Top.Mail.Ru
5 апреля 2013 18:40
История Удмуртии

6 малоизвестных фактов о Центральной площади Ижевска

Как отразился на репутации главы Ижевска скандал с бронзовой колесницей на фасаде ДК «Металлург» и другие интересные подробности в материале. <фото>

фотоархив
фотоархив

№1. 150 лет назад на месте эспланады был бульвар.

Застройка будущей Центральной площади началась в 1960-е годы (см. тайм-лайн), но интересно, что проект эспланады, уступами спускавшейся от площади к пруду, за 150 лет до этого предвосхитил Семен Дудин - первый архитектор Ижевска, выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств.

- На вершине Нагорной части поселка Ижевский завод, то есть, примерно там, где сейчас Центральная площадь, стоял так называемый «дворец Дерябина» - огромный деревянный дом с 64 окнами, на каменном фундаменте, с флигелем и каретным сараем, - рассказывает Рауза Яковлева, заслуженный архитектор Удмуртии, в прошлом - председатель Союза архитекторов республики. - Дудин устроил бульвар, спускавшийся от дома командира Ижевского завода к пруду. Ну а архитекторы XX века воплотили идею Дудина при проектировании Центральной площади.

6 малоизвестных фактов о Центральной площади Ижевска

- Наша площадь - уникальна, второй подобной в стране нет, - говорит Рауза Хайбулловна. - Она словно бы распахнута «лицом» к пруду, к природе, а не сдавлена со всех сторон зданиями, как это обычно бывает. Кроме того, по сути это не одна площадь, а целый их «каскад» - административная площадь перед Домом правительства, культурная – перед театром, деловая – перед ЦУМом. Интересно, что перепад высот между ступенями Дома правительства и прудом – целых 70 метров.

О том, как выглядела площадь до начала застройки, можно судить по небольшому участку деревянных домов, сохранившихся рядом со Свято-Михайловским собором.

- Раньше на площади стояли «деревяшки» - дома и казармы, - а еще росло много берез, - вспоминает Яковлева. - Они сохранились и после строительства гостиницы «Ижевск», но потом их все равно срубили практически за одну ночь.

№2. Из-за ошибки ижевского корреспондента Косыгин пришел в бешенство.

Авторы проекта Дворца культуры «Металлург» - ижевские архитекторы Василий Орлов и Игорь Керсантинов. Кстати, во время строительства ДК «Металлург» председатель ижевского горисполкома Борис Шишкин оказался в центре скандала, разразившегося из-за непомерно больших, как показалось Москве, трат на его оформление.

6 малоизвестных фактов о Центральной площади Ижевска

- Здание с фасада украшено барельефом в виде колесницы, - рассказывает Петр Семенов, заслуженный художник России, народный художник Удмуртии, в прошлом - председатель Союза художников Удмуртии. – Автор колесницы – московский скульптор Александр Бурганов, создатель барельефов для монумента Дружбы народов. Так вот, местный корреспондент случайно поставил лишний ноль, когда писал, сколько было потрачено бронзы на эту скульптуру. Косыгин - тогда председатель Совета министров СССР - прочитал это и пришел в бешенство оттого, что какая-то маленькая Удмуртия смеет так легко расходовать выделяемые ей средства. Скандал был невероятный. Были ли какие-то последствия для местной власти и прессы – увы, не знаю.

№3. Театр оперы и балета должны были построить «лицом» к Дому правительства.

В основе большинства зданий, входящих в ансамбль Центральной площади, - проекты, утвержденные Москвой. Так, например, Театр оперы и балета строил столичный архитектор Клейменов. Первоначальное его предложение - поставить театр фасадом к Дому правительства - вызвало гневный отпор со стороны ижевских специалистов.

- В архитектуре советского времени было принято, что здание театра строится напротив главного административного здания, - говорит Рауза Яковлева. - Но тогда это нарушило бы весь первоначальный замысел, замкнуло бы площадь. В итоге пришли к компромиссу и возвели театр не напротив Совмина, но и не совсем в глубине.

- Здание театра возводилось на моих глазах, - вспоминает Анна Никифорова, театровед, много лет проработавшая заведующей литературным отделом Театра оперы и балета. - Уже на последнем этапе всех деятелей культуры отправляли на стройплощадку. Сначала мы оттаскивали мусор, накопившийся после стройки, а потом я несколько дней просто вворачивала лампочки на всех четырех этажах и вешала стеклянные подвески на люстры.

Новое здание предназначалось для труппы Музыкального театра, которая несколько лет делила сцену с Удмуртским драмтеатром. Но дело было не только в этом - местной власти не хватало места, где можно было бы проводить самые торжественные свои мероприятия.

6 малоизвестных фактов о Центральной площади Ижевска

- Партийным чиновникам надо было устраивать праздники в приличных интерьерах, а ДК «Ижмаш» к тому времени порядком обветшал, - говорит Анна Владимировна. - И сразу после открытия театра его стали использовать для закрытых приемов: здесь отмечали юбилеи Калашникова, Ельцин сюда приезжал, Путин сколько раз поднимался на нашу сцену... Да и, честно говоря, архитекторы меньше всего думали об этом проекте как о музыкальном театре. Им нужно было помпезное политическое здание - они его и строили. При этом в зале есть «акустические ямы», деревянная обшивка сильно глушит звук, а оркестровая яма была спроектирована слишком маленькой.

№4. В Театр оперы и балета отправили целый выпуск Вагановского балетного училища.

По словам Анны Никифоровой, в первое время казалось, что нужды партии действительно важнее интересов труппы, которая на тот момент была достаточно скромной и не очень-то вписывалась в масштаб новой сцены. Но артисты доказали, что переселили их не зря. Сразу после переезда труппа Музыкального театра выдала сразу несколько масштабных постановок, которых от нее никто не ждал.

- В 1984 году театр начал работу, и почти сразу в нем поставили первую оперу «Евгений Онегин», - вспоминает Анна Никифорова. - Первую во всех смыслах, потому что в последний раз оперу ставили в 30-х годах. На премьеру «Онегина» ижевчане шли с изрядной долей скепсиса, но все было идеально. Несмотря на то, что оркестр был не до конца сформирован, а артистов собирали с бору по сосенке. Второй оперной премьеры - «Травиаты», которую поставили через год, - очень ждали.

К открытию здания театра ижевские власти попросили отправить сюда по распределению целый выпуск Вагановского балетного училища, так что параллельно с оперными постановками шли премьеры балетов - «Сотворение мира», «Жизель» и «Лебединое озеро».

6 малоизвестных фактов о Центральной площади Ижевска

До 1993 года театр назывался Музыкальным, но новая власть решила дать ему новое имя - Театр оперы и балета.

- Я помню, что мы тогда страшно удивились, - говорит Анна Никифорова. - Артисты шутили: «Будет у нас театр одной оперы и одного балета». Ведь бОльшую часть репертуара тогда составляли оперетты и музыкальные комедии - жанры, доставшиеся «по наследству» еще от той труппы, что въехала сюда из Удмуртского драматического. Но со временем оперных и балетных постановок стало больше, и сейчас наш театр вполне оправдывает свое название.

№5. Знаковые события в истории кинотеатра «Россия»: премьера «Титаника» и приезд актера из «Санта-Барбары».

Еще одно типовое здание на площади - кинотеатр «Россия» на 1250 мест, построенный в 1967 году по проекту архитектора Добровицкого. Всего по стране было восемь таких кинотеатров - в Ленинграде, Одессе, Благовещенске и других городах.

- Это был первый широкоформатный кинотеатр в Удмуртии, самый вместительный и самый главный, - рассказывает Татьяна Александрова, заместитель директора киноцентра «Россия», работающая в кинотеатре с 1988 года. - Вот почему каждый новый фильм стартовал у нас, и только через неделю минимум остальные копии расходились по другим кинотеатрам.

Обычно фильм шел две-три недели, а потом интерес зрителей падал. Другое дело - премьера «Титаника» в 1997 году. Татьяна Александровна до сих пор рассказывает об этом фильме с восторгом, хотя сама так и не посмотрела его целиком.

6 малоизвестных фактов о Центральной площади Ижевска

- Мы начали «крутить» «Титаник» в конце февраля, и первые дней десять никакого ажиотажа не было - полный зал был только на вечерних сеансах, - вспоминает Татьяна Александрова. - А 10 марта с утра мы с кассиром идем на работу и видим огромную очередь, которая идет от касс и буквально закручивается спиралью по площади! В кассе скапливались горы денег, которые мы потом еще полночи разгребали. И это продолжалось два месяца! Потом месяц его не показывали, но по настойчивым просьбам зрителей вернули и «крутили» еще два месяца, по два сеанса в день - причем каждый раз собирали полный зал с балконом!

А еще в начале "нулевых" в кинотеатре состоялась творческая встреча со звездой «Санта-Барбары» Лэйном Дэвисом, сыгравшим Мэйсона.

- Увы, зрителей пришло немного - набралось меньше половины зала, - продолжает Татьяна Александрова. - Никто не поверил, что к нам действительно приехал Мэйсон. Когда мы в кассе предлагали билеты на эту встречу, люди реагировали смешками - мол, сегодня вроде не первое апреля…

№6. Пожарные машины и паровозы на Центральной площади - обычное дело.

- В праздники обычно пустынная площадь преображалась, - вспоминает Татьяна Александровна. - У ЦУМа выстраивались лотки с мороженым, перед Домом правительства разворачивалась какая-нибудь выставка - пожарных машин, автобусов, паровозов, сельхозпродукции и так далее. Из отраслевых праздников больше всего запоминался День металлурга. Перед Дворцом культуры с утра играл духовой оркестр, устраивали танцы, потом - концерт.

Но самыми масштабными праздниками были, конечно, 7 ноября и 1 мая.

- Нас обязывали два раза в год вывешивать огромное панно, - рассказывает Татьяна Александрова. - Легких и прочных материалов тогда не было - художник рисовал плакат на фанере, та крепилась на деревянный каркас. На весеннем были яблоневые цветы и надпись «Да здравствует 1 Мая!», на ноябрьском - гвоздики и «Слава революции!». Размером плакат был примерно два на три метра, если не больше, а крепился он с внешней стороны фасада, так мы с директором страшно переживали, что эта громадина нам все стекла разобьет.

Как застраивалась Центральная площадь?

1950-е годы
Территорию будущей площади частично занимал пустырь, частично - воинские казармы. Улица Пушкинская упиралась в забор, огораживающий сараи для просушки оружейных лож - деревянных «запчастей» для ружейных прикладов.
1961-1964 годы
На месте сараев возвели здание Совета министров УАССР (сейчас - Дом правительства).
1965 год
Сдана в эксплуатацию гостиница «Ижевск» (сейчас - «Центральная»). Рядом с ней выстроены первые в Ижевске «высотки» - 14-этажные жилые дома.
1967 год
Казарменные бараки окончательно снесены. Построен широкоформатный кинотеатр «Россия».
5 марта 1970 года
Исполком Ижевского горсовета присвоил площади имя - Центральная.
1972 год
Построено здание Центрального универмага (подробнее о том, как строился ЦУМ и как он работал в советские годы, читайте на сайте IzhLife.ru в разделе «Ижевские истории»).
14 декабря 1975 года
Открылся Дворец культуры «Металлург».
Весна 1977 года
Началось строительство пешеходного моста через трамвайные пути по улице Карла Маркса.
1984 год
Открылось новое здание Музыкального театра УАССР (в 1993 году переименован в Театр оперы и балета).
2008 год
Проведена реконструкция части Центральной площади с заменой брусчатки и строительством светомузыкального фонтана.
Проекты

На набережной мог «расцвести» гигантский лотос

Как могли бы выглядеть сейчас Центральная площадь и эспланада, если бы все задумки ижевских архитекторов были реализованы?

По словам Раузы Яковлевой, первоначальный проект был более грандиозным.

- Предполагалась, что прогулочной зоной будет не только площадь, но и весь отрезок от Вечного огня до набережной пруда, - говорит Яковлева. - Для этого Пушкинскую должны были пустить под Центральной площадью, соорудив тоннель для транспорта, а на улицах Горького - подземный и Маркса сделать надземные переходы. Но сделали такой только над Карла Маркса. На остальное не хватило средств.

Возможно, деньги также стали одной из причин «заморозки» проекта Дворца бракосочетаний, который мог появиться ниже площади, между улицами Горького и Карла Маркса рядом с эспланадой.

- Объявили конкурс, который выиграл ижевcкий архитектор Петр Фомин, - говорит Рауза Яковлева. - Он предложил построить дворец в форме цветка лотоса.

Кроме того, во время работы над материалом о строительстве нового здания ижевского ЦУМа, нам удалось найти в архиве один из рабочих вариантов застройки площади 1979 года, согласно которому рядом с ЦУМом должны были разместиться два «здания административного назначения» - одно высотой в 5 этажей, а второе - 20-25-этажное.