Непременный атрибут Нового года – елку – в начале прошлого века «списали» больше чем на десять лет как «буржуазный предрассудок», и только в канун Нового, 1936, года лесную красавицу удалось «реабилитировать».
Елка – экзотика
Елка в Ижевске еще в начале ХХ века была экзотикой. В рождественские каникулы голодного 1919 года, как писал краевед Игорь Кобзев, за несколько месяцев до вступления в город Колчака для семи тысяч детей рабочих большевики устроили елку. В качестве подарков выдавали конфеты, а также… хлеб и колбасу. У взрослых же Новый год 1 января 1920 года начался с доклада о внутреннем и внешнем положении Советской России.
- Да здравствуют вожди революции товарищ Ленин, Троцкий и Зиновьев! – подытожил последний докладчик, после чего собравшиеся пошли смотреть веселый водевиль.
На следующий день, 2 января, на Сенной площади (сейчас Центральный рынок. – Прим. ред.) торжественно сожгли две бочки конфискованной водки. Пьянство, как и танцы, считались буржуазным пережитком. За тем, чтобы девушки не «мазались» и одевались скромно, комсомольцы следили строго. Появиться в платье с декольте в «исторические дни революции» было позором.
Следом в «опале» оказалась елка. В 1923 году собрание учителей Ижевска постановило елок в школе не устраивать, объяснив, что это «языческий обычай». С 1924 по 1936 годы ее и вовсе забыли как «буржуазный предрассудок».
Дети смотрели на елку с открытом ртом
Реабилитировали ее, по словам Игоря Кобзева, после выступления члена ЦК партии Павла Постышева: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, пионерские клубы, Дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Везде должна быть елка! Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка – буржуазный предрассудок». Власти, по-видимому, также понимали, что благодаря праздникам людей можно сплотить и посредством их воздействовать.
В первой в Ижевске женской гимназии отмечают Новый год. Пока еще это больше похоже на собрание, а не на яркий праздник. Начало ХХ векаНакануне Нового – 1936 – года в ижевских магазинах впервые появились в продаже елки, гирлянды, хлопушки, Деды Морозы из папье-маше и ватные клоуны. Но многие их игнорировали и продолжали встречать праздник по старинке. Завезли всего 1000 елок, но и те не расхватывали. Продать удалось лишь 600 (к слову, население Ижевска в ту пору составляло около 60 тысяч человек), оставшиеся 400 пришлось раздать по школам и другим организациям.
В одной из ижевских школ готовились к празднику под большим секретом. Ее не открывали до тех пор, пока не ушли дети. Когда в школе никого не осталось, учителя начали наряжать елку. Когда дети, наконец, увидели играющую разноцветными огнями красавицу, долго стояли с открытыми ртами. И это понятно: они видели ее впервые.
С тех пор Новый год прочно ассоциируется с елкой и веселым праздником.
А между тем
Рубиновые звезды Кремля (атрибут елки) – заслуга инженера из Удмуртии
Пятиконечные звезды из рубинового стекла (каждая весом более тонны, размах лучей до 3,75 м), венчающие шпили башен московского Кремля, появились, в том числе, благодаря нашему земляку - инженеру-конструктору Борису Ложкину (годы жизни: 1910-1996. – Прим. ред.).
Первые звезды, сменившие символ царского самодержавия – двуглавых орлов, начали устанавливать в 1935 году. Но первоначальный вариант – серп и молот, украшенные драгоценными камнями, – не произвел впечатления. «Оживали» они только в солнечную погоду. Кто-то предложил сделать их красными – цвета революции. Правительство обязало воплотить идею к 20-й годовщине Октября – 1937 году. К руководству проектирования строительных конструкций привлекли молодого инженера Ложкина, перебравшегося тогда в Москву.
Как писал в своей книге Альфред Артамонов, общавшийся с Борисом Григорьевичем, каждая из башен строилась в разное время, а потому имела свои нюансы, отчего Ложкину подниматься на них приходилось десятки раз. Для каждой звезды он разработал индивидуальную конструкцию.
1946 год Троицкая перед подъемом. После реставрации. Пострадала, когда защищали Москву.Звездам вместе со страной пришлось многое пережить. Они встречали День Победы и Юрия Гагарина из космоса. А в 1990-х годах вокруг них возникли споры: насколько уместна в Кремле советская символика. Некоторые общественники требовали их снять. Добро на это президент пока не дал.
Спасская башня и мавзолей Ленина. 1925 год. Башни пока еще венчают орлы.Тем временем для большинства рубиновые звезды больше ассоциируются с праздником –Новым годом. Именно их на протяжении долгих лет устанавливали на ель (некоторые по-прежнему продолжают это делать).