1917 год стал переломным для нашей страны. Сто лет назад, в феврале, последний российский монарх Николай II отрекся от престола, и было создано Временное правительство, а в октябре к власти пришли большевики, и началась Гражданская война. Как реагировал на эти события Ижевск (тогда – поселок Ижевский завод), и что происходило на территории будущей удмуртской автономии 100 лет назад?
Цены выросли в восемь раз
– В новый 1917 год Удмуртия вступила в состоянии глубокого кризиса, – пишет в предисловии к сборнику «1917 год в истории Удмуртии» Павел Дмитриев, кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии и политического управления Института истории и социологии УдГУ. – Об этом свидетельствовали сетования населения на стремительно растущие тяготы жизни. Жаловались городовые и торговцы, крестьяне и рабочие, интеллигенция и служащие. К этому уже привыкли. Но теперь к недовольным присоединились фабриканты, причем работающие на оборону.
Больше всего недовольства вызывал стремительный рост цен. Павел Николаевич приводит статистику: с 1 июля 1914 года по 1 марта 1917 года цены выросли на 440%, то есть больше чем в четыре раза, и почти достигли столичного уровня. При этом зарплаты оставались низкими.
– По данным Ижевско-Нагорного волостного правления, на 1 февраля 1917 года соль «взлетела» в цене на 667%, яйца и соленая сельдь – на 700%, наем квартир – на 750%, тогда как зарплаты на заводе увеличились только на 150-200%, – рассказывает историк.
Архивные документы того времени свидетельствуют: жизнь в 1917 году дорожала в уездных городах Сарапул и Глазов, в поселках Ижевского, Воткинского и Камбарского заводов, в удмуртской деревне. Население устало от тягот Первой мировой войны, от перебоев с продуктами, а крестьяне бунтовали еще и против хлебной разверстки – обязательной сдачи зерна государству. Все это вызывало рост антиправительственных настроений и протестов.
Протест рабочих-оружейников
В феврале забастовали рабочие Ижевских заводов и частных оружейных фабрик. Этот протест охватил почти 28 тысяч человек, или 80% работающих в заводских цехах, и вызвал огромный резонанс. Очевидцы вспоминали, что руководили забастовкой большевики, которые были объединены в подпольную ячейку. Среди причин забастовки – повышение цен, за которым не успевали зарплаты на заводе.
Чтобы справиться с забастовкой, были вызваны войска и жандармерия. Как вспоминает Бойцов, «глубокой ночью врывались жандармы в квартиры, хватали людей прямо с постели и, не давая проститься ни с женой, ни с детьми, полуодетых, бросали прямо в холодные товарные вагоны без отопления» и отправляли в Казань. По его свидетельству, всего в Ижевске арестовали около двух тысяч человек.
«С царем расстались охотно»
Тем временем в Петрограде вспыхнула Февральская революция: 27 февраля всеобщая забастовка переросла в вооруженное восстание. 2 марта было сформировано Временное правительство, а царь отрекся от престола. Первые официальные известия о перевороте Ижевский завод, Сарапул, Глазов получили вечером 1 марта. На следующий день об этом узнало население: кто-то воспринял случившееся как смуту, но большинство приняли новость о свержении царизма восторженно, пишет Павел Дмитриев.
Уже 2 марта Сарапульская Городская дума собралась на экстренное заседание, где признали переход власти к временному исполнительному Комитету Государственной думы. А 12 марта жители Сарапула отпраздновали День народной свободы, состоялся парад войск и демонстрация.
8 марта сарапульская газета «Кама» сообщила о том, что новую власть поддержали и в Ижевске: «Нам телеграфируют из Ижевского завода, что там выпущены одновременно с сарапульскими телеграммами [объявления] о государственном перевороте. Войска Ижевского гарнизона, полиция, заводоуправление и все население завода признало новую власть. Посланы приветствия, устроен грандиозный митинг. Всюду образцовый порядок. Организован Совет рабочих депутатов…».
Деревня встретила свержение самодержавия «с самым легким сердцем». «С царем расстались охотно. «Хуже не будет», – говорят все».
После Февральской революции в стране резко выросла активность самых разных политических партий и движений. Вот что писала сарапульская газета «Кама» 4 мая 1917 года: «В Ижевске партийная жизнь бьет ключом. Организовались конституционные демократы, социалисты-революционеры, социал-демократы; рабочие объединяются в профессиональные союзы. Начинает функционировать комитет местного отделения Крестьянского союза».
А 26 июня ижевские большевики выделились в самостоятельную партийную организацию, которую возглавил Иван Пастухов. К октябрю в ней было около 750 членов.
500 винтовок для спасения революции
Одним из следующих шагов ижевских большевиков стало создание совместно с эсерами-максималистами боевой дружины. В октябре местный Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов преобразовал ее в Красную гвардию.
23 сентября временно исполняющий обязанности начальника Ижевских заводов Борисов писал командующему войсками Казанского военного округа: «Мне предъявлено требование Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов о немедленной выдаче оружия комитету спасения революции на вооружение боевой дружины». У Борисова требовали 500 винтовок, 75 тысяч патронов и 50 револьверов.
В свою очередь ижевский большевик Хмурович вспоминал: «Красная гвардия у нас в начале организации называлась боевой дружиной, набор в члены ее производился в августе, выдача же винтовок была в сентябре… Первая группа, получившая винтовки, была человек 12-13, которые по выходе из Совета выстроились не по ранжиру в одну шеренгу, что очень резко бросалось в глаза проходящей мимо публики, привыкшей видеть до сего времени стройные ряды и поэтому, не стесняясь, открыто критиковавшей действия большевиков». Хмурович также писал: «Первое время боевая дружина ничем себя не проявляла, но спустя 2-3 месяца она принимала горячее участие по конфискации помещичьих винокуренных заводов, имений».
«Власть переходит к Советам»
25 октября, или 7 ноября по новому стилю, в Петрограде началось вооруженное восстание, организованное Лениным, Троцким, Свердловым и их соратниками. Руководил восстанием Военно-революционный комитет Петроградского Совета. К власти пришло правительство, сформированное большевиками и их союзниками.
Как Ижевск отреагировал на самое главное в истории России XX века политическое событие?
По воспоминаниям очевидцев, известие о приходе большевиков к власти в Петрограде Ижевск получил в 10 часов вечера 26 октября. В этот же день на экстренное заседание собрались ижевские меньшевики. В принятой ими резолюции говорилось: «Русская революция охвачена кроваво-трагическим кошмаром петроградских событий. Большевики, меньшинство русской демократии, в состоянии политического авантюризма... подняли братоубийственную бойню под лозунгом передачи власти Советам».
Экстренное заседание Ижевского Совета состоялось рано утром 27 октября. Обсуждали только один вопрос – события в Петрограде. Эсеры и меньшевики требовали осудить действия Петроградского Совета и поддержать Временное правительство, но большинство проголосовало за то, чтобы считать Временное правительство низложенным.
В 17 часов из Петрограда прилетела телеграмма: «Временное правительство низложено, министры арестованы; власть, как в центре, так и на местах переходит к Советам».
В принятой поименным голосованием резолюции провозглашалось: «Отныне власть в Ижевске принадлежит Совету рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».
Новая власть действовала по всем правилам революционного искусства. Был занят телеграф, взята под контроль вся входящая и исходящая корреспонденция, милиция и гарнизон еще до октябрьских событий были в полном подчинении Совета. В управлении Ижевскими заводами появились комиссары, большевики взяли под контроль оружейные склады. А 28 октября в Ижевске была устроена манифестация. Демонстранты в колоннах прошли от здания Совета до Арсенальной площади, где устроили митинг.
Пьяный бунт в Сарапуле
Если в Ижевске советская власть была установлена относительно мирно, то в Сарапуле события развивались по иному сценарию. 31 октября газета «Кама» писала: «Несмотря на массу нелепых слухов, циркулирующих по городу, настроение населения спокойное. Попытки распространить погромные прокламации успеха не имели». Однако уже 9 и 10 ноября в городе вспыхнул бунт: солдаты 166 запасного пехотного полка разгромили пивные склады, магазины, завод Бодалева, несколько общественных зданий.
Из донесения начальника Сарапульской городской милиции: «… с утра 9 ноября солдаты местного полка партиями по 5-10 человек, совершенно трезвые, стали направляться к пивному складу торгового дома Александровых, помещающемуся на углу Вознесенской и Гоголевской улиц. Здесь солдаты, разбив склад и разгромив до основания помещения Высшего Слободинского начального училища, начали пить пиво и уносить таковое с собой в ведрах, чайниках, ушатах и даже кадках… Уничтожив пивной склад и винный погреб, солдаты частью направились за город в казенный винный склад, а остальные принялись громить и поджигать магазины».
Знай!
К 100-летию революции Комитет по делам архивов при Правительстве Удмуртской Республики выпустил сборник документов «1917 год в истории Удмуртии» (12+). В конце этого года материалы сборника будут выложены на сайте архивной службы gasur.ru
*Все даты в материале даны по старому стилю.