Top.Mail.Ru
19 августа 2014 13:22
История Удмуртии

Ижевский Соцгород: своя железная дорога и хлебозавод вместо обсерватории

Как застраивался один из самых уютных районов Ижевска? <архивные фото>

Мы начинаем серию материалов, посвященных ижевскому Соцгороду. Это неофициальное название носит микрорайон, расположенный по обе стороны от улицы Орджоникидзе. Сегодня мы расскажем о том, как застраивался этот район, как выглядели первые дома, возведенные здесь по немецким проектам, где находился ижевский макаронный комбинат и почему вместо школы власти решили построить хлебозавод.

Ижевский Соцгород: своя железная дорога и хлебозавод вместо обсерватории
 В прошлом улица Орджоникидзе, до этого носившая название Трактовой, делила Соцгород на две части - Ключевой поселок и Гольянский поселок. Фото: Эдуард Карипов.

Справка

Что такое соцгород?

Этим термином в Советском Союзе называли жилые массивы, строившиеся в 1930-х годах по единому плану.

Как правило, такие компактные поселения возникали при крупных промышленных предприятиях, и жили там их рабочие. Строились городки из расчета, что плотность населения в них будет примерно 80 человек на га, а норма жилой площади - около 4,5 кв. м на человека. В Ижевске под Соцгород отводилось 2100 гектаров земли.

В соцгороде было все, что нужно для жизни: дороги, школы, магазины, ателье, бани, дворец культуры и т. д. Более того - там предлагалось строить 2-этажные или 3-этажные жилые дома, укомплектованные столовыми, библиотеками и другими коммунальными службами. При этом кирпич был тогда весьма дефицитным материалом, поэтому соцгородки возводились из дерева.

Помимо Ижевска, подобными жилыми массивами могли похвастать Казань, Киев, Новосибирск, Тольятти, Железногорск и другие города.

Ижевский Соцгород: своя железная дорога и хлебозавод вместо обсерватории
 Ижевский Соцгород. Фото: izhevsk.ru

Стройку охраняло НКВД

Застраивать район Соцгорода в Ижевске начали в июне 1931 года. Это был период расцвета советско-германской дружбы, причем отношения между двумя странами складывались не только в сфере политики, но и в области архитектуры.

- Первые дома, выстроенные в ижевском Соцгороде, были немецкими во всех смыслах, - их заказывали в Германии и доставляли на стройплощадку по железной дороге, - рассказывает Михаил Курочкин, доцент УдГУ, много лет изучающий историю Соцгорода. - Специально для этого даже выстроили отдельную ветку - шла она от станции Позимь Воткинской линии до современной улицы Ленина, вдоль русла речки Карлутки - примерно там, где сейчас находится улица Мельничная. Возле станции до сих пор сохранились поворотные рельсы, уходящие в сторону Соцгорода.

Правда, очень скоро местные власти решили, что не стоит тратить валютный запас страны на покупку домов, которые можно возводить самостоятельно. Строители валили корабельные сосны, растущие на месте будущего городка, делали из них доски и сколачивали каркасы для стен. Пустоты заполняли мочалом, вымоченным в купоросе (чтобы не заводились грызуны).

Михаил Курочкин:
Интересно, что с 1931 по 1934 годы, пока шло строительство, территория Соцгорода была огорожена колючей проволокой и охранялась НКВДшниками с собаками. Почему-то властям было важно, чтобы на стройку не проник кто-либо посторонний.

Главной улицей будущего городка стал новый Гольянский тракт (позже его переименовали в улицу Орджоникидзе), который замостили торцами бревен. Он делил Соцгород на две части - Гольянский и Ключевой поселки. На карте Ижевска до сих пор есть адресные ориентиры с этими названиями.

Ижевский Соцгород: своя железная дорога и хлебозавод вместо обсерватории
Эти здания более чем на 40 лет стали визитной карточкой Соцгорода - в 1930-х было возведено 74 таких дома. Строили их по немецкой технологии, но все выразительные детали прятали под слоями штукатурки. Фото: ГКУ «Центральный Государственный архив УР».

Соцгород возводили по секторам, в каждом из которых располагалось несколько домов. Это были 2-этажные дома с хорошей планировкой: в каждой квартире по 2-3 комнаты, собственные санузел и ванная, большие площади.

Вместо школы будущего - хлебозавод и макаронная фабрика

- Когда Соцгород проектировали, архитекторы задумали выстроить там огромную школу на тысячу мест - с зимним садом, дендрарием, спортзалом и астрономической обсерваторией, - рассказывает Михаил Курочкин. - Но к тому моменту, когда был заложен фундамент, стало ясно, что куда важнее городу другое. И вместо школы построили хлебозавод № 2. Да и место было удобным именно с точки зрения производства. Позже рядом с ним выстроили макаронный комбинат. Он работал несколько лет, а затем закрылся. Это здание сохранилось до сих пор - на улице Марата, 5, рядом с трамвайным депо № 2.

Ижевский Соцгород: своя железная дорога и хлебозавод вместо обсерватории
 Хлебомакаронный комбинат был построен в Соцгороде в 1935-37 гг. по проекту, разработанному обществом «Хлебстрой». Это - одно из первых крупных промышленных зданий Ижевска, возведенных после революции. Фото: Эдуард Карипов.

Еще один нереализованный проект - парк имени Ворошилова, который должны были разбить южнее улицы Промышленной. Ее, кстати, архитекторы видели бульваром, по обеим сторонам которого стояли бы дома, росли деревья и цветы, били фонтаны.

Прямая речь

Из воспоминаний историка и литератора Сергея Жилина*:

«Здесь, на Краева да Прасовском, протекали мои детство и юность - семья обитала несколько лет в одном из бараков близлежащего Гольянского поселка, ныне почти сплошь застроенного панельными 9-этажками.

Сколько раз проходил я с лыжами или санками в руках еще мимо старого кафе «Позимь», мимо 4-го роддома (ставшего ныне травматологией), мимо 28-й столовой (побывавшей одно время и кафе «Русь») - к лесу, постоянному зимнему месту обитания всех окрестных ребятишек.

И, затаив дыхание, смотрели мы, мальчишки, на завораживающий полет лыжников с ижевского трамплина, Монбланом возвышавшегося над лесом и ближайшими районами - низковат был город нашего детства!.. И к роднику за свежей водой - тоже сюда, к речке Карлутке, к лесу.

Ижевский Соцгород: своя железная дорога и хлебозавод вместо обсерватории
 Вид на Соцгород со стороны лыжного трамплина. Фото: izhevsk.ru

Кто теперь вспомнит магазин «Радуга» на углу улиц Краева и Орджоникидзе? Да и знаменитый некогда 41-й гастроном давно поменял свое название. Я помню, как заработала «стекляшка» на углу Краева - Воровского. Вскоре возле нее появился телефон-автомат. Барачным детям в диковинку было просто покрутить диск и послушать в трубке гудки…»

* Статья С. Жилина «В Прасовском проулке».