Top.Mail.Ru
9 мая 2013 11:49
История Удмуртии

«Мы из будущего» по-ижевски

Двое жителей Удмуртии только сейчас получили письма, которые были отправлены с фронта еще в 1941 году.

Эта история началась в 2010 году, когда Киевскому музею истории Великой Отечественной войны передали из Австрии более 1 000 фронтовых писем. Все были написаны в 1941 году и отправлены из украинского Каменец-Подольского. Этот город одним из первых встретил войну. Красная армия продержалась здесь до 9  июля. Отступали спешно. Не успели вывезти культурные ценности, много потеряли в пути. В том числе попала к немцам и почта красноармейцев. Ее отправили в Вену, где письма нераспечатанными пылились до 2010 года.

В Киеве решили, что письма должны дойти до адресатов. Оказались среди них и весточки, которые больше 70 лет ждали своей отправки в Удмуртию.

О войне с фронта не писали

К поиску адресатов сотрудники музея подключили районные газеты. В них опубликовали объявления и фото писем. Первой откликнулась жительница села Новогорское Граховского района. Ей пришло сразу три письма.

- Когда я увидела в нашей «районке», что ищут Александру Николаевну Груздеву, сердце екнуло. Так звали мою бабушку. Вот уж не ожидала, что когда-то получу письма с фронта. А ведь нам прислали не просто копии, а оригиналы - помятые, местами чернила уже выцвели, - рассказывает 48-летняя жительница Новогорского Ирина Данилова. - Для меня и моей семьи это очень большая ценность.

Писал Александре Николаевне родной брат Петр Балобанов. В армию он ушел в 1939 году. Не успел отслужить, как началась война. И сразу в бой.

Из письма Петра Балобанова сестре:

«Здравствуй сестра Саня… Я буду защищать свою родную Родину и я сейчас вот пишу может последний раз и боле не увидимся и я думаю, что мой брат пойдет вместе со мной грудью за Родину… Может не придется остаться живым. И как не бывало меня на советской нашей родной земле. Пока я, Саня, на этом заканчиваю, остаюсь жив здоров и вам желаю всего хорошего».

«Мы из будущего» по-ижевски

Петр Николаевич Балобанов из Граховского района, как и обещал в письмах, вернулся с войны. Александра Николаевна Груздева - бабушка Ирины Даниловой. Ей 70 лет назад брат написал письмо.

Еще два письма от Петра Николаевича были адресованы другим людям. Одно - своей любимой, Анне Степановне Юшковой.

- Петр Николаевич прошел всю войну, вернулся в 1945 году и женился на Анне. Прожили они вместе до самой смерти. Его не стало в конце 60-х, она недолго пережила мужа, - вспоминает Ирина Данилова. - Детей у них не было, поэтому письма передали нам.

Петр Балобанов с женой - Анной Юшковой. С войны он писал ей трогательные письма.

Из письма Петра Балобанова девушке - Анне Юшковой:

«Добрый день, счастливая минута. Здравствуй, Нюра Степановна! Шлю я тебе, Нюра, свой красноармейский пламенный привет, жму правую руку… Пишу уже второе письмо, а когда я был дома, Нюра, вы мне говорили, что, если не буду писать письма то тебя я… и поэтому вы на меня серчаете… Я ожидал, Нюра, ответа, а от вас никакого ответа нет… Если получите моё это письмо, постарайтесь написать, только одно, больше не пиши…

Писал в 2 часа ночи. Пока жив здоров и всего и вам хорошего. Конец. До свидания, не сердись, что я плохо написал письмо, потому у меня голова не варит. У нас на город падает и падает с самолетов горох. Пока все и до свидания».

Интересно, что в письмах ни строчки про то, как идет война. Петр Николаевич просит подругу написать ему хотя бы одно письмо, чувствуется, что обижается за то, что не получил от нее еще ни строчки, хотя сам пишет уже вторую весточку. Письмо нескладное, но от души. В каждой строчке он обращается к ней по имени. Как будто пишет, чтобы повторять и повторять любимое имя. Потом извиняется за сбивчивость, объясняет, что голова не соображает из-за бомбардировок. И в конце добавляет: «До свидания. Пока жив».

Третья весточка была адресована Петру Егоровичу Груздеву. Кто он - Ирина узнать не смогла. Судя по письму, друг. Сейчас семья Даниловых с детьми создали папочку, где хранят все военные фотографии бабушки, ее брата. И очень берегут ее.

Медаль из рук Сталина

А вот в Глазовском районе на публикацию в местной газете никто не откликнулся.

- Решили искать сами, - рассказывает журналист местной газеты «Иднакар». - Но поиски затрудняло то, что адреса - деревни Тотошево - давно уже нет.

Благодаря старожилам журналисты выяснили, что Анна Афанасьевна Волкова, которой и написано письмо, после войны переехала в Балезинский район. Журналисты нашли ее сына Евгения Веретенникова. Сама Анна Афанасьевна давно умерла, да и сын уже в очень преклонном возрасте.

Сын Анны Волковой - Евгений Федорович - уже сам в преклонном возрасте (на фото с женой).

- Нас у матери было пятеро, - вспоминает Евгений Федорович. - Во время войны ее отправили в трудовую армию. Оттуда вернулась больная туберкулезом. Едва выздоровела, как после войны умер отец. Нас она одна поднимала. Много работала, строила железную дорогу в Балезино. За это ей даже хотели орден Ленина дать. Но сказали: раз детей тебе родители помогали воспитывать, награду другим отдадим. А маме в итоге дали медаль «За доблестный труд».

Правда или нет - сейчас не узнать - но детям Анна Афанасьевна рассказывала, что на вручении награды она сидела рядом со Сталиным и Кагановичем.

- Они с ней разговаривали. А она - не понимала, удмуртский только знала. Тогда товарищ Сталин положил ей на плечо руку и сказал: «Надо знать русский язык!», - рассказал Евгений Веретенников.

Анна Афанасьевна Волкова. На ее имя через 70 лет пришло письмо с передовой.

Писала Анне Афанасьевне женщина по фамилии Пономарева. Это все, что известно. Обращалась к ней, как к сестре, но среди сестер матери Евгений Федорович такой не вспомнил. Возможно, близкая подруга. Письмо очень короткое: нахожусь на войне, жива-здорова. Видимо, это все, что она успела написать.

Еще одно письмо не нашло адресата

Есть еще одно письмо. Адресовано в Ижевск Жуйкову Игнатию Алексеевичу с ул. Потемкина, 2. Но нынешние жильцы дома уверяют, что здесь никогда не жил человек с такой фамилией. Были Жуйковы в доме №6. И жил там ветеран войны. Но в 60-х ему дали квартиру, и он переехал. Неизвестно, остались ли в живых родственники Игнатия Алексеевича. Письмо сейчас находится в Киевском музее и ждет своего адресата.

«Мы из будущего» по-ижевски

А это послание Игнатию Алексеевичу Жуйкову в Ижевск до сих пор не нашло своего адресата.

Если вы что-то знаете об Игнатии Алексеевиче или его родных, позвоните в редакцию «Центра» по телефону 945-005 или напишите: red@mgcentr.ru.