Каждый дом - уникален
«Сталинские» дома на Пушкинской – один из самых интересных архитектурных ансамблей современного Ижевска и визитная карточка улицы. Создавались они в 50-х годах прошлого века. Автором проекта застройки этой части улицы был архитектор Василий Орлов. Его часто сравнивают с зодчим XIX века Семеном Дудиным - оба сделали немало для создания того архитектурного облика Ижевска, который мы знаем и любим. Так, он спроектировал несколько жилых микрорайонов, а вместе с архитектором Ниной Нелюбиной создал проект Центральной площади.
- Василий Петрович в 1950 году стал главным архитектором мастерской №2 «Удмуртгражданпроекта», - рассказывает Антонина Дмитриевна Марьина, в прошлом - главный конструктор этой мастерской. – Комплексная застройка Пушкинской - одна из наших самых интересных работ. Каждый дом создавался по индивидуальному проекту, поэтому, чтобы работа шла быстрее, в ней приняли участие не только Орлов, но и Нина Нелюбина, Василий Масевич.
Авторству Василия Орлова принадлежат четыре дома по Пушкинской, в том числе одно из самых заметных зданий - дом №196 с П-образным, словно бы углубленным, фасадом, украшенным множеством деталей (см. фото). Характерные для «сталинского ампира» элементы декора продумывались очень тщательно.
- Архитекторы разрабатывали не только внешние украшения, но и детали интерьера - розетки, лепнину под потолком, декоративные карнизы (см. фото), - вспоминает Антонина Дмитриевна. - В некоторых квартирах они сохранились до сих пор.
Битва «сталинок» и «хрущевок»
Архитектура Пушкинской - идеальная иллюстрация смены эпох. Особенно это заметно, если встать спиной к Дому правительства, а лицом - к Центральной площади. По левую руку окажутся величественные «сталинские» дома, а по правую – так называемые «хрущевки», появившиеся на карте Ижевска в 60-х, когда скорость застройки была куда важнее внешнего облика зданий и комфорта жильцов.
- Мало кто замечает, что дом №46 по улице Лихвинцева, одним фасадом выходящий на Пушкинскую, а другим - на Дом правительства, - это «хрущевка» с малогабаритными квартирами, - улыбается Антонина Дмитриевна. – Правда, Василий Петрович настоял, чтобы высота квартиры там была не два с половиной, а три метра. Иначе бы здание еще сильнее выбивалось из общего ансамбля. Так что это, пожалуй, единственная в Ижевске «хрущевка» с высокими потолками.
Позже Василий Орлов проектировал так называемый «квартал №35» - жилые дома на восточной стороне Пушкинской между улицами Ленина, Коммунаров и Пастухова. Там строились уже не «сталинки», но еще не «хрущевки»: дома с высокими потолками, нормальной шириной лестничных клеток и большими кухнями, однако - по типовому проекту.
А вот «отвоевать» Пушкинскую дальше Центральной площади Орлову не удалось.
- В 50-х Центральной площади не было, на ее месте стояли казармы и сараи, обнесенные забором. Когда «пробивали» улицу дальше на север и убрали забор, встал вопрос о дальнейшем проектировании, - говорит Марьина. - Василий Петрович настаивал, чтобы улицу не застраивали «хрущевками», постоянно выступал с докладами. Местные власти жутко не любили его за эту принципиальность. А Орлов предлагал разные решения: например, он попросил хотя бы не застраивать пока фасадную сторону улицы, а начать со второй линии. Говорил: «Настанет время, когда мы застроим Пушкинскую такими домами, которые будут украшать город». Но к его мнению, увы, не прислушались.
«Мы искали на Пушкинской решетку, похожую на ту, что в Зимнем дворце»
Когда проектировались дома «сталинского ансамбля», первые этажи изначально задумывались как нежилые. Так, например, в доме №206 (напротив ГКБ №2) должна была располагаться аптека, успели даже вывеску сделать. Но, когда дом уже сдавали в эксплуатацию, было решено, что вместо аптеки там появится телестудия. С нее и началась история удмуртского телевидения.
- До этого ни о каком телевидении здесь даже не помышляли, - вспоминает Альберт Петрович Гасников, бывший главный звукорежиссер Ижевской студии телевидения. - В стране уже начали строить телецентры, но Удмуртия в этом списке была в пятом или шестом десятке. А в итоге мы открыли свой телецентр девятыми в СССР - и все благодаря местным заводам. Директора предприятий решили делать телевидение своими силами - выделили средства, нашли помещение в центре города, аппаратуру частично делали на мотозаводе, частично - Ленинград помог.
Первая передача вышла в эфир 4 ноября 1956 года, а в 1957 году началось регулярное вещание - три раза в неделю. В основном это были кинофильмы и постановки.
Так, в конце 50-х работники телестудии решили поставить и показать зрителю спектакль «Человек с ружьем» по книге Николая Погодина. Из аппаратуры - всего три камеры и три микрофона. Но самое интересное в другом. Альберт Петрович уверяет, что постановка шла сразу в прямой эфир. По сути, это было грандиозное театральное представление, только вот зрители сидели не в зале, а по ту сторону телеэкранов.
- Места в студии было мало, 70 м2, а артистов нужно было много, в том числе для массовки, - рассказывает Альберт Гасников. - Мы использовали для съемок не только студию, но и часть Пушкинской, и двор дома №206. По улице вниз бежали солдаты из воинской части, изображавшие революционеров.
Режиссер подавал команды операторам, в какой момент какую сцену нужно снимать. Звук писали на два микрофона - их прикрепили к палкам и носили везде за актерами, чтобы зрителям были слышны реплики.
- Снимали сцену штурма Зимнего дворца матросами, - продолжает Гасников. - Нужны были похожие железные ворота, так мы их нашли в соседнем доме, где тогда был «марисовский» гастроном - в нем был весьма богатый по тем временам ассортимент. Одели актеров матросами, они полезли на эти ворота. Народ собрался, конечно, - интересно же! Двор был забит зрителями, и все говорили: «О, кино приехало!». Помню еще, нужно было снять, как Ленин выходит на Красную площадь. Артиста переодели, загримировали, и когда он вышел из-за угла, все закричали «Ленин, Ленин!», побежали к нему и давай обнимать. Видимо, от избытка чувств - такое ощущение было, что это действительно Ленин. А он им объясняет: «Так я же артист».
Хрущев так и не приехал, а ПТС пригодилась
В первой телестудии все делалось на энтузиазме и в условиях острой нехватки кадров, знаний, умений. Москва, так и не давшая разрешение на строительство, ничем не помогала, и телестудия несколько лет считалась любительской.
- Например, не было синхронных камер - таких, чтобы одновременно записывались и звук, и картинка, - вспоминает Альберт Петрович. – Звук, записываемый на магнитофон «Днепр», здорово «плавал». Был у нас талантливый оператор-самоучка Николай Иванов, он придумал, как сделать «синхрон». На магнитофоне и камере устанавливали моторы, которые работали совершенно синхронно, в итоге получались две пленки - одна с изображением, другая со звуком, - которые в студии нужно было лишь запустить вместе.
Через несколько лет после открытия Москва все-таки приняла ижевскую студию на баланс и стала помогать аппаратурой. Так, например, в 1961 году в Удмуртии ждали Никиту Хрущева, и для Ижевска приобрели передвижную телевизионную станцию (ПТС-3). Первый секретарь так и не приехал, зато станция расширила технические возможности местного телевидения.
- Мы могли передавать картинку в эфир не только из студии, но и с любого заседания, демонстрации, праздника, - говорит Альберт Петрович. - Например, организовали концерт прямо на природе, так его даже Москва транслировала. В прямой эфир шло выступление министра обороны Дмитрия Устинова из ДК «Ижмаш». Кстати, он-то сначала был против создания местного телевидения. И когда во дворце культуры перед выступлением я вокруг него бегал, ставил микрофоны, кто-то из начальства заинтересовался и пошел к нам в аппаратную смотреть, что и как. Помню, нас тогда похвалили. Ну а народ сразу был за, все радовались и говорили: «Вот ведь - дожили». Ну а телевизионщиков тогда очень уважали, встречали как каких-нибудь заслуженных артистов. А если уж кто-то себя по телевизору увидит, радости не было предела.
Телестудию на Пушкинской закрыли в 1980 году - после того, как был выстроен телецентр на улице Песочной. Несколько лет назад на доме №206 была открыта мемориальная доска с именами первых работников местного телевидения.
Первая в Ижевске мобильная связь
Вместе с открытием первой в Ижевске телестудии на улице Пушкинской поставили телевышку высотой 110 метров. Она начала работать 4 ноября 1956 года. После того, как в 1962 году появилась более высокая (180 метров) вышка в парке Кирова, эту отключили, но без дела она стояла не так долго.
- В 1969 или 1970 году нам дали задание реконструировать телебашню на Пушкинской под нужды спецсвязи, - рассказывает Вячеслав Николаевич Текунов, почетный строитель России, заслуженный строитель Удмуртии, в то время - руководитель МУ-23 «Спецстальконструкции». - Было непросто - хотя бы потому, что работали мы среди жилых домов. Приходилось закрывать крыши соседних строений деревянными щитами, а жителей - предупреждать о возможной опасности. Мы изготовили площадку, телевизионную антенну демонтировали, а вместо нее установили четыре антенны для связи.
Это была система полностью автоматической мобильной связи «Алтай», запущенная в СССР в 1963 году. Правда, слово «мобильный» тогда еще не означало, что такие телефоны можно было носить в кармане. А вот возить в машине - пожалуйста.
- Телефоны стояли в правительственных кабинетах и в автомобилях партийных начальников, - говорит Текунов. - В случае надобности можно было по этой спецсвязи из машины позвонить на такой же аппарат в Ижевск, набрав специальный номер. Правда, на городские телефоны звонить было нельзя. Наша организация, кстати, тоже получила восемь таких номеров. Аппараты стояли у начальника Управления, главного инженера, диспетчера, начальника участка и на грузовых машинах, которые перевозили конструкции. Помню, как-то раз в районе села Алнаши у нас сломалась машина, главный инженер сразу связался с диспетчером, и нам отправили другую.
Сейчас на бывшей телебашне размещены базовые станции сотовой связи различных операторов, а также передатчики радиовещания на территории Ижевска и пригорода.
Досье
Василий Орлов
Родился в 1912 году в селе Борщевка Тамбовского уезда.
Закончил Московский архитектурный институт.
В 1940 году направлен на Ижевский машиностроительный завод, работал начальником цеха по благоустройству завода.
Позже - главный архитектор мастерской №2 институт «Удмуртгражданпроект», затем - главный архитектор института.
Орлов проектировал здание ДК «Ижмаш», стадион «Зенит», ДК «Ижсталь» (совместно с И.В. Керсантиновым), здание «Удмуртэнерго» по ул. Советской, Торгово-выставочный павильон по ул. Ленина (ныне магазин «Радиотехника») и т.д.
Член Союза архитекторов СССР, заслуженный деятель искусств УАССР, лауреат государственной премии УАССР, почетный гражданин Ижевска. Скончался в 1999 году.
Что общего между Дворцами культуры в Воткинске и Пекине?
Василий Орлов работал не только над обликом Ижевска: например, именно он разработал уникальный проект Дворца культуры «Юбилейный» в Воткинске.
- Орлов задумал его как двухзальный дворец: внизу театральный, а вверху - концертный зал, чтобы чердачное пространство не пропадало, - вспоминает Антонина Марьина. - Для меня как для инженера-конструктора это была очень трудная задача, ведь нужна была идеальная звукоизоляция. А я тогда как раз поехала на повышение квалификации в Ростов-на-Дону, где заодно решила проконсультироваться у одного из именитых инженеров-конструкторов. Подхожу к нему после лекции, а он в ответ: «Да вы что? Таких сооружений не было, нет, и не будет!».
По иронии судьбы, как раз тогда проектировался Дворец Съездов в Кремле. Первоначально там был всего один зал, но, под влиянием строительства нового Дворца Съездов в Пекине, было решено спроектировать два - один над другим.
- Я ухватилась за эту возможность и поехала в столицу, в Моспроект, - рассказывает Антонина Дмитриевна. - В архиве нашла документацию. Оказалось, что во Дворце между залами был технический этаж в 1,5 метра. Вернулась в Ижевск, рассказала все Орлову. А он говорит: «Меня это не устраивает, уменьшайте высоту технического этажа». Вместо 1,5 метров нужно было сделать 70 сантиметров - сложно, конечно, но в итоге решение мы нашли, технический совет его одобрил. Правда, когда открывали ДК, мы с Василием Петровичем все равно переживали, насколько хорошей окажется изоляция. И, на радость нам, она была идеальной.
Вместо ателье мод - бутик
Под какие нужды проектировались цокольные этажи «сталинских» домов и что располагается там сейчас?
Дом №196: ателье мод.
Сейчас: бутик, магазин косметики, салон красоты и имидж-студия.
Дом №198: детсад
Сейчас: финансово-юридическое бюро, парикмахерская, ломбард, ювелирная мастерская.
Дом №200: детская библиотека
Сейчас: библиотека для детей и юношества, турагентство.
Дом №202: книжный магазин
Сейчас: банк, магазин косметики и парфюмерии, обувной магазин.
Дом №204: продуктовый магазин
Сейчас: банк, магазин сотовой связи, магазин спортивных товаров, студия суши, торговая компания, турагентство.
Дом №206: аптека, затем - телестудия
Сейчас: салон красоты, магазин одежды, центр офтальмологии, ювелирный и продуктовый магазины, банк.
Дом №213: аптека
Сейчас: аптека, магазины обуви, реабилитационный центр.
Дом №215: хлебный магазин
Сейчас: салон сотовой связи, билетная касса, два обувных магазина, продуктовый магазин.
Вопрос от читателя
- Для чего на так называемых сталинских зданиях стоят башенки - для красоты или же каких-то других целей?
Павел
- Башенка, которая стоит на доме №200 (напротив стадиона «Динамо» - не просто для красоты, - рассказывает Антонина Марьина. - Архитекторы были вынуждены спроектировать ее, чтобы спрятать вышку, которую нас заставили установить на здании специалисты по гражданской обороне. Правда, зачем им нужна была эта вышка, я не знаю.