток, горели прожекторы, звучала музыка, – вспоминает Луиза Федоровна. – Мне все это нравилось, правда, в последние годы музыка уже не такая мелодичная, а все больше в духе «бум-бум-бум». А раньше, помню, мои дочки постоянно бегали туда вместе с другими ребятишками: схватят коньки, перебегут дорогу, найдут едва заметный лаз в ограде и катаются.
Как дома на Пушкинской сыграли роль Зимнего дворца
Бывший главный звукорежиссер Ижевской студии телевидения Альберт Петрович Гасников несколько лет назад рассказывал газете «Центр» о том, с чего начиналось телевидение в Ижевске. Он вспоминал, что в конце 50-х работники телестудии решили поставить и показать зрителю спектакль «Человек с ружьем» по книге Николая Погодина. Из аппаратуры – всего три камеры и три микрофона, но при этом постановка шла сразу в прямой эфир. По сути, это было грандиозное театральное представление, только вот зрители сидели не в зале, а по ту сторону телеэкранов.
– Мест в студии было мало, 70 м2, а артистов нужно было много, в том числе для массовки, – рассказывал Альберт Петрович. – Мы использовали для съемок не только студию, но и часть Пушкинской, и двор дома №206. По улице вниз бежали солдаты из воинской части, изображавшие революционеров. А для съемок сцены штурма Зимнего дворца матросами нужны были железные ворота. Мы их нашли в соседнем доме. Одели актеров матросами, они полезли на эти ворота. Народ собрался, конечно, – интересно же! Двор был забит зрителями, и все говорили: «О, кино приехало!».
Вам есть, что рассказать о доме, в котором вы живете? Пишите нам с помощью кнопки «Я могу рассказать об этом больше», расположенной ниже, или звоните в редакцию Елене Кардопольцевой по телефону 945-005.
Материал подготовлен в сотрудничестве с Автономной некоммерческой организацией по поддержке, организации и реализации социально-значимых проектов «Источник».