Top.Mail.Ru
15 августа 2014 18:16
История Удмуртии

В Ижевске на улице Карла Либкнехта из-под асфальта появилась старинная мостовая

Моклецовский проулок, дороги из веток и деревянная брусчатка. <фото>

Олег Васильев, izh.ru, vk.com
Олег Васильев, izh.ru, vk.com

Булыжники, проступившие из-под асфальта на улице К. Либкнехта неподалеку от перекрестка с К. Маркса, заметили ижевчане и выложили фото в соц.сети. Они предполагали, что это мостовая XIX века. Но историки и старожилы рассказывают: улицу Карла Либкнехта, которая раньше называлась Моклецовским проулком, замостили брусчаткой к 30-40-м годам ХХ века. 

- Потребности делать это раньше и не было - здесь нечасто ходили гужевые повозки, а уж машины и подавно, - говорит историк Сергей Жилин. - Даже я еще помню время, когда эта улица была захолустьем.

Моклецовский проулок и его обитатели

Расскажем немного и о самой улице, которая сегодня носит имя Карла Либкнехта. Вот выдержка из книги Сергея Жилина: «Думала ли мещанская вдова Вера Филипповна Моклецова, живущая на «доходы от капитала» да сдачи в наем жилья, что их семейная фамилия навеки вошла в ижевскую историю? К моменту Первой переписи Российской империи (1897 год - прим.ред.) ей еще 58 лет... Вера Филипповна, как и многие уроженцы Сарапула, вынужденные жить на Иже (в первую очередь купечество и мещанство), тем не менее представляется мне типичной ижевкой - властной, крепкой, инициативной... Помимо нескольких квартир в доме № 18 по Моклецовскому проулку, имела вдова, к примеру, и дом № 192 на Церковной, а в нем проживала семья бодалевского приказчика Никандра Лукиных... В доме № 18 проживало особенно много народу - кроме четверых родственников Моклецовой, там поселилась еще и семья торговца вином и прочим товаром Ивана Григорьевича Бодалева, уроженца Зарайского уезда Рязанской губернии - не того самого, но явно родственника. А при этой семье только прислуги четыре человека... все они приезжие из разных уездов нашей Вятской губернии... Но наиболее привлекательным из постояльцев Моклецовой показался мне 60-летний «отставной солдат» Семен Игнатьевич Игнатьев. Родом он из Чистопольского уезда Казанской губернии, грамоте обучался в солдатах. И жена его Евдокия Ефимовна, даром что моложе мужа на 14 лет - все равно солдатка, и девочки - солдатские дочери, а уж мальчики 7 и 13 лет - тем паче «солдатские сыновья».

Неподалку от домовладений Веры Филипповны, в 48-м доме, жил Павел Яковлевич Белобородов. 37-летний уроженец Уфимской губернии работал у себя на дому.

- Хоть и читать не умеет, но зато «портных дел мастер» - на кусок хлеба с маслом зарабатывает иглой да ножницами. Неплохой, знать, портной, коль содержит жену и трех дочек, - пишет о нем Сергей Жилин.

Но большинство обитателей Моклецовского проулка не торговало в лавках, а трудилось на Оружейном заводе,

Ижгрязь

Если сейчас ижевчане сетуют о ямах на дорогах, то тогда была другая проблема. Одной из «достопримечательностей» дореволюционного Ижевска считалась феноменальная грязь - бытовал даже такой термин - «ижгрязь».

«Победим грязь!», «Первый штурм на ижгрязь!», «Каждая доска, каждая булыжина, брошенная в месиво ижевских улиц - это борьба за новое!» - призывала горожан «Ижевская правда» 20-х годов.

- Очень много галош лежало на улицах - они просто тонули, - рассказывает историк Игорь Кобзев. - Вплоть до 50-60-х годов на ижевских улицах было множество коров, а во дворах на Советской располагались конюшни.

Первый асфальт в городе появился уже перед Великой Отечественной, а массово город начали асфальтировать в конце 50-х. Первым массовым видом транспорта в городе стали мотоциклы - это было в 60-х годах.

 Укладка асфальта на Советской
Фашины и фашисты

- Однако грязь появилась в Ижевске только после отмены крепостного права в 1867 году, - говорит историк Игорь Кобзев. - До этого Ижевск был казарменным и потому даже не мог называться городом. Город - это место, где живут свободные люди, а Ижевск тогда, несмотря на большую численность населения, оставался рабочим поселком. Многие «ижевчане» были ссыльными, крепостными и не хотели жить здесь.

Но за счет этого и поддерживалась чистота в городе - крепостным запрещалось курить и пить, не было мусора на улицах, а дороги по приказу регулярно укладывали специальными фашинами. Это были связки ивовых и рябиновых веток. Отсюда, кстати пошло и слово «фашисты» - вместе, как ветки, и их сложно переломить. Много фашин находили в районе теперешнего мотозавода.

По обочинам таких «веточных» дорог проходили водосточные канавы, а для пешеходов укладывались доски. Правда, по ним трудно было пройти, можно было провалиться. Затем начали укладывать деревянную брусчатку. Она состояла из срезов хвойных деревьев.

 Примерно такой была деревянная брусчатка на улицах старого города

- Каждой «плитке» придавалась форма 6-угольника. – рассказывает Игорь Кобзев. - А во время дождей она становилась скользкой, потому что из дерева выходила смола. Но было у деревянных мостовых преимущество перед булыжными - стука копыт почти не слышно, в то время как «езда по булыжникам сопровождалась неимоверным грохотом и тряской», - пишет Олег Севрюков.

Первое место в городе, где появилась каменная брусчатка - часть набережной у плотины. Покрыли улицу еще до революции. Затем, в 1925-28 годах, замостили заречную улицу Голубева, Коммунальную (Горького) и Советскую, - пишет классик ижевского краеведения Олег Севрюков. Причем в большинстве это была даже не брусчатка, а грубый серый гранит. Вымощена была также Удмуртская и улицы заречной части Ижевска - Новоажимова, Телегина, Голубева, Черезова. В этих местах проводили осушительные работы и закладывали гранитную брусчатку.