Сегодня – о доме №56 на улице Родниковой, расположенном возле остановки «Монтажный техникум», чуть дальше бывшего кинотеатра «Удмуртия». Необычен этот дом своей формой: если смотреть на него сверху, он напоминает «змейку». А еще в нем целых 15 подъездов и несколько творческих мастерских, где работают именитые ижевские художники.
Адрес: Родниковая, 56
Год постройки: 1978
Материал стен: кирпич
Число этажей: 5
Число подъездов: 15
Количество квартир: 175
Художник дал имя всей улице
Среди ижевчан адрес «Родниковая, 56» известен прежде всего тем, что здесь расположена одна из женских консультаций, в которой хотя бы раз побывала каждая жительница города. Этот дом и два соседних строили для рабочих, но часть квартир горисполком отдал художникам и архитекторам вместе с творческими мастерскими, которые располагаются здесь же.
Один из тех, чья мастерская до сих пор находится на последнем этаже дома №56 на Родниковой, – архитектор и дизайнер Геннадий Галанин. Кроме него, мансарды трех домов заняли художники Петр Семенов, Алексей Холмогоров, Геннадий Слюсарев, Станислав Медведев, Петр Елкин, Менсадык Гарипов, Федор Матанцев, Валерий Кононов и Анатолий Олин.
Геннадий Алексеевич рассказывает, что первым сдали дом №56, – сам он переехал туда в августе 1978 года. Решение встроить в дома мансарды для художников принадлежало Борису Владимировичу Шишкину – председателю горисполкома, или, если говорить современными словами, главе Ижевска. Город он возглавлял с 1969 по 1980 год и запомнился как человек, сделавший немало для его благоустройства, в том числе – с художественной точки зрения. Это по его инициативе в Ижевске появились многочисленные панно, выполненные в самых разных техниках, витражи, мозаики, многие из которых, увы, уже утрачены.
Квартиры здесь покупают из-за необычной формы дома
Дома на Родниковой были предусмотрены еще генпланом. Все они «кривые», нестандартной формы. Последний, 64-й, должен был быть в два раза длиннее. Но, как говорит Геннадий Галанин, его не стали достраивать, так как в стене дома №56 нашли трещину, образовавшуюся, скорее всего, из-за движения грунта на склоне оврага, и его пришлось переделывать.
Эти дома принадлежат к типовой, 85-й серии. Строятся они по так называемому «блок-секционному принципу», когда из готовых железобетонных секций собирают дома с каркасом самой разной формы – прямые, угловые и изогнутые. Необычная форма, по мнению Геннадия Галанина, была выбрана для того, чтобы эти здания «вписались» в окружающий ландшафт, плавно опускающийся к речке.
Необычная форма домов на Родниковой привлекает к ним внимание ижевчан, а иногда даже становится одной из причин покупки здесь квартиры
Фото: Анастасия Малышева |
Кстати, сейчас именно форма домов привлекает к ним внимание горожан. А для кого-то это становится одним из главных критериев при покупке квартиры.
– В дом №64 на Родниковой я переехал в декабре прошлого года, – рассказывает ижевчанин Александр Кулаков. – Выбор пал на этот дом по большей части из-за его расположения: он находится близко к центральным улицам и крупным транспортным развязкам и в то же время удален от них настолько, что соседство не мешает отдыхать. Ну, и еще так вышло, что у меня работа в пяти минутах ходьбы отсюда.
– При этом интерес эти дома вызывали еще задолго до переезда – из-за своей необычной формы. Поэтому, когда во время поиска квартиры мы увидели объявление о продаже, я не мог не откликнуться на него, – продолжает Александр. – Дом впечатляет не только снаружи, но и внутри. В подъездах очень широкие площадки между этажами, на которых легко бы поместился диван, окна от самого пола и во всю ширину стены. Из окон квартир в задней части дома открывается шикарный вид на речку Подборенку и городок Металлургов.
– И, конечно, особенность домов 56, 62 и 64 – это их непохожесть на остальные, – говорит Александр. – Обойдя их вокруг, можно увидеть, что квартиры в разных подъездах по-разному расположены и имеют разную форму. Где-то комнаты выпирают чуть вперед относительно стены дома и помимо основного окна имеют по небольшому окошку в стенах по бокам от него. Где-то соединенные впритык друг к другу балконы создают впечатление, будто это один длинный балкон. Да и художественные мастерские, пристроенные дополнительным этажом в некоторых подъездах, тоже придают этим домам свою «изюминку».
Высоцкий оставил автограф на стене в доме
В доме №56 в августе 1978 года побывал в гостях Владимир Семенович Высоцкий, знаменитый поэт, актер и автор-исполнитель песен, которые до сих пор знает наизусть вся страна. О его визите нам рассказал художник, заслуженный деятель искусств Удмуртии Станислав Медведев.
– Летом 1978 года к моему дому подкатила черная «Волга», – вспоминает Станислав Сергеевич. – В ней сидел министр культуры Удмуртии Евгений Петрович Ильиных. Поздоровавшись, он сказал мне: «Станислав, забирай с собой Слюсарева, и поехали. По дороге все объясню». Геннадий Слюсарев был дома, и мы покатили к Ледовому дворцу. Министр сказал, что Владимир Семенович хочет встретиться с нами на творческих мансардах. Если ему что-то понравится из наших работ, он это, возможно, купит. Высоцкого интересовала резьба по дереву, а мой друг и коллега Геннадий Слюсарев занимался именно этим направлением.
Высоцкий с двумя девушками стояли возле Ледового дворца, в сторонке, курили и разговаривали. Пожимая художникам руки, Владимир Семенович сказал: «Видимо, меня не нужно вам представлять. Когда я приезжаю в новый город, всегда знакомлюсь с художниками, особенно интересуюсь резьбой по дереву. Это очень теплый материал. Если с ним поработал художник, дерево получает вторую жизнь».
– Через 10 минут мы были на Родниковой, – рассказывает Станислав Сергеевич. – Перед мансардами в подъезде – большая пустующая площадка. «Здесь можно скульптурой заняться, – сказал Высоцкий. – Вон какая высота, отличная мастерская!»
Сначала музыкант зашел в мастерскую к Слюсареву. Но его работы с резьбой по дереву были слишком крупными. А Высоцкий не просто искал сувенир, он собирался купить подарок для Марины Влади, чтобы увезти его в Париж. Небольшие же работы Слюсарева для этой цели тоже не подходили, так как были выполнены еще в Казахстане и носили характерные образные черты национальной культуры этой республики.
– Затем Владимир Семенович и его спутницы зашли в мою мастерскую, – продолжает Станислав Сергеевич. – Здесь на стенах было много эскизов витражей, мозаик, в том числе графики, фрагментов в стекле, икон. Разговор зашел о стекле. Владимир Семенович оказался очень компетентным. Его дед, живший в Гродно, недалеко от стеклозавода «Неман», был стеклодувом. Высоцкий хорошо помнил сделанных дедом выдувных коней из стекла, изящных, с курчавой гривой, на тонких прозрачных ногах. Я подарил Высоцкому одну из своих работ – рыбу длиной около 30 сантиметров, внутри которой была накручена знаменитая «неманская нить», декорировавшая ее.
– Попросить Владимира Семеновича что-либо исполнить мы постеснялись, – вспоминает Станислав Медведев. – Начали прощаться. Я сказал, что у нас уже куплены билеты на завтрашний концерт. Потом взял карандаш и попросил Владимира Семеновича написать пару слов с автографом. И он на стене в коридорчике мастерской с присущей ему энергетикой написал: «Побольше вам работ – т.е. заказов. Добро! В. Высоцкий».
Калашников приезжал сюда позировать
В начале 1980-х художник Алексей Холмогоров, чья мастерская располагалась на Родниковой, писал портрет Михаила Тимофеевича Калашникова для выставки.
– Это не был заказ от властей, идею картины предложил сам Алексей Павлович, – вспоминает Станислав Медведев. – Михаил Тимофеевич согласился ему помочь. Наши мансарды располагались напротив, и я часто видел, как Калашников приходил позировать. Полотно создавалось никак не меньше года, и в мастерской великому конструктору приходилось бывать часто и подолгу. Алексей Павлович – человек дотошный, обстоятельный, «модель» мог буквально замучить, так что Калашников в шутку говорил ему: «Знал бы, как это тяжело, не согласился бы!» Меня поразило, кстати, что приезжал он в мастерскую как обычный горожанин, на трамвае, хотя в те годы его имя уже было известно на весь мир.
Бобровые плотины и собственный остров
Окрестности домов на Родниковой достойны отдельного рассказа. Во-первых, весь этот район достаточно интересный с точки зрения планировки: так, на фотографии, сделанной в 1986 году, видно, что дома здесь стоят не так, как в других городских кварталах:
А художник и дизайнер Геннадий Галанин обнаружил в долине Подборенки, прямо возле дома №56, небольшой кусок сухой земли, окруженный водой и болотом, и превратил его в собственный остров, которому дал имя IZOLA (итал. – «остров»). Соорудил он его, выкопав канал перпендикулярно руслу реки.
Как рассказывает Геннадий Алексеевич, здесь даже черенок от лопаты, воткнутой в землю, способен прорасти. Никто, кроме Геннадия Галанина, о существовании островка даже не подозревал, а он приходил сюда почти каждый день – работать и отдыхать.
Когда в Подборенку перестали сливать техническую воду с окрестных предприятий, русло очистилось, в реке появилась рыба, стали прилетать утки. А потом появились бобры – они устроили каскад плотин, и остров Геннадия Галанина затопило.
Вам есть что рассказать о доме, в котором вы живете? Пишите нам с помощью кнопки «Я могу рассказать об этом больше», расположенной ниже, или звоните в редакцию Елене Кардопольцевой по телефону 945-005