Top.Mail.Ru
28 сентября 2016 15:01
История Удмуртии

Как самый известный маршал советской эпохи изменил судьбу и облик Ижевска?

Без Устинова в нашем городе не было бы «Лады Весты» и автомата Калашникова.

ГКУ «ЦДНИ УР»
ГКУ «ЦДНИ УР»

«Люди с историей» – это новый проект газеты «Центр» и портала IZHLIFE, посвященный политикам, руководителям промышленных предприятий, известным врачам и деятелям культуры, тесно связанным с историей нашего города. Открывает проект маршал Дмитрий Федорович Устинов, благодаря которому Ижевск стал одним из промышленных центров страны. За что мы можем сказать «спасибо» Устинову?

Досье

  • Дмитрий Федорович Устинов
  • Родился в1908 году в Самаре, умер в 1984 году в Москве.
  • Служил в Красной Армии, после демобилизации прошел путь от слесаря до директора завода.
  • Окончил Ленинградский военно-механический институт, проходил практику на заводах Ижевска.
  • Во время Великой Отечественной войны – нарком вооружения СССР, после этого был министром вооружения, министром оборонной промышленности, министром обороны.
  • Занимал высокие посты в партийном руководстве страны.
  • Маршал СССР, дважды Герой Соцтруда.
  • Почти тридцать лет (7 созывов) избирался депутатом Верховного Совета СССР от Удмуртии.
 Фото: ru.wikipedia.org
Фото: ru.wikipedia.org

Приезжал на завод в личном вагоне

Дмитрий Устинов стал наркомом вооружений за 13 дней до начала Великой Отечественной войны. В тот момент промышленность Удмуртии должна была резко перестроиться, и руководил этой перестройкой Дмитрий Федорович. Из воспоминаний Валентина Кавер-Камзолова, в годы войны работавшего на «Ижмаше»: «Устинов <…> был не только подстегивающим «кнутом», но и активным участником всех новых дел на заводе. Наркому подчинялись десятки оборонных заводов, а здесь он бывал настолько часто, что многим казался постоянным местным руководителем. Появлялся, как молния. Личный его вагон прицеплялся ко всем коммуникациям завода. В нем он спал, но неизвестно, когда и сколько, ибо всегда был с нами».

На оборону работали почти все предприятия города, включая эвакуированные сюда заводы. После войны эта база послужила огромным подспорьем для дальнейшего развития местной промышленности.

Помог организовать производство «АК-47»

По инициативе Устинова в 1946 году на Ижевском машзаводе возобновили производство мотоциклов. А еще именно он, будучи министром вооружения СССР, предпринял ряд мер, позволивших организовать в Ижевске массовое производство автоматов Калашникова. Ну, а в 1957 году, во время своего визита в Воткинск Дмитрий Устинов предложил перевести Воткинский машзавод на изготовление ракетной техники.

В годы войны Устинов мог останавливаться в ведомственной квартире в доме №31 на улице Советской в Ижевске

В середине 1960-х было решено, что СССР должен выйти по легковому автомобилестроению на уровень развитых капиталистических стран. Встал вопрос о строительстве еще одного автозавода, на создание которого претендовали Киев, Минск, Свердловск, Пермь и другие города. У них были и резервы, и готовность в кратчайшие сроки организовать экспериментальное производство. 

Но победителем в этом «соревновании» стал Ижевск, во многом благодаря личному вмешательству Дмитрия Устинова. Нет, безусловно, свою роль сыграли и другие факторы: промышленный потенциал республики, многолетний опыт выпуска мотоциклов, мощная энергетическая и кадровая база. Однако все решил 1965 год, а именно звонок Устинова Ивану Белобородову, тогда гендиректору «Ижмаша».

– Как смотришь, если все-таки у вас организуем автомобильное производство? – спросил у Ивана Федоровича Устинов.

– Смотрю, конечно, положительно, но дело-то ведь очень серьезное… – ответил Белобородов.

– Было бы несерьезное, к вам бы не обращались, – отрезал Устинов.

Когда все было окончательно решено, Устинов лично приехал в Ижевск, чтобы найти место под строительство будущего завода. И уже в декабре 1966 года с конвейера нового предприятия сошел первый «Москвич».

Одним звонком «проложил» асфальт до Воткинска

Вплоть до начала 1970-х об асфальтированной трассе между Ижевском и Воткинском можно было только мечтать. О том, что послужило толчком к строительству, до сих пор ходят байки.

В те годы Дмитрий Федорович был секретарем ЦК КПСС, а пост министра оборонной промышленности занимал Сергей Зверев. Весной он приехал в Удмуртию на встречу с избирателями Воткинска и Шаркана. В Воткинск он еще сумел как-то доехать, а вот в Шаркан министра пришлось доставлять на вертолете, который приземлился на местное футбольное поле. О своих «приключениях» Зверев рассказал Устинову, курировавшему Удмуртию, и тот моментально позвонил секретарю Удмуртского обкома Валерию Марисову, приказав за два месяца проложить до Воткинска асфальт.

Второй вариант той же истории еще более тесно связан с Устиновым. Дмитрий Федорович однажды ехал из Воткинска в Ижевск, причем опаздывал на самолет и приказал водителю гнать как можно быстрее – по ямам и колдобинам. Ударившись в очередной раз головой о крышу автомобиля, Дмитрий Федорович крепко выматерился и приказал: «Чтоб через два месяца здесь было асфальтированное шоссе!».

Устинов на конвейере по сборке автомобилей Ижевского автозавода, 1972 год/ Фото: ГКУ «ЦДНИ УР»
Устинов на конвейере по сборке автомобилей Ижевского автозавода, 1972 год/ Фото: ГКУ «ЦДНИ УР»

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

«Он просто сел на мотоцикл и поехал»

Оружейник-конструктор Михаил Тимофеевич Калашников в 2008 году на мероприятии к 100-летию Устинова:

– Дмитрий Федорович был очень простым и прямым человеком. Когда мы боролись с тульскими оружейниками за право выпускать пулемет, Устинов приехал к нам на «Ижмаш» и говорит: «Я хочу пострелять из твоего пулемета». Везти его в тир – ни то ни се, так что решили стрелять прямо на территории. Между цехами соорудили мишень, Устинов взял пулемет, лег прямо на землю и начал стрелять. Потом сбегал к мишени, вернулся, пожал мне руку: «Хорошо стреляет». Или вот мотоцикл отрабатывали здесь и показывали ему образец: инженеры, главный инженер, директор завода что-то ему рассказывают, а он просто садится на мотоцикл, заводит его и уезжает.

Александр Семенович Кондрашкин, ветеран «ИжАвто», вспоминал об Устинове в корпоративной газете завода:

– Летом 1972 года мы на заводском треке показывали ему полноприводный автомобиль «Иж-14». Запомнился он мне угрюмо-уставшим и спокойным человеком в темно-сером костюме, который как-то мешковато висел на его плечах. Ни внешний вид, ни голос, ни манера держаться не выделяли его как секретаря ЦК КПСС, курирующего все вопросы оборонного комплекса страны.

Мотогонщик, оборонщик и фанат ЦСКА

  • Устинов был министром обороны СССР, имел воинское звание маршала, звезду Героя Советского Союза и полководческие ордена, но при этом никогда не командовал военными и не занимался штабной работой.
  • Во время войны Устинов, любивший гонять на мотоцикле, попал в аварию и сломал ногу. Такое поведение могли расценить как безответственное. Но Сталин лишь сказал, что распорядится насчет машины для наркома.
  • Устинов всегда поддерживал гонку вооружений, не экономил на оборонке. Благодаря ему оборонный заказ формировался исходя из интересов не армии, а промышленности, то есть непосредственно заводов.
  • Дмитрий Федорович был ярым хоккейным болельщиком. Его можно было часто увидеть на стадионе «Лужники», где он вместе с генеральным секретарем Леонидом Брежневым поддерживал команду ЦСКА. 

Не город, так район

Были в истории Ижевска и не самые приятные страницы, связанные с Устиновым. Наш город три года носил имя маршала, пока не был переименован обратно после многочисленных протестов жителей. Тогда Устиновским стал вновь образованный район.

Подарок заводу

Устинов подарил Ижевскому автозаводу свой личный автомобиль – «Ауди Хорьх». Он должен был храниться в музее, но с годами пропал. До сих пор неизвестна судьба подарка – возможно, сейчас он у кого- то из коллекционеров.

11
раз
Дмитрий Устинов становился кавалером ордена Ленина – высшей награды СССР. Это абсолютный рекорд, повторить который удалось лишь одному человеку – министру внешней торговли СССР Николаю Патоличеву.