
3 августа главному зданию железнодорожного вокзала Ижевска исполнилось 72 года. На IZHLIFE – интересные факты про историю одних из главных ворот в столицу Удмуртии, которые вы могли и не знать.
Не Ижевский, а Казанский
В начале Великой Отечественной войны основной железнодорожный вокзал Ижевска располагался примерно в километре от нынешнего – на пересечении современных улиц Гагарина и Голублева. Сейчас на этом месте – товарная станция и грузовой двор станции «Ижевск».
Вокзал построили в 1916 году и назвали Казанским: он стоял на железнодорожной ветке, ведущей в Агрыз и Казань.

Старый вокзал ничем не отличался от подобных десятков на крохотных полустанках России начала ХХ века – тесный перрон, дощатые строения и типичное станционное здание. Постепенно стало понятно, что планировка привокзальной территории устарела, потому как пассажирская и товарная платформы располагались слишком близко друг к другу.

Еще существовал Увинский вокзал. Он стоял на ветке, ведущей из Ижевска в Уву, и представлял собой небольшую комнату с кассовым окном в одноэтажном деревянном здании. Этот вокзал построили рабочие завода № 71, работал он вплоть до 80-х годов.

Новый вокзал проектировали авторы Курского в Москве
В 1944 году вокзал решили перестраивать: здание было старым, а перрон тесным. К тому же он не справлялся с растущими потребностями фронта.

Место для него выбрали в километре от Казанского, потому что там было достаточно пространства для обустройства широкого перрона и удобной платформы для посадки. Над проектом нового здания трудились эвакуированные из Харькова архитекторы Михаил Луцкий и Евгений Лымарь. Они же принимали участие в создании Курского вокзала в Москве.


При строительстве нашли минеральную воду

Во время строительства нового вокзала нужно было найти воду для хозяйственных нужд – для того, чтобы обеспечивать водой паровозы и сам вокзал. Скважину начали бурить в 1949 году между современными улицами Гагарина и Дружбы. Когда процесс бурения закончили, оказалось, что подземные воды обладают целебными свойствами.
Конечно, использовать минералку для нужд вокзала не стали. Скважину назвали «Ново-ижевский источник минеральных лечебных вод» и долгое время качали из нее минералку для санатория «Металлург».

Как вспоминал ученый, гидрогеолог и специалист по грунтам Юрий Ельцов, воду возили туда на лошадях в больших флягах.

«Это та же самая минеральная вода, которая бьет из-под земли рядом с устьем реки Иж, где сейчас располагается курорт «Ижминводы». Этому источнику, больше известному как ижевский, издревле поклонялись предки современных удмуртов. Так что скважины на Гагарина и древний источник в устье Ижа питаются одной и той же целебной водой», – отмечает Игорь Кобзев, историк, кандидат культурологии.

Позже на этом месте открыли Ижевский завод минерально-фруктовых вод, который сейчас называется «Серебряные ключи».

Стоял памятник Азину
6 ноября 1967 года на привокзальной площади установили памятник Владимиру Азину – красному командиру, участнику Гражданской войны.

«На высоком сером пьедестале – стройная фигура человека, одетого в военную форму. За плечами, подобно орлиным крыльям, – широкий разлет косматой бурки. Из-под заломленной назад папахи выбилась прядь волос и, кажется, прилипла к влажному, разгоряченному лбу. В руках зажат полевой бинокль», – так описывал памятник советский краевед Олег Севрюков.

Более 30-ти лет стоял памятник, но к началу 2000-х так сильно обветшал, что скульптура Азина в прямом смысле слова лишилась головы. Ремонтировать его не стали – он мешал реконструкции привокзальной площади, поэтому его просто снесли.

Еще один интересный факт – раньше перед зданием вокзала в сквере ставили главную новогоднюю елку района и строили ледяную горку.

Полная реконструкция
В начале 2000-х стало понятно, что здание вокзала остро нуждается в ремонте. Реконструкцию начали в ноябре 2003 года.

Оба здания – 1952-го и 1971-го годов – были абсолютно разные по стилю, поэтому во время ремонта их привели, как сказали бы сейчас, к единому дизайн-коду.

Полностью реконструкцию закончили в 2009 году.
Цоколь и полы здания – из гранита, фасад и внутренняя облицовка выполнены из мрамора. В 2007 году на здании вокзала установили мемориальную доску в честь великого композитора Петра Чайковского.

Во время реконструкции привокзальная площадь размером более 25 тысяч кв м лишилась памятника Азину, старинной литой ограды. Да и сам сквер было решено отдать под парковку.
В 2020 году перед зданием вокзала установили памятник Чайковскому. Автором стал ижевский скульптор Виктор Овчинников, а инициаторами установки – компания «Российские железные дороги» и Союз казаков Удмуртии.
