
Трехэтажный жилой дом с изящным фасадом на перекрестке улиц Советская и Удмуртская можно разглядеть только зимой – все остальное время он прячется в листве растущих перед ним деревьев. Но тем интереснее узнать историю этого загадочного дома, детали его прошлого и настоящего.
Адрес: улица Советская, 31
Год постройки: 1930-е
Материал стен: кирпич
Число этажей: 3
Число подъездов: 2
Количество квартир: 12

В Интернете можно найти информацию о том, что дом №31 на Советской был выстроен в 1928 году. Однако по данным нашего эксперта, историка, доцента УдГУ Михаила Курочкина, здание все-таки появилось в начале 1930-х, а в 1941 году его фасад дополнили архитектурными деталями, изменив стиль конструктивизм на раннюю «сталинскую» классику.

Офицеры и деятели науки
О том, как устроена жизнь в доме №31, мы узнали у его жителей – Елены и Ивана Мацкевич. Семья Ивана Евгеньевича переехала сюда в конце 60-х, Елена Валентиновна поселилась чуть позже – в 1986 году.
– Моя семья живет тут с 1968 года, и, наверное, кроме нас в доме уже не осталось старожилов – остальные давно сменились новыми жильцами, – рассказывает Иван Мацкевич. – Насколько я знаю, этот дом строился для работников МВД, и изначально тут жили двенадцать семей офицеров. Скажем, на втором этаже жил мой товарищ, а его дед был полковником и ветераном Великой Отечественной войны. На третьем этаже жила семья, в которой тоже кто-то был сотрудником МВД. Но с годами состав жильцов менялся, и в доме стали селиться обычные горожане вроде нас.


Интересно, что в доме №31 когда-то была ведомственная квартира завода «Ижмаш», в которой останавливался маршал СССР Дмитрий Устинов во время своих приездов в Ижевск.
– Мне кажется, это всего лишь слухи, ведь мы бы наверняка о таком знали, – говорит Иван Евгеньевич. – Но легенда красивая: было бы замечательно, если бы это оказалось правдой.
Однако Михаил Курочкин этот факт подтверждает.
– Про Дмитрия Федоровича Устинова я могу сказать точно, потому что мой отец в свое время отвозил его именно в этот дом – видимо, там все-таки была ведомственная квартира.

Зато точно известно, что в доме №31 жила семья заслуженного деятеля науки Удмуртии, доктора технических наук Владимира Антоновича Сипайлова. Он более 20 лет возглавлял кафедру физики в ИМИ (сейчас ИжГТУ), был проректором по учебной работе. Увы, ни его, ни его супруги Нины Федоровны уже нет в живых.

Три этажа или четыре?
– В Ижевске я живу уже тридцать лет, и все эти годы – в доме на Советской, в квартире на первом этаже, – рассказывает Елена Мацкевич. – Поначалу какие-то особенности этого дома были для меня непривычны: скажем, перекрытия здесь деревянные, и от этого побелка на потолке быстро трескалась – просто оттого, что наверху, например, бегали дети. А еще тут было очень холодно: пока мы не поменяли рамы, зимой я ходила по квартире в валенках, а окна мы часто занавешивали одеялами, чтобы из них не дуло.


В доме №31 было 12 трех- и четырехкомнатных квартир – по шесть в каждом подъезде. Сейчас осталось десять, так как две квартиры занимает магазин электротоваров.
– Когда я здесь поселилась, на первом этаже были только коммуналки – на двух или трех хозяев, – вспоминает Елена Валентиновна. – Квартиры в доме довольно просторные: например, площадь «трешки» – 80 «квадратов». Потолки высокие – почти три метра. Может быть, из-за этого мне долгое время казалось, будто дом наш – четырехэтажный. И, наверное, не только мне: на нашем подъезде висит табличка, где указаны номера квартир: «1-8», как будто тут и впрямь четыре этажа.

Кроме того, раньше в каждой квартире было множество «потайных» шкафов, полочек, отсеков для хранения всякой всячины – от зимней одежды до банок с солениями.
У дома есть «своя» группа в Viber
С домом №31 связана еще одна легенда: старожилы рассказывали, будто в 1940-е годы его ремонтировали пленные немцы, которые жили прямо в подвале. Вполне возможно, именно эту переделку имел в виду Михаил Курочкин, говоря о том, что дом дополнили архитектурными деталями в начале войны.
– Наш дом ремонтировали минимум дважды, – говорит Елена Мацкевич. – В 80-х на время капитального ремонта жильцы переезжали на несколько месяцев в барак неподалеку – на перекрестке улиц Ленина и Удмуртская. Второй раз дом ремонтировали года два назад: поменяли окна в подъезде, трубы, крышу, отливы и так далее.

– Наш подъезд всегда был проходным, то есть двери выходили и на улицу, и во двор, – продолжает Елена Валентиновна. – Все, кому нужно было пройти с Удмуртской на Советскую, сокращали путь через наш дом, без конца хлопая дверями. Это было очень неудобно. Но со временем мы поставили новые железные двери, и теперь в подъездах тепло, красиво и чисто.

В доме живет всего десять семей, поэтому все друг друга отлично знают, многие дружат семьями. У жильцов даже есть собственная группа в Viber, с помощью которой они решают все вопросы. Название у группы говорящее – «Мне небезразличен мой дом».
![]() |
![]() |
|
В подъездах дома №31 сейчас уютно и чисто - в том числе благодаря тому, что живет здесь всего десять семей, и все друг друга знают Фото: Сергей Грачев |
– Я очень люблю этот дом, – признается Елена Мацкевич. – В нем есть благородная сдержанность, своего рода чувство собственного достоинства. И меняется он, в отличии от окружающего мира, как-то незаметно. Эта некая «неторопность», медлительность существования подкупает, ведь мы, как правило, постоянно куда-то торопимся, живем в бесконечной суете. А этот дом располагает к отдыху, к созерцанию, к тишине. Поэтому мне нравится, что он с обеих сторон скрыт деревьями. Да, в комнатах из-за этого сумрачно, но зато ты выглядываешь в окно и видишь летние или осенние листья, или покрытые снегом ветки.

Тем временем
«Поповский» магазин
В советское время жильцы дома №31 ходили за продуктами в магазин по соседству – он располагался в доме №231 на Удмуртской, где сейчас Сбербанк.
– Там долгое время был так называемый «поповский» магазин, где продавали мясо, молоко, бакалею, рыбу, – вспоминает Елена Мацкевич. – Позже его перестроили, добавив еще несколько отделов – например, овощной. Потом его закрыли и сделали там сберкассу – очень неудобную, где негде было даже присесть, пока ждешь свою очередь. Теперь там офис Сбербанка.

К слову, магазин, как и весь дом №231, называли «поповским» якобы из-за того, что когда-то тут стоял дом местного священника, настоятеля Троицкого храма.

Благодарим УК «Жилфонд» за помощь в подготовке материала.
Вам есть, что рассказать о доме, в котором вы живете? Пишите нам с помощью кнопки «Я могу рассказать об этом больше», расположенной ниже, или звоните в редакцию Елене Кардопольцевой по телефону 945-005.
Читайте также:

Материал подготовлен в сотрудничестве с Автономной некоммерческой организацией по поддержке, организации и реализации социально-значимых проектов «Источник».