В Ижевске могли появиться канатная дорога и торговые ряды под Центральной площадью. Интересно, что в некоторых современных проектах можно угадать черты нереализованных советских архитектурных идей.
Стоянка и торговый центр - под землей
Проект подземных торговых рядов в Ижевске в зоне эспланады, спускающейся к пруду, появился раньше подобного ему московского «Охотного ряда» - еще в 1990-х.
- В 80-х был объявлен конкурс проектов по реконструкции Центральной площади и бульвара-эспланады, - рассказывает Нина Степанюк, заслуженный архитектор Удмуртии, директор архитектурного бюро. - Мы с архитекторами Еленой Чугуевской, Владимиром Шевкуновым и другими предложили свой проект, который сделал бы Центральную площадь куда более функциональной и притягательной для ижевчан.
Авторы проекта предложили использовать перепад рельефа для организации пространства под частью площади, где находится круглый фонтан, - между ДК «Ижсталь» и кинотеатром «Россия».
«Уйти под землю» по предложению известного ижевского архитектора Василия Петровича Орлова мог также участок улицы Пушкинской.- Предполагалось, что там разместятся объекты торговли и парковки с разными входами (со стороны улицы Карла Маркса, под пешеходным мостом, а также с лестницей, выходящей на поверхность вокруг фонтана), объекты культурного и досугового назначения, - рассказывает Нина Евгеньевна.
- Предполагалось, что отрезок от Вечного огня до набережной станет единой прогулочной зоной, - вспоминает Рауза Хайбулловна Яковлева, заслуженный архитектор Удмуртии, почетный председатель Союза архитекторов республики. - Для этого Пушкинскую можно было пустить под Центральной площадью, по тоннелю для транспорта.
Летом прошлого года главный художник города Мария Бутченко рассказала, что строительство подземных парковок и галерей - слишком дорогой проект для Ижевска. Поэтому пока решено ограничиться небольшими изменениями: на площади предполагается снести два фонтана и установить стеклянный павильон. А несколько месяцев назад была озвучена идея разбить там сквер имени Чайковского.
Дом Правительства мог быть куда грандиознее
Главное административное здание Ижевска - Дом Правительства, где в советское время располагались обком партии и Совет министров Удмуртской АССР. Он был выстроен по проекту Василия Петровича Орлова в 1962 году.
- Изначально Орлов проектировал Дом правительства 10-этажным и по-настоящему огромным, но пришлось выполнить лишь часть проекта - здание с 5-этажным фасадом и внутренним двориком. В таком виде оно и стоит сейчас на Пушкинской, - рассказывает Антонина Дмитриевна Марьина, в прошлом - главный конструктор мастерской №2 «Удмуртгражданпроекта». - Окончательный же проект был дополнен еще одним корпусом, обращенным к Центральной площади. Он должен был быть слегка изогнутым и украшенным декоративными элементами – рядами элегантных колонн по первому этажу, витражным остеклением, рельефными вставками, фризами (лентами, обрамляющими фасад).
Почему проект не воплотился в жизнь:
Слишком помпезный и дорогой проект не пришелся по вкусу московским властям, тем более что возведение Дома Правительства в Ижевске совпало с бумом жилищного строительства: все силы и средства уходили на постройку «хрущевок».
Колтому и Малиновую Гору должен был соединить мост
Один из самых обсуждаемых в советское время, но так и не воплотившийся в жизнь проект, - строительство моста через пруд.
- Решением проблемы пробок могло бы быть строительство моста через пруд в самой узкой его части, между Колтомой и Вараксино, - считает краевед и писатель, доцент ИжГТУ Сергей Селивановский. - Проект моста начали обсуждать еще в советское время, но и сейчас он был бы очень полезен. Мост позволил бы пустить транспорт в район Малиновой Горы и заречную часть города, минуя центр, и разгрузить улицы Горького, Карла Маркса и Пушкинскую. В этом случае дорога могла бы пройти до западного отрезка окружной дороги.
Кстати, в 2011 году о проекте моста через пруд заговорили снова - в частности, глава города Александ Ушаков подчеркнул, что его можно было бы сделать платным.
В парке Кирова могли открыть цирк и три кинотеатра
Парк Кирова (тогда он назывался Ижевским) появился на карте города в 1934 году. Спроектировал и начал воплощать его в жизнь известный московский ландшафтный архитектор Коробов, автор проектов центральных парков Москвы и Сталинграда. В парке была проложена круговая аллея, выстроены павильоны, парашютная вышка, причалы.
- В 2009 году я разрабатывала проект-идею реконструкции парка Кирова, - рассказывает Нина Степанюк. - Изначально я основывалась на замысле Коробова с учетом нынешней и прогнозируемой ситуации (а идеи он выдвигал просто замечательные!).
Согласно эскизу Коробова, опубликованному в «Ижевской правде» за 1934 год, в парке должны были выстроить:
- цирк на 2500 мест (для сравнения, современный Ижевский цирк вмещает 1800 зрителей);
- фабрику-кухню, шесть столовых и семь буфетов;
- три кинотеатра;
- зеленый театр;
- филиал Дома удмуртской культуры;
- стадион на 10 тысяч зрителей;
- площадь для митингов на 12 тысяч человек;
- детский универмаг игр.
Кроме того, Коробов предлагал соединить парк Кирова и Летний сад в один огромный Береговой парк, создав «свободную от заводского дыма» зеленую зону в центре Ижевска. Вход в парк предполагалось сделать со стороны пруда, где архитектор собирался возводить 200-метровую насыпь.
Почему проект не воплотился в жизнь:
- Так как парк в основном строился на пожертвования предприятий, за счет рабочих, а особого финансирования власти на него не выделяли, большинство идей Коробова остались только в качестве эскизов, - говорит Нина Степанюк.
Железная дорога от Летнего сада до парка Кирова
В конце 1980-х было решено реконструировать Летний сад. Разработку проекта поручили выдающемуся петербургскому архитектору, члену Русского Географического общества, Санкт-Петербургского Союза ученых и Союза художников Георгию Пионтеку. Он долго изучал все особенности ижевского парка, после чего представил властям Удмуртии проработанный до мелочей проект.
Летний сад в нем разделен на четыре части, ориентированные по частям света: южную, центральную, северную и западную (задорожную). Южную часть парка планировалось посвятить истории и культуре Удмуртии: в ней должны были появиться мозаика, изображающая генеалогию удмуртского народа, плита в форме нашей республики, монумент, иллюстрирующий одну из удмуртских легенд - о том, как корова «съела» берестяную грамоту с удмуртской письменностью.
Аллея, которая ведет от входа в парк к ротонде, должна была называться Аллея Вечной памяти. Георгий Пионтек предлагал украсить ее бюстами известных деятелей культуры Удмуртии - от Кузебая Герда до Флора Васильева. Ротонда же должна была превратиться в беседку, аналогичную той, что когда-то была построена в Петергофе по проекту Растрелли.
В этой же части парка мог стоять Фонтан слез - в память о погибших в ходе Великой Отечественной войны.
Еще один фонтан, музыкальный, должен был стоять на главной аллее, параллельной улице Горького. Там же архитектор задумал построить солнечные часы. По краям циферблата планировалось рассадить цветы, распускающие бутоны в строго определенное время суток.
В северной части парка был запланирован Городок аттракционов, идея которого целиком основана на удмуртских национальных играх, фольклоре и мифологии. Об этом говорят даже названия аттракционов: «Поляна Лопшо-Педуня», «Дом чудес», «Гигантские шаги», «Волшебный грибок», «Дырявая крыша», «Покажись, вумурт».
В северном конце сада, на территории бывшего пивомедоваренного завода Ивана Бодалева, Пионтек планировал выстроить ресторан удмуртской кухни.
А прямо возле спуска к пруду был спроектирован небольшой вокзал с депо и поворотным кругом. Здание вокзала должно было представлять собой уменьшенную копию старого Ижевского железнодорожного вокзала. От вокзала вдоль берега на север предполагалось протянуть детскую железную дорогу, соединяющую Летний сад с парком имени Кирова.
Кстати, реконструкция Летнего сада, возможно, начнется уже в этом году. Из парка хотят убрать карусели, а его оформление - полностью изменить. Власти намерены сделать из парка Генеральский сад, а в Генеральском доме открыть музей истории Ижевска, для которого уже начали собирать экспонаты - подлинные предметы быта ижевских семей.
Почему проект не воплотился в жизнь:
Причину, по которой проект свернули, сейчас назвать сложно. Сам архитектор говорил об этом неохотно. Возможно, дело было в том, что замысел Георгия Пионтека показался властям чересчур зацикленным на национальной идее. По крайней мере, в газетах тех лет можно было встретить заголовки в духе «Удмуртский националист из Ленинграда пытается превратить Летний сад в языческое капище».
Вдоль набережной предлагалось пустить канатную дорогу
- Идею канатной дороги, связывающей практически все отрезки набережной Ижевского пруда, предложил Василий Петрович Орлов, - вспоминает Нина Степанюк. - Дорога была запланирована в рамках разработанной Орловым схемы монументально-декоративного оформления города. Функционального назначения эта дорога могла бы и не иметь, но с точки зрения имиджа, как одно из городских развлечений для туристов, это было бы замечательно. Эту идею мы также использовали в проекте-идее парка Кирова.
Как в советское время собирались решать транспортные проблемы?
1. Строительство многоуровневых развязок
- В 70-е годы было много проектов транспортных развязок, в том числе - на перекрестке улиц Удмуртской и Кирова, - вспоминает Сергей Селивановский. - Трамвай предполагалось пустить по нижнему уровню, автомобили - выше. Эти проекты в качестве перспективных предлагали в Управлении архитектуры Ижевска в годы, когда главным архитектором города был Петр Петрович Берш. Уже в то время архитекторы задумывались о том, что число автомобилей возрастет.
Ни один из подобных проектов в жизнь так и не воплотился - по словам Селивановского, на это просто могло не хватить денег из бюджета.
2. Расширение трамвайной сети
Маршрут 10-го трамвая по генплану города предполагается продлить по улице Автозаводской до завода пластмасс. Еще в советское время было предусмотрено строительство тяговой подстанции - электроустановки, которая подает ток для движения трамваев, - возле завода пластмасс. А по улице 10 лет Октября должны были пустить скоростной трамвай – по разделительной полосе между полосами автомобильного движения.
Этот проект, кстати, предусмотрен и в генплане Ижевска, утвержденном в 2006 году. В нем примерная стоимость строительства трамвайных путей составляла почти 600 миллионов рублей.
3. Продление основных городских магистралей.
- Улицу Автозаводскую предполагалось соединить с Воткинским шоссе с помощью моста, который проходил бы над железнодорожными путями, - говорит Нина Степанюк. - Успели даже выстроить мост, но позже проект был свернут из-за нехватки денег.
Улицу Чугуевского предлагается продлить до Клубной, чтобы разгрузить участок возле Долгого моста. Появилась бы еще одна магистраль, ведущая из центральной части города в район «Строитель». Проект тоже не довели до конца - возможно, он еще будет реализован в будущем. А вот проект продления улицы 10 лет Октября в Металлург, чтобы разгрузить Холмогорова, городские власти обещают воплотить в жизнь в ближайшие годы.
Почему в Ижевске не стали строить высотки?
Появится ли на карте Ижевска спроектированное и даже утвержденное генпланом города здание, в советское время зависело не только от наличия средств, но и от технических возможностей, которыми на тот момент располагали строители и городские службы.
- Идея строить в Ижевске высотные дома впервые прозвучала еще в 30-е годы, но тогда это было практически нереально с точки зрения возможностей строителей, - рассказывает Нина Степанюк. - А, например, в 1970-х архитекторы предлагали возводить в городе высотные дома. Они были запроектированы уже в 2000-х, и даже началось строительство одного из таких домов. Но его быстро свернули, когда стало ясно, что такой дом был бы невероятно дорог в инженерно-техническом обслуживании – для этого потребовалось бы специальное оборудование. Ведь высотный дом означает, что, к примеру, в трубах пришлось бы поддерживать необходимое и в то же время безопасное давление, колоссальное давление, чтобы вода доходила до верхних этажей. То же самое с газоснабжением, вентиляцией. У пожарных же не предусмотрено приобретение очень дорогостоящих средств спасения, лестниц достаточной длины, и так далее.