№1. От Чертовой ямы до «Чертова колеса»
«Чертово колесо» в парке Горького - не единственная в Ижевске достопримечательность, носящая «нехорошее» имя.
- Краевед Стрельцов в первой трети XX века писал, что на Ижевском оружейном заводе долгое время существовало так называемое «чертово колесо», - рассказывает историк и краевед Игорь Кобзев. - До появления паровых двигателей завод работал, используя мощь водяных колес, но ни одно из них не существовало так долго, как «чертово». Оно находилось в заводской башне и качало воду в огромный бак - очевидно, для каких-то производственных нужд. Но самое интересное, что в верховьях пруда, выше моста на Воложке, есть омут, который рыбаки прозвали «чертовой ямой».
Вот и получается, что наш пруд был расположен между двумя объектами с одинаковыми «бесовскими» названиями, а в XX веке к ним прибавился еще один - колесо обозрения.
Вот таким был берег Ижевского пруда до 1937 года, а вот так это место выглядит сейчас. На старом фото справа видны лодочные причалы.
№2. В XVIII веке Ижевский пруд могли «слить»
27 июня 1774 года войска Емельяна Пугачева заняли Ижевский завод. Здесь Пугачев пробыл два дня, принимая жалобы рабочих и приписных крестьян. При этом заводское начальство было казнено, а плотина и завод - частично разрушены. 29 июня Пугачев со своим войском выступил в сторону Казани. По мнению историка Евгения Шумилова, если бы налет пугачевских войск на Ижевский завод продолжался еще несколько дней, то плотина была бы полностью разрушена, а пруд спущен.
№3. В Ижевском пруду водились осетр и стерлядь
- До середины 50-х годов прошлого века в Ижевске был небольшой рыбозавод, - рассказывает историк, писатель, доцент ИжГТУ Сергей Селивановский. - Его небольшая флотилия, возвращаясь вечером с уловом, сдавала рыбу в ларек, стоявший на берегу в районе электромеханического завода.
Рыбу на пруду ловили всегда - щуку, окуня, налима, сорогу, ерша, карася. Общий улов достигал таких масштабов, что 24 января 1909 года волостной сход Ижевско-Нагорной области решил «в целях прекращения хищнического истребления рыбы в заводском пруду постановить запретить обывателям ловлю рыбы неводами навсегда, a сетями - во время метания рыбой икры».
Тогда же встал вопрос о разведении рыбы в пруду. Евгений Шумилов пишет, что одним из первых энтузиастов этого был купец первой гильдии Иван Бодалев, владелец пивомедоваренного завода, стоявшего на берегу. В 1905 году он начал разводить в пруду стерлядь, осетра, голавля, сазана и судака. Обывателям было запрещено вылавливать эту рыбу в течение следующих 10 лет.
№4. Существовал проект создания «пруда-дублера»
По словам Шумилова, в XIX веке был проект создания на расстоянии 25-30 км севернее Ижевского пруда небольшого резервного водохранилища. Оно было необходимо для нужд оружейного завода - в конце зимы воды в пруду становилось меньше, мощности не хватало, и завод нередко приходилось останавливать. Уже было найдено место, заготовлен лес для плотины, но арендаторы завода в итоге так и не рискнули осуществить этот проект - возможно, в силу его дороговизны.
При этом второй пруд в Ижевске все-таки был, но использовался совершенно в других целях. В 1811 году главный оружейный мастер завода Фридрих Поппе запрудил речку Подборенку в районе современной улицы Кирова. Там стояла мукомольная мельница, которую и приводила в движение вода Подборенки. Плотина имела длину 40, ширину 2,5 сажени и высоту 3,5 аршина (85м/5м/2,5м).
№5. Из ракушек, найденных на дне пруда, делали пуговицы
Предприимчивые ижевчане пытались извлечь пользу из всего, что мог принести городу пруд. Так, например, в 1930-х со дна пруда доставали ракушки, из которых делали пуговицы. Мини-мастерская по изготовлению пуговиц работала в одном из зданий бывшей частной оружейной фабрики Евдокимова. Переулки Широкий и Узенький вплоть до 1950-х были засыпаны отходами этого производства – створками ракушек с отверстиями.
№6. В начале XX века на плотине зарубили топором генерал-майора
В апреле 1909 года в Ижевске произошло, как сказали бы сейчас, «громкое убийство». Рабочий Дмитрий Русов убил топором шедшего по плотине помощника начальника оружейного завода генерал-майора Васильева. После этого убийца пытался утопиться в пруду, но потоком воды его вынесло в Иж. Оттуда его вытащили без сознания, с переломанными костями.
«Я признаю себя виновным в том, что с обдуманным ранее намерением лишил жизни генерал-майора Васильева,- приводит слова Русова, сказанные им на следствии, ижевский историк Олег Севрюков. - За последнее время начальство завода стало давать населению мало работы, снижало расценки. Виновником бедственного положения рабочих я считал высшее начальство и в особенности начальника заводов генерала Савостьянова. Помню, год назад он говорил рабочим: «Я вас обую в лапти». В нынешнем году я задумал убить Савостьянова, чтобы этим обратить внимание на безработицу в нашем селении. С этой же целью убил и Васильева. Ни к каким политическим партиям я не принадлежу и сообщников не имею. О задуманном даже близким родным не говорил».
№7. Пруд приходилось защищать и от диверсантов, и от простых ижевчан
Пруд и плотина всегда нуждались в особой охране. Однако с началом в 1914 году Первой мировой войны строгости, связанные с этим, усилились в несколько раз. Заводские власти признавали: «Если плотина будет взорвана, то завод совершенно прекратит свое существование, т.к. хлынувшей водой будет все снесено». Это вызвало «экстренные меры охраны плотины» и новую систему пропусков.
В сентябре 1917 года был взорван пороховой завод в Казани. После Ижевский Совет рабочих депутатов постановил «закрывать всякое движение по плотине с 6 вечера до 6 утра, причем особо осветить шлюзы плотины».
Плотину приходилось охранять не только от возможных диверсий, но и от простых горожан. Так, например, Шумилов пишет, что летом 1897 года портной Андрей Козлов «умышленно прорыл защитную дамбу у своего дома, дабы можно было… выезжать в пруд на лодке непосредственно от своего дома и самые лодки держать… непосредственно на своем огороде».
№8. В основании Ижевской ТЭЦ-1 – деревянные сваи
Стройка первой теплоэлектростанции республики развернулась в 1930 году на месте зареченского базара. При этом своим рождением Ижевская ТЭЦ-1 обязана легендарному ленинскому плану ГОЭЛРО (сокр. от Государственная комиссия по электрификации России). Электростанция нужна была, в первую очередь, для того, чтобы обеспечить энергией Ижстальзавод. Обком партии объявил стройку ударной - это означало не только сжатые сроки сдачи объекта, но и то, что участвовать в стройке имели право лишь представители так называемой «передовой части общества» - сознательные коммунисты, комсомольцы и положительно зарекомендовавшие себя беспартийные. Строители съезжались семьями со всей республики, для них в городе возводили бараки.
При этом одно из зданий ТЭЦ-1 - подземный водоприемник - по проекту возводилось на 6 метров ниже уровня пруда. Бригадам землекопов, рывших котлован, приходилось работать сутками, так как стоило остановить работы - и дно котлована покрывалось илом, его начинало медленно затоплять.
Кстати, в основании ТЭЦ-1 - деревянные сваи. Забивали их зимой, в промерзшую почву. Сваи часто ломались, и порой за один день рабочим удавалось вбить не больше трех штук. Чтобы ускорить процесс, прорабы придумали пропаривать замерзший грунт по ночам.
29 января 1934 года Ижевская ТЭЦ-1 дала первый промышленный ток. За первый год работы она выработала 28,4 миллиона кВт/ч (сейчас она вырабатывает в год в среднем 350 млн кВт/ч.).
№9. От быстроходного теплохода пришлось отказаться
В 1970 году на пруду появился быстроходный теплоход типа «Заря», мчавшийся до Воложки не более 20 минут. Но от его эксплуатации на пруду отказались, потому что волна от него размывала берега, уничтожая икру и молодь рыбы.
- Это судно на подводных крыльях называлось «Заря», сейчас оно используется как ресторан на берегу у монумента, - уточняет Николай Митюков, профессор, доктор технических наук. - Оно действительно при проходе давала такую сильную волну, что это скорее было похоже на море. Катера типа «Москвич» и «Москва» по сравнению с «Зарей» были просто «мелочевкой». Разумеется, эта волна очень сильно подмывала берег.
Пароход «Иж» (в народе его ласково называли «Ижонок») был спущен на воду в 1902 году. Николай Митюков в статье «Удмуртские названия в морском и речном флоте России» рассказывает, что «Иж» использовался в основном для перевозки дров из Воложского и Колтоминского лесных складов к мастерским заводов. Кроме того, зачастую он доставлял пассажиров на дачи и пикники. Впоследствии пароход привлекался к пассажирским перевозкам жителей района Колтомы (нынешний городок Металлургов. - Прим. ред.) на завод. А одно время, когда проход по плотине ограничили, пароходы стали единственным способом доставки рабочих к проходной.
Историк и подводный археолог Алексей Коробейников уверен, что в 1918 году «Иж» использовали для переброски десанта с одного берега пруда на другой. В августе 1918 года ижевские повстанцы сражались с большевиками, и на плотине стоял пулемет, который невозможно было обойти. Приходилось идти в обход - по Долгому мосту и через пруд.
Пароход «списали» в конце 1940-х гг. Валерий Луняшин, проработавший на Ижевской пристани больше 40 лет, вспоминает, что в 1956 г. корпус бывшего парохода решили переоборудовать в нефтебазу. Однако после закачки нефти разошлись клепаные швы корпуса, и «Иж» затонул в затоне, недалеко от места, где сейчас находится пристань.
Его так и не подняли, а при прокладке шоссе вдоль берега пруда в районе ТЭЦ-1 пароход просто засыпали землей. К этому времени корпус настолько сгнил, что, по воспоминаниям рабочих, его можно было проткнуть сваей, как обычную землю.
«8 августа 1937 года двое молодых работников Удмуртторга т.т. А. Четвалинский и В. Козлов, члены спортивного сообщества «Буревестник», проплыли по Ижевскому пруду от пристани «Воложка» до водной станции о-ва «Зенит», покрыв расстояние в 12 км. 500 м. за 4 часа 32 минуты. Тов. Четвалинский плыл на боку, а Козлов стилем брасс и кроль. Заплыв на такое расстояние проводится впервые в Удмуртии. «Удмуртская правда», 10 августа 1937 г.
№12. Строительству причалов мешали лабазы
- До конца 1970-х причалы на Воложке, Юровском мысу и Соловьевских дачах были деревянные, и когда теплоход к ним подходил, они раскачивались и шатались, создавая соответствующее «морское» настроение, - с улыбкой рассказывает Валерий Константинович Луняшин. - Заменили их только в 1976-78 гг. На совещании в горкоме каждую пристань закрепили за тем или иным крупным предприятием, которые и строили новые причалы. За Воложку отвечал «Промстройтрест», за пристань на Юровском мысу - «Ижмаш», а за Соловьевские дачи - металлургический завод. Кстати, в советское время была еще одна пристань - Игерман - на 7-м километре Як-Бодьинского тракта. Его закрыли из-за того, что там почти никто не высаживался.
- Проект разрабатывало конструкторское бюро «Камского речного пароходства», - продолжает Луняшин. - Автор проекта, Назарова, приезжала в Ижевск, и мы вместе с ней осматривали все причалы. Строить было сложно: все заросло, везде были лабазы - плавучие острова. Они, кстати, нам очень мешали - в день по два-три таких острова мы отгоняли в верховья пруда, но чаще их никаким теплоходом нельзя было сдвинуть.
Как менялись плотина и пруд?
1760 год, 10 апреля
Начало строительства плотины.
1763 год
Вода из пруда по специальным каналам хлынула на колеса, и заработали машины, молоты и горны завода. Завод выпустил первые 7 тысяч пудов железа.
1774 год
После захвата Ижевского завода войсками Емельяна Пугачева, частично разрушенные плотину и завод пришлось реконструировать.
10 июня 1807 года
Андрей Федорович Дерябин основал на базе Ижевского железоделательного завода новый - оружейный, что потребовало модернизации плотины и пруда.
1815-1824 годы
Вторая реконструкция плотины: ее расширили и сделали выше, что позволило увеличить объем воды. Обновленная плотина достигала в длину 303 сажен (646,6 м), а в ширину - 14 сажен (30 м).
1833 год
Для торжества водосвятия, проходившего ежегодно на льду пруда в день Крещения Господня (Богоявления), перед вешняками была возведена надводная часовня Иордань.
1835 год
На проезжей части плотины устроили каменное шоссе с водостоками и каменные тротуары для пешеходов.
Весна 1888 года
На плотине начались планомерные наблюдения за количеством осадков и испарений. Эти исследования считаются прообразом того, чем занимается современная ижевская метеослужба.
1933 год
Открывается водная станция «Динамо», чуть позднее - станция «Зенит» с двумя бассейнами (50 и 25 м) и 7-метровой вышкой. Обе строились из дерева, и в 50-е «Динамо» разрушилось, а «Зенит» сгорел и был закрыт.
10 января 1934 года
Пуск ИжГРЭС (Ижевской гос. районной электростанции).
1954-1957 и 1963-1966 годы
Строительное подразделение машзавода провело реконструкцию водосливов плотины: деревянные лотки тогда заменили железобетонными, а размытые более чем за полвека пустоты засыпали щебнем.
1972 год
Впервые начались работы по углублению дна пруда. Правда, при этом доставали не иловые отложения, а песок, так как он мог использоваться в дальнейшем.
1970-е годы
Завершение строительства набережной пруда с эспланадой и монументом «Навеки с Россией».
1983-1984 годы
«Тело» плотины было расширено вдвое.
2010 год
Масштабная реконструкция набережной пруда.