8 июля 1944 года в Ижевске был открыт первый аэропорт. К тому времени аэродром в Пирогово, выстроенный в 30-е годы, уже не справлялся с перевозками грузов - их объем вырос с началом Великой Отечественной войны. Так что осенью 1943 года на месте совхоза «Пятилетка», в районе современных улиц Камбарской и Ильфата Закирова, был построен аэродром. Взлетная полоса с хорошим бетонным покрытием проходила на месте современной улицы Молодежной. А в июле 1944 года здесь же был открыт аэропорт, проработавший вплоть до 1974 года.
Вот так выглядели здания аэропорта и диспетчерской в 1947 году. |
- В раннем детстве видела старый аэропорт - бабушка у меня около него жила, - пишет на форуме Izhevsk.ru ижевчанка Татьяна. - Столовая была отдельно, в другом здании. Вокруг аэропорта деревянные дома были, полусельская жизнь, недалеко одноэтажная школа, восьмилетка. Раньше там и коровы паслись, но при Хрущеве, рассказывала бабушка, их заставили ликвидировать.
Старожилы улицы Ворошилова вспоминают, что раньше самолеты взлетали и садились практически над самыми крышами домов. И неудивительно, что весь район современной улицы Молодежной многие ижевчане до сих пор по привычке называют «Старым аэропортом».
Самолет АН-24 в старом аэропорту. |
Студенты летали в Москву за 17 рублей
Горожане вспоминают: в советское время из Ижевска можно было улететь почти в любой крупный город Союза. Например, в 1989 году самолеты отсюда летали в Ригу, Ташкент, Одессу, Киев, Сочи, Симферополь, Архангельск, Волгоград и т.д. Билеты при этом стоили относительно недорого.
- 1978-1979 годы... Билет на самолет до Москвы стоил 25 рублей, на поезде в купе СВ можно было уехать за 24 рубля, - вспоминает ижевчанка Людмила Бладыка. - Причем для студентов была скидка 30%, так что в Москву мы летали за 17,5 рублей! В столицу можно было улететь и на АН-24, и на ТУ-134, и на ЯК-40. До Киева билет стоил 40 рублей, до Екатеринбурга (тогда Свердловск) - 15 рублей. При этом у меня была стипендия в 40 рублей, а еще я подрабатывала уборщицей и получала за это еще 87 рублей в месяц.
"Разбор полетов". Фото 1950-х гг. |
- В начале 1980-х билет до Москвы - 25 рублей, до Ленинграда - 32 рубля, до Свердловска - 15 рублей, - пишет историк и литератор Сергей Жилин. - Самые дорогие были от Москвы до Владивостока - около 120 рублей и до Магадана - что-то в районе 160, по-моему. Студенты имели стипендию 40 рублей, перед армией на заводе в конце 1970-х я получал примерно 200 рублей в месяц.
Улететь куда-то из Ижевска во времена СССР действительно было куда проще, чем сейчас. Например, можно было на рейсовом «кукурузнике» слетать в Крым на выходные и обратно. Небольшие рейсовые самолеты курсировали между Ижевском и райцентрами Удмуртии, причем вместо взлетно-посадочной полосы часто использовали обыкновенное поле.
- Конечно, в «кукурузнике» не было мягких сидений, было шумновато, трясло, зато какие виды внизу! - пишет пользователь форума Izhevsk.ru с ником oe229614. - И пилоты не отгораживались от пассажиров бронированными дверями. Двери нараспашку! Совсем как в автобусе. И не помню ремней безопасности.
Строительство нового здания аэропорта. |
В октябре 1974 года открылся новый аэропорт - в районе деревни Старые Мартьяны. В советское время туда ездил знаменитый 111-й автобус, в буфете аэропорта продавали вкусные чебуреки, а на втором этаже, как вспоминают горожане, был небольшой кинозал.
Открытие нового аэропорта. 1974 год. |
Тем временем
30 лет назад под Ижевском разбился самолет
28 января 1984 года в Ижевском аэропорту совершил жесткую посадку самолет Ан-24. В результате погибли четыре человека - пилот и три пассажира.
Самолет с 49 пассажирами на борту летел из Куйбышева (Самара). Первые неполадки обнаружились в 18 часов 17 минут, когда до Ижевского аэропорта оставалось около 100 километров. Экипаж сообщил диспетчерам, что самолет не реагирует на движения штурвала «на себя» и «от себя». Фактически, на судне отказал руль высоты, который отвечает за то, чтобы нос самолет взмывал вверх или же опускался вниз.
Из-за этого во время первого захода на посадку самолет задрал нос и начал раскачиваться, а потому экипаж принял решение идти на второй круг. Но и во время повторной попытки возникли неполадки с рулем высоты.
В итоге самолет врезался в землю, не долетев нескольких сотен метров до взлетно-посадочной полосы. Правое крыло оторвало от удара, и судно протащило по снегу еще около 70 метров. Его шасси, двигатели и средняя часть фюзеляжа были разрушены, кроме того, самолету оторвало носовую часть. В катастрофе погибли четыре человека - второй пилот и три пассажира, еще 35 человек были ранены.
Как выяснилось, причиной происшествия стала обыкновенная гайка - она была закручена недостаточно сильно. Болт, который эта гайка держала, выпал, и система управления рулем высоты отказала.
Справка
В настоящее время ОАО «Ижавиа» - это:
- 12 эксплуатируемых воздушных судов (Як-42Д, ТУ-134А, ТУ-134А-3М, АН-24РВ; АН-26-100);
- более 100 специалистов летной службы;
- более 100 работников авиационно-технической базы;
- около 500 сотрудников аэропортовых служб.
Благодарим за предоставленные архивные фотографии пресс-службу ОАО «Ижавиа».