
Владимир Соловьев, министр по делам молодежи УР:
«По ночам кололи дрова и убирали снег»
Стал пионером в 1974 году, учился в школе в деревне Удмуртский Тоймобаш Алнашского района.
- Первый день пионером у меня был смешной и немного трагичный. Когда нас готовили к вступлению в пионеры, никто не предупредил, что обратятся с призывом, на который нужно отвечать «Всегда готов». Поэтому вышла заминка - мы вышли и, сгорая от стыда, смотрели друг на друга, не зная, что ответить. В памяти осталось ощущение взрослости, которое появилось после того, как нам повязали красный галстук. Это значит, что ты стал старше. Чувствуешь себя частичкой чего-то крупного, важного и единого.

Я был активным пионером - старался попасть во все кружки. В хоровой, оркестровый - на балалайке играл, авиамодельный кружок, занимался волейболом и баскетболом. Сначала был председателем совета отряда им. Гайдара, потом - председателем совета дружины школы. Часто выступал на публике - это было всегда очень ответственно. Ночами даже иногда не спал, переживал. В конце года у нас проходил костер - выезжали в лес. Пели песни, танцевали, проводили спортивные соревнования. Это было очень здорово! Оказывали и тимуровскую помощь - помню, как к одной бабушке мы специально ночью ходили колоть дрова и убирать снег, чтобы утром она проснулась, и все уже было готово.

Александр Ушаков, глава Ижевска
«Отдыхая в Орленке, занял первое место в конкурсе по бальным танцам»
В пионерскую организацию вступил в 1970 году, с 5-го класса являлся членом пионерского штаба в Глазове.
- Очень много времени мы с ребятами проводили в пионерских дружинах - городской штаб был организатором огромного количества мероприятий. С ребятами из штаба мы дружны до сих пор, - вспоминает Александр Александрович. - Считаю, что первый опыт организаторской деятельности я приобрел именно там. Работа с подростками, с молодежью в те времена была выстроена очень четко: пионервожатые умели вовлечь в мероприятия всех ребят без исключения. Одни занимались художественной самодеятельностью, другие - спортом, третьи - краеведением, кто-то участвовал в смотрах горнистов и барабанщиков. А городской штаб курировал эти направления. Я был ответственным за спортивный сектор, так как сам занимался в ДЮСШ в секции легкой атлетики и параллельно бальными танцами. В мои обязанности входила организация соревнований, спортивных игр. Но нужно было не просто провести соревнования, а сделать их интересными.

В качестве награды за активную общественную работу после 7-го класса Александр Ушаков отдыхал во всесоюзном лагере «Орленок» на Черном море:
- Из нашего города в ту смену я поехал один. Конечно, от отдыха остались самые светлые воспоминания. Кстати, в «Орленке» я занял первое место в конкурсе по бальным танцам. Во время лагерной смены мне удалось пообщаться со сверстниками из других городов, посмотреть, как построена пионерская работа у них.

Анастасия Власова, директор Медиагруппы «Центр»:
«Бабушку на милицейской машине возили за пенсией»
Пионерской стала в 1990 году, училась в школе №1 города Малмыж Кировской области.
- Мы делились на отряды. У каждого было несколько «подшефных» бабушек и дедушек. Наш отряд назывался «Тимур и его команда». И Тимуром, как ни странно, была… я. Одну бабушку за пенсией даже на милицейской машине возили! Ходила она плохо, а мы ребята были настойчивые и даже милиционеры не могли отказать нам в помощи. Отношение к красному галстуку было особо трепетное. Если забыл учебник - не беда, но если пришел без галстука... бежишь домой.
Какое-то время у нас в школе была практика садить отличников с двоечниками. Мы оставались после уроков и подтягивали их по учебе. Конечно, как все дети, ленились, хотелось побегать после уроков, а не заниматься. Но зато когда у отстающего был прогресс, что-то действительно получалось, это было настоящее счастье. Хорошее было время!

Оксана Ильина, главный экономист
«Шли строем от Вечного огня до кинотеатра «Россия», били в барабаны и дудели в горны»
Стала пионеркой в 1978 году, училась в школе №70
- День вступления в пионеры мы ждали с большим трепетом. До сих пор помню, как вожатая повязывала красный галстук, как я целовала флаг перед памятником Ленину. Домой счастливая-счастливая шла! И пальто нараспашку - чтобы все видели, что теперь я - пионерка! Мы свято верили в дело коммунизма и в Ленина, поэтому стать пионером было очень почетно. С красным галстуком чувствовали себя намного взрослее.

Осталось в памяти и такое воспоминание - в День пионерии в парадной форме - в синих юбках и в белых рубашках - мы шли строем от Вечного огня до кинотеатра «Россия», били в барабаны и дудели в горны. В кинотеатре проходили пионерские сборы. А вот в 6-м классе красные галстуки нам уже хотелось снять, хотелось показаться еще взрослее - надеть комсомольский значок. Чтобы вступить в комсомол, мы учили устав и биографию тех героев Советского Союза, на которых нам хотелось быть похожими. Я равнялась на Ульяну Громову, члена организации «Молодая гвардия». Наверное, потому, что у меня были косички такие же, как у нее.

Наталья Дресвянникова, hr-менеджер
«Было холодно, но мы шли домой пешком, гордо показывая развивающийся на ветру красный галстук»
Стала пионеркой в 1987 году, училась в школе №26.
- Меня за отличную учебу хотели принять в пионеры 19 мая, в ДК «Ижмаш» на городской линейке. Но на тот момент мне не исполнилось еще 10 лет, а день рождения был только 24 мая. Так я и пролетела. Слез было море. В итоге приняли со всеми одноклассниками 25 мая. Как сейчас помню день, когда стала пионеркой. Мы очень волновались и переживали. Было холодно, но мы шли домой пешком и нараспашку, гордо показывая развевающийся на ветру красный галстук. Я жила в поселке Вараксино, оттуда очень плохо ходил транспорт. Закупаться в городских магазинах было неудобно. Поэтому галстуки родители привозили из командировок. Октябрятские значки, например, пластиковые с фотографией Ильича, нам выслала мамина одноклассница посылками на весь класс из Ульяновска. Я каждое утро стирала галстук и гладила его влажным. Тогда и узел получался как по линейке! Хорошо помню, как собирали металлолом. Один раз обошли все огородные массивы и просили старые газовые плиты, тазики. Мы собрали тогда больше, чем наши шефы! Это было очень почетно.

А в 1991 году, когда на собрании всем сказали, что мы больше не пионеры и не комсомольцы, одна девочка расплакалась. И после распада всей пионерской и комсомольской организации она не сняла комсомольский значок. А на выпускном сказала, что навеки комсомолка.

Ирина Селиверстова, заведующая организационно-методическим сектором Управления по внеучебной и воспитательной работе УдГУ:
«Упала в обморок у памятника Ленину»
Стала пионеркой в 1983 году, училась в школе в Воткинске.
- До сих пор помню клятву, которую нам давали учить перед вступлением в пионеры. Тогда я репетировала ее перед зеркалом - так волновалась. А после того, как нас приняли в пионеры, мы с одноклассниками даже пешком домой пошли. Хотя жили далеко, и добираться нужно было на автобусе. Очень гордились, что и на нас теперь красный галстук. Шли - грудь вперед, нам казалось, что все на нас смотрят и завидуют. Даже не передать сейчас эти чувства - такая гордость! Ощущение того, что ты теперь идешь выше всех. Старшеклассники, кстати, всегда смотрели, как завязан галстук. Некоторые ребята проглаживали каждый изгиб галстука, а кто-то просто сминал и завязывал. По галстукам определяли - опрятен или не опрятен пионер. Если галстук мятый - над тобой могли посмеяться. Пионерский галстук я проглаживала каждый день и очень боялась прожечь. Один раз это все-таки случилось. Очень сильно плакала. Надо было идти в школу, а без галстука стыдно. В итоге так и пошла с прожженным, а днем купила другой. За свою активную деятельность я попала в совет дружины школы. Самым лучшим пионерам давали путевки в «Артек». Когда пришли путевки, было обязательное условие - в лагерь может поехать пионер только из рабочей семьи. На весь Воткинск пришло 2 путевки. Одна из них и досталась мне. А в День пионерии я стояла у памятника Ленину в центре Воткинска. Был почетный караул. Мы должны были стоять 20 минут. Но нас, видимо, забыли сменить - простояли в два раза дольше. Я передала своей соседке - не могу больше стоять, уходим. Плохо себя почувствовала. Пока она передавала другим участникам караула, я успела упасть в обморок, встать, отряхнуться и вместе с ними выйти из караула. Наблюдающие за нами учителя, мягко говоря, удивились.


Михаил Шмырев, главный редактор «Медиагруппы «Центр»:
«Пилотки привозили на весь класс из Москвы»
Стал пионером в 1987 году, учился в школе №67.
- У нас в школе как-то подрались два пионера. Один другому порвал галстук. Мы думали, его расстреляют публично перед строем дружины. Ну, ничего - отделался строгим внушением и 54 копейками - столько новый советский галстук стоил. Материал у него был дешевый, цвет - как у всех. А продавали еще галстуки болгарского производства. Очень красивые - сочного алого цвета, из качественной ткани. Они стоили дороже - 1 рубль 14 копеек. Кстати, где попало галстуки не продавали. Недалеко от нас был магазин «Пионер» на Коммунаров - там большой выбор. Еще покупали в ЦУМе и в «Весне». А красные пилотки нам как-то даже из Москвы привозили. 30 штук, на весь класс. В Ижевске их было не найти!

Лариса Афанасьева, корректор
«Летом первую половину дня работали в колхозе, вторую - ездили с концертами по деревням»
Стала пионеркой в 1975 году, училась в Казмасской средней школе Завьяловского района.
- Наш отряд боролся за присвоение имени Героя Советского Союза Зинаиды Портновой. Мы переписывались с ребятами из одной из ленинградских школ, которые уже заслужили это имя. Собирались активом отряда и все вместе писали им - рассказывали о своих добрых делах, мероприятиях, которые мы проводили, об активной работе с отстающими ребятами. В итоге наш отряд все-таки получил имя Зинаиды Портновой. В конце года всей школой собирались на зарницу. Участники делились на команды «синих» и «зеленых». Одни прятали флаг, другим нужно было найти его. Пришивали погоны, если соперник их сорвет - значит, тебя «убили». Поэтому наши мальчишки шли на хитрость - пришивали погоны проволокой! А после игры разжигали большой костер - высотой метра в три, пели пионерские песни.

На День пионерии проводили слеты в Завьялово. Однажды и мне выпала честь поехать на слет. Ребят было очень много, все нарядные - в галстуках, в пилотках. Флаги, горны, барабаны, и день, как на заказ - теплый и солнечный. Так все было здорово, просто на всю жизнь запомнилось. После уроков мы никогда не расходились по домам - всегда были какие-то мероприятия или шла подготовка к ним. Летом организовывали производственные бригады - первую половину дня работали в колхозе, вторую - ездили с концертами по соседним деревням, проводили разные мероприятия, играли в волейбол, пионербол. Пионерская жизнь была интересная.

Ну и ну!
Запрятанную «капсулу времени» не могли найти несколько лет
В 1973 году, когда в Ижевске строили Дворец пионеров, для потомков - детей 2000-х годов, пионеры и комсомольцы заложили письмо. Как сейчас вспоминают сотрудники Дворца пионеров, точную дату - когда именно нужно достать «капсулу времени», не указали. Письмо положили в металлическую колбу, ее вложили в кирпич, а кирпич - в фундамент здания.
- Но спустя 30 лет и бывшие пионеры, и сами строители забыли, куда именно спрятали «капсулу времени», - рассказывает Елена Дмитриева, руководитель музея истории пионерской и комсомольской организации Ижевска. - Поэтому искали капсулу несколько лет, пришлось воспользоваться металлоискателем, вынимать кирпичи из фундамента. В итоге письмо нашли и вскрыли в 2007 году.