Top.Mail.Ru
8 декабря 2014 13:45
История Удмуртии

Как в Ижевске искали воду для паровозов, а открыли минеральный источник

Советский гидрогеолог - о резервном источнике питьевой воды для Ижевска и самом крупном в истории города наводнении.

Одно из самых известных наводнений в Ижевске - 1979 год
Одно из самых известных наводнений в Ижевске - 1979 год

Герои нашей новой рубрики «Человек с историей» - специалисты из разных областей, обладающие богатым опытом, которым есть что рассказать об Ижевске не только с профессиональной, но и с исторической точки зрения.

Сегодня наш собеседник - ученый, гидрогеолог и специалист по грунтам Юрий Алексеевич Ельцов. Сам себя в шутку он называет «плутонавтом» (Плутон - бог подземного мира у древних римлян) по аналогии со своим знаменитым тезкой. «Только Гагарин рвался ввысь, а я, наоборот, исследовал глубины Земли», - говорит Ельцов.

Досье

  • Юрий Алексеевич Ельцов, доцент кафедры «Геотехника и строительные материалы» Инженерно-строительного факультета Ижевского государственного технического университета им. М. Т. Калашникова, кандидат технических наук.
  • Родился в 1932 году в д.Понино Глазовского района УР. Закончил 7 классов школы, затем уехал учиться в Алапаевский горнообогатительный техникум. Работал геологом на Урале - разведывал граниты для строительства Белоярской АЭС, известняки и доломиты для стеклозаводов, глины и песок и т. д.
  • С 1955 года работал в Ижевске. Занимался исследованиями грунтов для строительства различных объектов, бурением скважин. Параллельно учился на гидрогеолога в Томском политехническом институте. Занимался оптимизацией систем забора воды для нужд промышленных предприятий и населенных пунктов Удмуртии. Сейчас - на пенсии.
Как в Ижевске искали воду для паровозов, а открыли минеральный источник
 Юрий Ельцов (справа) несколько лет проработал геологом на Урале - разведывал граниты, песок, известняки для строительства крупных промышленных объектов. Фото: из личного архива Ю.А. Ельцова

Водовод Кама - Ижевск мог быть в два раза короче

Сейчас только треть всей воды, которой снабжается Ижевск, поступает из пруда, остальное мы забираем из Камы, а точнее - из Воткинского водохранилища, что расположено возле города Чайковский Пермского края. Эта система была запущена в 1974 году и представляет собой 3 нитки водовода, каждая длиной в 52 км.

Юрий Ельцов:
Тогда же, в 1970-х, я предлагал усовершенствовать эту систему или создать новую, чтобы можно было забирать воду из Камы в районе Докши. При этом достаточно устроить на острове посреди Камы несколько «лучей» вертикальных скважин. Этот приемный колодец-водозабор мог стать либо запасным - на случай, если, например, что-то случится с дамбой возле Чайковского, - либо основным. Докша-то в два раза ближе к Ижевску, и воду бы пришлось доставлять с расстояния всего в 25 км.
Как в Ижевске искали воду для паровозов, а открыли минеральный источник

Юрий Ельцов (справа) на встрече с первым секретарем Удмуртского обкома КПСС Петром Грищенко (второй слева).

Фото: из личного архива Ю.А. Ельцова

Кстати, такой принцип водозабора сейчас успешно используется в разных городах, включая, например, Варшаву и Уфу. Но республиканские власти Ельцова не услышали или просто не нашли дополнительных средств на разработку такой системы скважин.

Причиной ижевского наводнения стала дамба?

- Самое крупное наводнение в XX веке Ижевск пережил в 1957 году, - рассказывает Юрий Алексеевич. - При этом резкий подъем уровня воды в пруду не принес практически никакого ущерба - ни жителям, ни промышленным предприятиям. А все потому, что вся лишняя масса воды беспрепятственно уходила вниз по руслу Ижа.

Но в начале 70-х началось строительство канализационных очистных сооружений возле Медведево, а на реке Иж, там, где ее пересекает Сарапульский тракт, появилась дамба-мост.

- Эта дамба и стала причиной того, что в 1979 году Ижевск затопило во время весеннего половодья, - утверждает Юрий Алексеевич. - Мост стал препятствием, и воде просто некуда стало уйти, а напор был слишком большим. Старожилы прекрасно помнят то наводнение: размыло многие дороги, на улице К. Маркса встали трамваи, так как рельсы полностью ушли под воду, а жители района «Болото» пережидали потоп на крышах.

Как в Ижевске искали воду для паровозов, а открыли минеральный источник
 Печально знаменитое ижевское наводнение 1979 года. На снимке - улица Карла Маркса и затопленные трамвайные пути. Фото: transphoto.ru 

- После этого решено было постепенно опустить уровень воды в пруду на 2 метра, - продолжает Юрий Алексеевич. - Для нашего водохранилища это обернулось настоящей экологической катастрофой, ведь ни разу за всю историю Ижевска, даже в годы сильнейшей засухи, вода не опускалась больше, чем на 70 см. Берег пополз, обнажилось дно, погибло множество моллюсков, ракушек и раков - главных «санитаров» пруда. Я водил своих студентов смотреть на это безобразие и до сих пор помню воронье, которое кружилось над оголившейся частью дна.

Воду для санатория «Металлург» возили во флягах

Одним из главных своих достижений Юрий Алексеевич считает устройство скважин с минеральной водой для ижевского санатория «Металлург».

- Открыли его в 1958 году, но минеральную воду в те годы в санаторий привозили от железнодорожного вокзала на лошадях, во флягах, - рассказывает Юрий Ельцов. - Там, возле вокзала, скважина существовала с 1945 года. Бурили ее для того, чтобы обеспечивать водой паровозы и сам вокзал. Но из скважины неожиданно для всех пошла минеральная вода. Так появился Ново-Ижевский источник № 1.

Юрий Алексеевич предложил прямо на территории санатория пробурить скважины, откуда можно было бы брать ту же самую воду. До этого ни одна здравница не могла похвастаться подобным: как правило, санатории строили там, где находились целебные источники, а не наоборот.

Как в Ижевске искали воду для паровозов, а открыли минеральный источник
 

ИжГТУ, где Юрий Алексеевич проработал много лет, выдвигал его на присуждение звания «Заслуженный строитель УР», но кандидатуру Ельцова не поддержали - возможно, из-за того, что всю жизнь он спорил с властями, отстаивая свою точку зрения. Фото: из личного архива Ю.А. Ельцова.

- Проблема была в том, что у меня не было подходящего станка, чтобы пробурить достаточно глубокую скважину, а потому республиканский обком обратился к нефтяникам, - вспоминает Ельцов. - Те запороли сначала одну скважину, потом другую, и в конце концов отступились, прикрывшись отчетом - мол, вода есть, но ее мало и она низкого качества.

Юрий Алексеевич поехал в Москву и попросил помощи в организации «Геоминводы».

- Столичные специалисты откликнулись и под руководством Валентина Кожевникова помогли нам пробурить 5 скважин разной глубины - от 300 до 1026 м. Нашлась там и минеральная вода, и разные лечебные «рассолы» - йодобромный, сероводородный и т. д. И наш санаторий «Металлург» стал одной из лучших здравниц страны.