Сегодня мы расскажем об одной из достопримечательностей заречного Ижевска – деревянной Успенской церкви. Освященная сто лет назад как кладбищенская, в годы Великой Отечественной войны она осталась единственным работающим храмом в городе и одним из немногих – в стране. Здесь молились в годы Гражданской войны, нэпа и сталинских репрессий, в период ВОВ, в эпоху хрущевской оттепели, брежневского застоя и перестройки. Пока в остальных уцелевших храмах крутили кино и торговали хлебом, Успенская церковь принимала прихожан. Но уникальна она не только этим.
Найденные на стройке останки перезахоронили
– Церковь Успения Пресвятой Богородицы освятили без малого 100 лет назад, 28 августа 1916 года, – говорит историк миссионерского отдела Ижевской епархии Владимир Вениаминович Шкляев. – История храма началась с Никольского заречного кладбища, которое появилось в районе современных улиц Телегина, 14-й и Зои Космодемьянской около 200 лет назад. Хоронили здесь, как правило, простых рабочих, а более состоятельные зареченцы находили покой в земле Нагорного кладбища возле Троицкой церкви.
От Нагорного кладбища сейчас ничего не осталось – его разорили во времена СССР, а большинство останков выкопали во время застройки этого района. Заречному «повезло» чуть больше: в 1930 году его закрыли, позже убрали надгробия и кресты, а вот захоронения практически не тронули.
О том, каким кладбище было в конце 1940-х, вспоминает ижевчанка Валентина Павловна Чиркова, бывшая блокадница, живущая в Строителе более 70 лет. Ее историю мы рассказывали в прошлом материале.
– Когда в 1944 году мы из эвакуации приехали в Ижевск, то первым местом, куда меня привел папа, была Успенская церковь и кладбище при ней, – рассказывает Валентина Павловна. – В те годы здесь уже никого не хоронили, но надгробия и кресты еще были целы. Детьми мы гуляли по дорожкам между могил, ловили сачками майских жуков. А в Успенской церкви я имела честь покреститься. Когда мне было 14 лет, у соседей по бараку родился малыш. Меня попросили быть крестной. Когда мы пришли в церковь, батюшка Вениамин Утробин спросил тихонько: «А ты сама-то крещеная? Давай мы тебя вместе с мальчиком и покрестим». И еще одно яркое воспоминание из юности – я бегу на работу на завод, гудит заводской гудок, а ему вторит колокольный звон Успенского храма.
Сейчас территория бывшего Никольского кладбища густо заросла деревьями и кустами.
– Когда по соседству с храмом, на месте кинотеатра «Италмас» стали рыть фундамент под супермаркет, рабочие, обнаружив человеческие останки, пришли в храм и в растерянности спрашивали: что же нам теперь делать? – рассказывает клирик Успенского храма отец Константин Жебалов.
– После разъяснения бережно собрали их с помощью работников храма и с благоговением перезахоронили на территории церкви. Ведь строить что-либо на могилах наших предков – занятие не очень хорошее, показывающее наше безразличное отношение к своей истории.
Храм строили всем миром
Как пишет профессор Евгений Шумилов в своей книге «Неугасимая лампада» (12+), до революции в районе Зареки уже было два храма, ныне разрушенных. Это храм Николая Чудотворца 1859 года постройки и возведенная в 1903 году Покровская церковь. Но зареченцы решили построить еще один – деревянную кладбищенскую часовню.
Строительный комитет, куда вошли рядовые рабочие, чиновники, купцы, священнослужители и фабриканты, был образован в Ижевске в 1909 году. Его председателем стал 45-летний токарь оружейного завода Флегон Власьевич Шишкин, позже несколько раз избиравшийся церковным старостой ряда храмов Ижевска. Автором проекта будущей церкви избрали губернского архитектора Ивана Чарушина, проектировавшего Свято-Михайловский собор.
Строился храм на пожертвования горожан, причем значительный вклад внесли фабриканты Петровы – отец и сын. В первый месяц удалось собрать 654 рубля, затем сумма росла – в том числе и благодаря сборам за места для могил, а также обращениям к рабочим жертвовать по копейке с каждого заработанного рубля. Так что Успенский храм, как и собор Святого Михаила, строили всем миром.
В 1916 году церковь освятили, но позже ее неоднократно расширяли и достраивали – несмотря на явное недовольство со стороны властей. После войны здесь появились новые притвор и паперть, в 1965 году удалось сделать пристройки к северному и южному приделам храма. Власти пошли навстречу священнослужителям, просившим отодвинуть от церкви танцевальную площадку, а в 1948 году даже разрешили улучшить колокольный звон храма, использовав для этого три колокола, найденные на шихтовом дворе металлургического завода. В 1987 году у храма появилась крестильня. Последнюю «обновку» – крепкую беленую ограду из кирпича с башенками по углам – Успенская церковь получила совсем недавно, в 2015 году.
Полмиллиона рублей на нужды фронта
Есть в истории Успенской церкви удивительный эпизод, который, возможно, и повлиял на относительно благополучную судьбу этого храма. Один из его настоятелей, Владимир Стефанов, стал единственным представителем местного духовенства, написавшим Иосифу Сталину и получившим ответ.
– В годы Великой Отечественной войны деньги на нужды фронта собирали все – колхозы, школьники, рабочие. Церковь тоже не осталась в стороне, – рассказывает Владимир Шкляев. – Отец Владимир, чей сын воевал на фронте, призывал своих прихожан вносить деньги в особые церковные кружки. Эти средства церковь затем отчисляла в фонд обороны. Но верующие благодарили и батюшку лично, в том числе – деньгами.
За первый же год войны отец Владимир смог накопить 273 тысячи рублей. 29 декабря 1942 года Стефанов написал Сталину:
«Желая помочь Красной армии быстрее разгромить врага… я внес 28 декабря 1942 года в кассу Государственного банка наличными деньгами все свои сбережения в сумме 273 тысячи рублей. Прошу Вас на эти деньги построить два боевых самолета, присвоив им имена наших героев-предков «Александр Невский» и «Дмитрий Донской».
В ответ пришла телеграмма:
«Благодарю Вас, Владимир Александрович, за вашу заботу о воздушных силах Красной Армии. Ваше пожелание будет исполнено. Примите мой привет. И. Сталин».
Всего же в годы войны настоятель Успенского храма передал из личных средств на нужды фронта 569 500 рублей. Для сравнения – Евгений Шумилов пишет также, что в 1943 году отец Владимир купил себе деревянный домик неподалеку от церкви (ул. 15-я, 15) за 45 тысяч рублей.
Архитектура Успенской церкви в деталях
Середина XIX и начало XX вв. – это возрождение интереса к древнерусскому зодчеству, для которого характерно внимание к деталям, пышность, декоративность. Приметы этого стиля – резные наличники, мелкий орнамент из кирпича, шатры и кокошники в архитектуре. В таком стиле выстроили Храм Христа Спасителя, ГУМ и Исторический музей в Москве. В Ижевске к так называемому русскому стилю можно отнести Свято-Михайловский собор и Успенскую церковь.