Top.Mail.Ru
17 марта 2014 13:04
История Удмуртии

70 лет исполнилось подвигу Вадима Сивкова, танкиста из Удмуртии

Танку, которым командовал наш земляк, в одиночку удалось отбить у гитлеровцев целое село.

great-victory.ru, iz-article.ru, udmkrai.unatlib.org.ru
great-victory.ru, iz-article.ru, udmkrai.unatlib.org.ru

15 марта 1944 года погиб Вадим Сивков - участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Cоюза. Имя его знакомо каждому ижевчанину - хотя бы потому, что в нашем городе есть улица Вадима Сивкова. Однако о том, что именно произошло 70 лет назад, в ночь с 14 на 15 марта, в украинском селе Явкино, захваченном немцами, подробно знают, пожалуй, лишь историки и краеведы. А ведь история отчаянной храбрости танкиста из Удмуртии - отнюдь не рядовой эпизод Великой Отечественной войны, а самый настоящий подвиг.

Один танк стоит десяти боевых машин

Вадим Александрович Сивков родился в 1925 году в городке Усолье Пермской области, позже жил в Ижевске. Здесь он закончил девять классов школы № 22 - кстати, изначально школа эта располагалась в здании медколледжа (Красногеройская, 12), по соседству с улицей Вадима Сивкова. Еще одно любопытное совпадение: дважды Герой Советского Союза летчик Евгений Максимович Кунгурцев также учился в 22-й школе. Доучивался Вадим Сивков уже в Сарапуле, куда переехал в 1938 году, после школы жил в Каракулино.

70 лет исполнилось подвигу Вадима Сивкова, танкиста из Удмуртии
 В бывшем здании школы № 22 сейчас - Ижевский медицинский колледж.

Вадим неоднократно просил отправить его на фронт, и в 1942 году его просьбам вняли. Больше года он проучился в Казанском танковом училище, а в феврале 1944 года младшего лейтенанта Сивкова отправили в действующую армию. Он попал на 3-й Украинский фронт, где был назначен командиром танка 212-го отдельного танкового полка. Вооружен этот полк был в том числе американскими танками M4A3 Sherman, одним из которых и командовал Вадим Сивков.

В ночь с 13 на 14 марта танк Сивкова, преследуя отступающего врага, ворвался в занятое немцами крупное село Явкино Николаевской области Украины. Танк еще на окраине села открыл огонь по гитлеровцам и, пользуясь всеобщим переполохом, стал маневрировать между домами так, чтобы создать у врагов видимость, будто бы в селе, по крайней мере, орудует десяток русских танков. Всего экипаж танка Вадима Сивкова уничтожил огнем и гусеницами более сотни гитлеровцев, разбил 12 бронетранспортеров, 3 орудия, раздавил 50 повозок.
К полудню немцев удалось выбить из Явкино, а вскоре сюда подоспела наша пехота. Но в ночь с 14 на 15 марта противник перешел в контратаку, пытаясь вновь занять село. Отражая эту атаку, танк Сивкова попал в противотанковый ров и был окружен. Вадим Сивков и радист Петр Крестьянинов отбивались до последнего, а когда закончились боеприпасы, подорвали свой танк гранатами. Позже, представляя Сивкова к награде посмертно, военные подчеркнут: последним, что крикнул ижевчанин перед гибелью, было «Комсомольцы в плен не сдаются!»

«Живу, может быть, последние минуты»

После того, как село вновь отбили, красноармейцы, осматривая танк, нашли под его обшивкой жестяную коробку с письмами, которые танкисты успели написать перед гибелью.

Из письма Вадима Сивкова родным:
«Здравствуйте, дорогие мои папа, мама и Тасенька. Сообщаю, что на фронте мне пришлось быть всего немного более месяца. В наступлении прошли уже более 100 километров. 13 марта я одним своим танком занял большое село Явкино (1167 дворов по карте 1930 года). В ночь на 25 марта немцы пошли в атаку, заняли село. Благодаря ночи мой танк упал в противотанковый ров. Остались вдвоем с радистом. Решили погибнуть при крайнем случае, но в плен не идти. Немцы два-три раза подходили к танку, но пока не открыли. Живу, может быть, последние минуты. Вот коротко все о себе. Не волнуйтесь за меня. На то есть война. Желаю вам дальнейшей счастливой жизни. Последняя просьба к вам: сообщите в Ижевск всем ребятам о моей смерти. Ну вот все, кончаю. До свидания навеки. Ваш сын Вадим Сивков. 15 марта 1944 года, 7 часов утра». 

Письмо Вадима Сивкова и Петра Крестьянинова боевым товарищам:

«Мы остаемся двое в танке № 17: командир танка - младший лейтенант Сивков Вадим Александрович и радист-красноармеец Крестьянинов Петр Константинович, решив лучше умереть в своем родном танке, чем покидать его. В плен сдаваться не думаем, оставляя по 2-3 патрона для себя. Виновным в аварии прошу считать механика-водителя, который не выполнил моего приказа: повернуть влево. Когда он выскакивал, я не пристрелил его, чтобы не забить люки. Немцы два раза подходили к танку, но открыть не смогли. В последнюю минуту жизни взорвем гранатами танк, чтобы (он) не попал врагу. Просим сообщить домой, что мы выполнили свой долг перед Родиной - заняв одним танком Явкино и там погибнув.

Сивков, П. Крестъянинов, 15 марта 1944 года, 6 часов 10 минут».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1944 года Вадиму Александровичу Сивкову и Петру Константиновичу Крестьянинову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Приказом Министра обороны СССР от 15 августа 1962 года они навечно зачислены в списки первой роты гвардейского танкового полка. Похоронили героев на площади в центре села Явкино.

Справка Izhlife.ru

Улица Вадима Сивкова в Ижевске появилась 5 марта 1970 года. До этого она сменила множество имен. До революции ее называли Зеленой, Пятой, Троицкой, но чаще всего - Церковной, потому что именно здесь когда-то стояла Ильинская церковь (сейчас на ее месте Национальная библиотека УР и памятник Ленину), а вела эта улица к Свято-Михайловскому собору.

70 лет исполнилось подвигу Вадима Сивкова, танкиста из Удмуртии

Здесь же до сих пор стоит особняк, известный как дом священника Захария Лятушевича. В советское время северная часть улицы носила имя Владимира Ленина, а южная - Льва Толстого.