Top.Mail.Ru
9 августа 2024 14:14
История Удмуртии

5 интересных фактов про историю железнодорожного вокзала в Ижевске

Каким было старое здание и при чем здесь минеральная вода

Железнодорожный вокзал в Ижевске, 2024 год. Фото: Эдуард Карипов, пресс-служба Правительства Удмуртии
Железнодорожный вокзал в Ижевске, 2024 год. Фото: Эдуард Карипов, пресс-служба Правительства Удмуртии

3 августа главному зданию железнодорожного вокзала Ижевска исполнилось 72 года. На IZHLIFE – интересные факты про историю одних из главных ворот в столицу Удмуртии, которые вы могли и не знать.

Не Ижевский, а Казанский

В начале Великой Отечественной войны основной железнодорожный вокзал Ижевска располагался примерно в километре от нынешнего – на пересечении современных улиц Гагарина и Голублева. Сейчас на этом месте – товарная станция и грузовой двор станции «Ижевск».

Вокзал построили в 1916 году и назвали Казанским: он стоял на железнодорожной ветке, ведущей в Агрыз и Казань.

16.jpg
Вот так выглядел Казанский вокзал в Ижевске в 1930 году. На фото, по-видимому, встреча иностранцев. Фото: из архива М. П. Малахова из книги С. Н. Селивановского «Старый Ижевск»

Старый вокзал ничем не отличался от подобных десятков на крохотных полустанках России начала ХХ века – тесный перрон, дощатые строения и типичное станционное здание. Постепенно стало понятно, что планировка привокзальной территории устарела, потому как пассажирская и товарная платформы располагались слишком близко друг к другу.

17.jpg
Встреча учителей на вокзале, 1939 год. Фото: НМУР

Еще существовал Увинский вокзал. Он стоял на ветке, ведущей из Ижевска в Уву, и представлял собой небольшую комнату с кассовым окном в одноэтажном деревянном здании. Этот вокзал построили рабочие завода № 71, работал он вплоть до 80-х годов.

18.jpg
Железнодорожный переезд на ул. Баранова. Слева стоят на нижних путях вагоны, за ними Увинский вокзал. 1960-е годы. Фото: архив ж/д музея

Новый вокзал проектировали авторы Курского в Москве

В 1944 году вокзал решили перестраивать: здание было старым, а перрон тесным. К тому же он не справлялся с растущими потребностями фронта. 

19.jpg
Рытье котлованов под фундамент вокзала в Ижевске, 1944 год. Фото: Государственный архив Удмуртии

Место для него выбрали в километре от Казанского, потому что там было достаточно пространства для обустройства широкого перрона и удобной платформы для посадки. Над проектом нового здания трудились эвакуированные из Харькова архитекторы Михаил Луцкий и Евгений Лымарь. Они же принимали участие в создании Курского вокзала в Москве.

8.jpg
Кладка цокольной части здания вокзала, 1944 год. Фото: Государственный архив Удмуртии
Стройку закончили только в 1952 году, а Казанский вокзал работал вплоть до 1954 года. Пригородный вокзал построили в 1971-м.
4.jpg
Строительство первого здания вокзала, 1944-1952 годы. Фото: архив ж/д музея

При строительстве нашли минеральную воду

14.jpg
Вокзал в Ижевске, 1955 год. Фото: Государственный архив Удмуртии

Во время строительства нового вокзала нужно было найти воду для хозяйственных нужд – для того, чтобы обеспечивать водой паровозы и сам вокзал. Скважину начали бурить в 1949 году между современными улицами Гагарина и Дружбы. Когда процесс бурения закончили, оказалось, что подземные воды обладают целебными свойствами.

Конечно, использовать минералку для нужд вокзала не стали. Скважину назвали «Ново-ижевский источник минеральных лечебных вод» и долгое время качали из нее минералку для санатория «Металлург».

2.jpg
Брошюра «Ново-ижевский источник», 1957 год. Фото: iz-article.ru

Как вспоминал ученый, гидрогеолог и специалист по грунтам Юрий Ельцов, воду возили туда на лошадях в больших флягах.

21.jpg
Железнодорожный вокзал образца 1967 года. Фото: альбом «Ижевск» 

«Это та же самая минеральная вода, которая бьет из-под земли рядом с устьем реки Иж, где сейчас располагается курорт «Ижминводы». Этому источнику, больше известному как ижевский, издревле поклонялись предки современных удмуртов. Так что скважины на Гагарина и древний источник в устье Ижа питаются одной и той же целебной водой», – отмечает Игорь Кобзев, историк, кандидат культурологии.

13.jpg
Железнодорожный вокзал, 60-е годы. Фото: Государственный архив Удмуртии

Позже на этом месте открыли Ижевский завод минерально-фруктовых вод, который сейчас называется «Серебряные ключи».

3.jpg
Железнодорожный вокзал Ижевска, 1980 год. Фото: НМУР

Стоял памятник Азину

6 ноября 1967 года на привокзальной площади установили памятник Владимиру Азину – красному командиру, участнику Гражданской войны.

9.jpg
Открытие памятника В. Азину у ж/д вокзала, 1967 год. Фото: Государственный архив Удмуртии

«На высоком сером пьедестале – стройная фигура человека, одетого в военную форму. За плечами, подобно орлиным крыльям, – широкий разлет косматой бурки. Из-под заломленной назад папахи выбилась прядь волос и, кажется, прилипла к влажному, разгоряченному лбу. В руках зажат полевой бинокль», – так описывал памятник советский краевед Олег Севрюков.

1.jpg
Памятник Азину в Ижевске, 1967 год. Фото: Главный архив Удмуртии

Более 30-ти лет стоял памятник, но к началу 2000-х так сильно обветшал, что скульптура Азина в прямом смысле слова лишилась головы. Ремонтировать его не стали – он мешал реконструкции привокзальной площади, поэтому его просто снесли.

10.jpg
Памятник Азину без головы, апрель 2003 года. Фото: iz-article.ru

Еще один интересный факт – раньше перед зданием вокзала в сквере ставили главную новогоднюю елку района и строили ледяную горку. 

7.jpg
Сквер на привокзальной площади, конец 60-х. Фото: iz-article.ru

Полная реконструкция

В начале 2000-х стало понятно, что здание вокзала остро нуждается в ремонте. Реконструкцию начали в ноябре 2003 года.

11.jpg
Начало реконструкции вокзала, 21 ноября 2003 года. Фото: vk.com/kak_zhil_izhevsk

Оба здания – 1952-го и 1971-го годов – были абсолютно разные по стилю, поэтому во время ремонта их привели, как сказали бы сейчас, к единому дизайн-коду.

12.jpg
Реконструкция ж/д вокзала, 26 апреля 2006 года. Фото: vk.com/kak_zhil_izhevsk

Полностью реконструкцию закончили в 2009 году.

Цоколь и полы здания – из гранита, фасад и внутренняя облицовка выполнены из мрамора. В 2007 году на здании вокзала установили мемориальную доску в честь великого композитора Петра Чайковского.

23.jpg
Железнодорожный вокзал в Ижевске, 2024 год. Фото: Эдуард Карипов, пресс-служба Правительства Удмуртии

Во время реконструкции привокзальная площадь размером более 25 тысяч кв м лишилась памятника Азину, старинной литой ограды. Да и сам сквер было решено отдать под парковку.

В 2020 году перед зданием вокзала установили памятник Чайковскому. Автором стал ижевский скульптор Виктор Овчинников, а инициаторами установки – компания «Российские железные дороги» и Союз казаков Удмуртии. 

22.jpg
Памятник Чайковскому у железнодорожного вокзала в Ижевске. Фото: Эдуард Карипов, пресс-служба Правительства Удмуртии