Героями рубрики «История одного дома» сегодня стали сразу шесть зданий, выстроенных в 1926-28 годах в квартале между улицами Советская, Красная, Ленина и Карла Маркса. Историки называют их «дома на кирхе», так как 100 лет назад здесь стояла лютеранская церковь, а в народе чаще говорят «дома у 111-го» – по номеру автобуса, который когда-то ходил отсюда в аэропорт.
Адреса: Красная, 154 и 156, Советская, 2, Карла Маркса, 171, 173 и 175
Годы постройки: 1926-28
Материал стен: кирпич
Число этажей в доме: 5
Число подъездов в доме: 3
Количество квартир в доме: 48
«Дома на кирхе» расположены в самом сердце Ижевска, по соседству с главными транспортными развязками и знаковыми объектами – такими, например, как Александро-Невский собор или Русский драмтеатр. Тут же, в доме №156 на улице Красной, долгие годы работал легендарный книжный магазин «Свиток», а встречи в центре Ижевска до сих пор принято назначать у зоомагазина «Золотая рыбка» в доме №171 по Карла Маркса.
Казалось бы, любая жилая недвижимость в центре города, где каждый клочок земли на вес золота, неминуемо должна стать элитной. К сожалению (или к счастью) о «домах на кирхе» этого не скажешь. Да, здесь есть квартиры с современным ремонтом, а у подъездов паркуются дорогие авто, но дома эти нуждаются в основательной реконструкции. А еще здесь до сих пор есть коммунальные квартиры.
Когда-то в домах не было даже туалетов
– Наши дома строили для работников Машзавода, и долгое время квартиры и комнаты здесь давали именно заводчанам, – рассказывает Татьяна Константиновна Петрова, жительница дома №156 по улице Красной. – Мы с мужем и детьми въехали сюда в 1975 году. Нам дали комнату в коммунальной квартире на втором этаже, где я живу до сих пор.
Историки отмечают, что первые ижевские коммуналки появились именно в «домах на кирхе». И часть квартир здесь по-прежнему принадлежат сразу нескольким хозяевам.
– В нашем доме квартиры в основном двух- и трехкомнатные. Но есть одна пятикомнатная, в которой живут пять семей, – рассказывает Сергей Козырев, председатель Совета дома №156. – Она угловая, и может быть именно поэтому получилась такой огромной. Больше в доме подобных квартир нет.
Планировка этих домов, в отличие, скажем, от «сталинок», оставляет желать лучшего.
При этом установку ванны нельзя узаконить: старые деревянные перекрытия просто могут не выдержать такого веса. Более того, когда-то в «домах на кирхе» даже туалетов не было! Жильцам приходилось ходить в общественные уборные, выстроенные во дворах. Одно из этих кирпичных одноэтажных зданий сохранилось до сих пор, хотя, безусловно, уже давно не используется по назначению.
– Когда мы сюда въехали, из удобств были только холодная вода и электричество, – вспоминает Татьяна Константиновна. – На кухнях были плиты, которые топились дровами. Зато дворы были зеленые, тихие. Прямо у меня под окном росла дикая яблоня, а вдоль тротуаров тянулись зеленые коридоры из акации.
Здесь до сих пор сохранились приметы 20-х годов
Дом №156, если изучить его внимательно, словно возвращает нас в прошлое – в конец 20-х годов. С тех времен сохранились перила в подъездах, деревянные, выкрашенные коричневой краской полы в коммуналках, старые рамы на окнах с огромными железными засовами, запирающимися снизу вверх. А еще – старые деревянные перекрытия. Почему-то эти дома, в отличие от многих других, выстроенных до войны, капитальный ремонт обошел стороной. Причем, как в советские годы, так и сейчас.
В 1934 году дома надстроили двумя дополнительными этажами. Стены там тоньше, поэтому квартиры чуть просторнее Фото: Из коллекции Дмитрия Тетерина и Сергея Жилина |
– Мы стараемся, как можем, приводим в порядок подъезды, двор, – говорит Сергей Геннадьевич. – Недавно вот отремонтировали крышу, но она все равно течет, так что подрядчику придется все переделать. Но денег, которые собирают жильцы, на капитальный ремонт и реконструкцию, конечно, не хватает. Я пишу письма куда только можно, чтобы помогли хотя бы с асфальтированием проездов между домами – все-таки центр города, лицо Ижевска, – но пока ничего не добился.
Однако дом №156 не могут признать аварийным, потому что стены тут сделаны на совесть и простоят еще сто лет.
– Лет десять назад у нас на чердаке был пожар, и стропила – толстенные бревна – лишь слегка обгорели, их даже менять не пришлось, – говорит Сергей Геннадьевич. – Так что главная наша проблема – это именно перекрытия. Есть еще один недостаток: труба отопления ко всем шести домам идет через наш подвал, и, если где-то прорывает, то нас обязательно затапливает тоже.
Но при этом квартиры в домах на кирхе покупают все равно, и довольно часто. Возможно, причина в том, что стоят они относительно недорого для центра города: так, «двушка» в этом доме сейчас продается за 1 миллион 700 тысяч рублей.
Пельмени за рубль сорок в «Гастрономе №1»
– Жизнь в самом центре города имеет свои плюсы и минусы, – говорит Сергей Геннадьевич. – С одной стороны, отсюда можно уехать в любую точку города. Ходят автобусы, троллейбусы и трамваи. С другой – у нас между домами самый настоящий проходной двор, в прямом и переносном смысле. Здесь и в советские годы постоянно собирались компании любителей выпить, а после перестройки стало еще хуже: наши подъезды и дворы облюбовали алкоголики, наркоманы и просто шумная молодежь.
Кроме того, рядом с этими домами расположен «111-й» – легендарный торговый пятачок на перекрестке Ленина и Карла Маркса. В конце 80-х здесь был просто рынок, где торговали живыми цветами, семечками, горячими пирожками, разливали квас из бочек. Но после перестройки это место стало одним из самых криминальных в Ижевске. Не случайно один из первых милицейских «киосков» в городе поставили именно здесь.
Еще один недостаток жизни в центре – отсутствие поблизости хороших продуктовых магазинов.
– У нас в округе только какие-то подвальчики, куда еще нужно спуститься, не переломав ноги, да и выбора там никакого, – говорит Татьяна Константиновна. – Приходится ездить в «Ашан». А раньше, еще в советские годы, в соседнем доме был роскошный «Гастроном №1». Там можно было купить колбасу и пряники, весовые молоко и сметану – невероятно густую и вкусную. За кофе всегда была очередь, а еще тут продавали замороженные пельмени по рубль сорок и котлеты. Котлеты стоили шесть копеек за штуку, в одни руки давали не больше тридцати штук, поэтому нужно было привести кого-то с собой, чтобы тебе продали сразу шестьдесят.
.
Что будет дальше с домами на кирхе, можно только гадать. Местные жители говорят прямо: «Лучше бы всех расселить, дома эти снести, а на их месте разбить сквер». И разве что вид из окон, выходящих на Александро-Невский собор и пруд, хоть как-то компенсирует то, что жить тут не очень-то комфортно.
Справка
От священников и лютеран – к рабочим Машзавода
Квартал, где сейчас стоят шесть описываемых нами домов, в 1837 году был отведен под строительство домов для духовенства – священнослужителей Александро-Невского собора. До самой революции в документах он числился «принадлежавшим собору».
При этом на месте дома №156 на улице Красной когда-то стояла лютеранская церковь – кирха. Выстроили ее в 1872 году на пожертвования протестантов, которых по контракту приглашали из-за границы для работы на оружейном заводе. Здесь же, возле кирхи, ставили первую в Ижевске рождественскую ель.
В 1920 году кирху разрушили. В это же время в Ижевске остро встал «квартирный вопрос»: численность городского населения всего за шесть лет увеличилась с 34 до 62 тысяч человек. При этом у заводов и городских организаций появились накопления, позволившие начать хоть какое-то строительство жилья. Так и появились в этом квартале шесть домов для рабочих Машзавода.
Поначалу они были трехэтажными, но в 1930-х их достроили до пяти этажей. По тем временам это были настоящие «небоскребы», ведь в округе не было зданий выше, тем более что собор Александра Невского, закрытый для верующих, тогда же лишился колокольни.
Вам есть что рассказать о доме, в котором вы живете? Пишите нам с помощью кнопки «Я могу рассказать об этом больше», расположенной ниже, или звоните в редакцию Елене Кардопольцевой по телефону 945-005.
Материал подготовлен в сотрудничестве с Автономной некоммерческой организацией по поддержке, организации и реализации социально-значимых проектов «Источник».