Top.Mail.Ru
7 марта 2013 13:56
История Удмуртии

Вдоль по Пушкинской

Все-таки пушки катали или в честь поэта - откуда появилось название улицы? Почему район «Болота» называли «нахаловкой»? Зачем в школе № 30 организовали мини-завод? <фото>

архив Сергея Жилина, музей школы № 30, ГКУ «ЦДНИ УР»
архив Сергея Жилина, музей школы № 30, ГКУ «ЦДНИ УР»

Гуляя по Ижевску и вспоминая его историю - как давнюю, так и не очень, - мы добрались до одной из центральных улиц города. И в нескольких номерах расскажем все самое интересное об улице Пушкинской.

Поэт, пушки или папиросы?

С тем, откуда на карте города появилось название улицы Пушкинской, связано, пожалуй, одно из самых распространенных ижевских заблуждений. Казалось бы, все просто: сначала она была Восьмой, после революции стала Пролетарской, а потом ее решили назвать в честь Александра Пушкина. Однако есть и другие мнения на этот счет, причем в народе они весьма устойчивы.

Так, многие считают, что улицу Пушкинскую назвали не в честь поэта («Тогда она была бы Пушкина!» - уверяют они), а оттого, что по ней якобы катали пушки, сделанные на Ижевском железоделательном заводе. Точнее, скатывали их с горки, проверяя, треснут они или нет. Есть и другая версия, совсем уж фантастическая, - мол, улицу назвали в честь папирос «Пушка».

- Когда-то эти папиросы продавали в магазинчике при Управлении НКВД, которое с 30-х годов располагалось на Пушкинской, - говорит Антонина Дмитриевна Марьина, в прошлом - главный конструктор мастерской №2 «Удмуртгражданпроекта». - Кстати, это здание на перекрестке Пушкинской и Советской, где сейчас располагается Управление ФСБ по Удмуртии, было в числе первых каменных на этой улице. Проектировал его архитектор Антощук, он же позже разрабатывал проект здания библиотеки имени Ленина на Советской.

И все-таки официально считается, что Пушкинскую назвали в связи со 100-летием со дня гибели Александра Сергеевича.

- Кстати, в том же 1937 году еще несколько объектов получили имя Пушкина, - рассказывает Ирина Германовна Перевощикова, главный библиограф Централизованной библиотечной системы г. Ижевска, заслуженный работник культуры Удмуртии. - На карте Ижевска появилась «Пушкинская амбулатория» - поликлиника в Металлурге - и Пушкинский городок: так официально стали именовать Колтому, однако в народе это название не прижилось. Национальной библиотеке Удмуртии также присвоили имя Пушкина, которое она носила вплоть до 1958 года, пока не стала библиотекой имени Ленина.

Вдоль по Пушкинской Вдоль по Пушкинской

Первый этаж дома №196 на Пушкинской был спроектирован как ателье мод, да и сейчас здесь - бутик модной одежды.

Не думали, что Пушкинская станет центральной

Сейчас кажется странным, что главная улица Ижевска названа в честь поэта, а не какого-нибудь именитого большевика или героя войны. Литератор Сергей Жилин объясняет это тем, что местные власти, выполняя отданный Москвой приказ и выбирая, каким объектам присвоить имя Александра Сергеевича, даже представить не могли, что пройдет каких-нибудь двадцать лет и центр Ижевска сместится на северо-восток. Ведь тогда, в 1937 году, Пушкинская отнюдь не была главной улицей города.

- В конце 40-х улицы Пушкинской, можно сказать, вообще не было, - вспоминает Антонина Дмитриевна. - С севера она заканчивалась в районе будущей Центральной площади деревянным забором - за ним были сараи ложевой фабрики, где делали приклады для ружей, и казармы воинской части. А вниз, вдоль Пушкинской, стояли косые, кривые деревянные дома. Ниже железной дороги был район «Болото». В 30-е его называли еще «нахаловкой», потому что там процветало самовольное строительство и захват земель. Приходили крестьяне, и, если они успевали за ночь выстроить хотя бы печку, то такой дом уже по закону нельзя было разобрать.

В те годы центральной считалась улица Советская, точнее, ее участок от Горького до Коммунаров. Именно там проходили ноябрьские и первомайские демонстрации. А все городские и республиканские власти располагались в зданиях на перекрестке Горького и Советской - в так называемом «старом центре» Ижевска. И только в начале 50-х, когда был принят новый генплан города, Пушкинская начала застраиваться уже как центральная улица - по индивидуальным проектам. Подробнее об этом - в следующих номерах газеты «Центр».

Вдоль по Пушкинской Вдоль по Пушкинской
Перекресток Пушкинской и Красногеройской. Разница между снимками ровно 60 лет.

Стадион за 4 миллиона и дело о фальшивомонетчиках

Один из самых ранних объектов, появившихся на привычной нам Пушкинской - стадион «Динамо». Кроме того, это еще и старейшее в Ижевске спортивное сооружение из тех, что сохранились до наших дней. Открыт он был 30 июня 1936 года. Место для стадиона было выбрано не случайно.

Еще в 1925 году по инициативе Феликса Дзержинского было организовано спортивное общество «Динамо», одна из ячеек которого появилась и в Ижевске. В этом же году в нашем городе была создана одноименная футбольная команда. Поэтому неудивительно, что стадион с тем же названием был выстроен по соседству со зданием, где находилось Управление НКВД Удмуртии, а позже - Управление КГБ.

- В управлении КГБ на Пушкинской мне довелось побывать несколько раз, - вспоминает Герман Иванович Суслов, ветеран войны, преподаватель ИжГТУ. - Я ходил туда читать лекции работникам Управления, но главное мое посещение этого здания было связано с расследованием дела о фальшивомонетчиках в 1970-х. Оказалось, что лаборант нашей кафедры в Ижевском механическом институте и его мать изготавливают поддельные купюры достоинством 5, 10 и 25 рублей. Причем «четвертаки» удавались ему лучше всего. И из-за него вся наша кафедра проходила свидетелями по этому громкому делу, а мои знакомые в КГБ долго потом встречали меня словами «Ну, здравствуй, фальшивомонетчик!».

- Раньше на месте стадиона «Динамо» стояли деревянные дома, - вспоминает Антонина Марьина. - А потом, когда уже его построили, мы после школы бегали туда на каток. Зимой там заливали лед, играла музыка, было хорошее освещение. Мы привязывали коньки прямо к валенкам и катались. Помню, что трибуны там долго были деревянными.

В конце 1950-х - начале 60-х стадион был расширен и реконструирован. Вот как он описан в одном из архивных документов:

«Стадион «Динамо» г. Ижевска имеет нормальное футбольное поле, беговую дорожку длиной 333 метра, трибуну на 5000 зрителей. На стадионе оборудованы 2 волейбольные площадки с трибунами на 400 мест, баскетбольная площадка с местами для сидения на 300 чел.».

Стадион обнесли изящной металлической оградой авторства Василия Масевича, который ранее проектировал «сталинские дома» на Пушкинской, установили вышки для ночного освещения. Всего, если верить документам, на реконструкцию было потрачено больше 4 миллионов рублей.

Вдоль по Пушкинской Вдоль по Пушкинской

Образцовая школа и госпиталь

Формально одна из самых престижных школ города относится к улице Красногеройской, однако в сознании ижевчан знаменитая «тридцатка» прочно связана с центром города. А значит - и с улицей Пушкинской, на которую к тому же выходит часть школьных окон.

- Предшественник «тридцатки» - школа №12, располагавшаяся в старинном особняке на Кирова, - уже в начале 1930-х называлась образцовой, то есть, считалась одной из лучших в Ижевске, - рассказывает Лилия Федоровна Богатырева, руководитель школьного музея. - В 1934 году было выстроено здание на улице Красногеройской, и после того, как школа перебралась сюда, она и поменяла номер.

После этого в истории школы был еще один переезд: во время Великой Отечественной войны в ней разместили госпиталь 3777, а учеников временно «расквартировали» в так называемой «колупаевской школе», находившейся через дорогу от школы № 30 на улице Красногеройской. Когда-то это здание принадлежало купцу по фамилии Колупаев, наладившему бизнес по уборке улиц и очистке отхожих мест. После революции в его доме располагался райпотребсоюз.

- Это было старое деревянное здание в три этажа, - вспоминает Антонина Дмитриевна Марьина, выпускница 1943 года. - Наша классная комната была угловой, и мы ходили в нее через другой класс. Каждый день после уроков мы ходили в госпиталь - ухаживали за ранеными, стирали белье и бинты. В классах появилось много учеников из эвакуированных. Тогда у нас поменялись учителя, потому что многие ушли на фронт, а вместо них работали пенсионеры или эвакуированные. Например, химию нам преподавала жена директора одного из московских предприятий -красавица в столичных нарядах, которые она меняла каждый день. И еще помню, что нам тогда давали паёк – каждый день по куску черного хлеба и чайной ложке сахара.

Вспоминает Антонина Дмитриевна еще одну интересную деталь: еще до войны обучение в старших классах «тридцатки» внезапно стало платным. Эта мера была введена по всей стране, а отменили плату только в 50-х годах.

- Не помню точно, сколько мы платили в месяц, но, очевидно, сумма была немаленькая, потому что тогда многие ребята бросили школу и пошли работать, а из двух классов сделали один, - говорит Марьина.

Вдоль по Пушкинской Вдоль по Пушкинской

Мини-завод в школьном подвале

Статус одной из самых престижных школ города «тридцатка» носит уже почти 80 лет.

- В советское время здесь учились дети врачей, учителей, директоров других школ, инженеров, одним словом - отпрыски самых интеллигентных семей, - говорит Лилия Богатырева. - Сюда отдавали своих детей члены обкома, горкома и других партийных организаций. Например, здесь учились сын и внуки Валерия Марисова, первого секретаря обкома. Сын у него был хорошим человеком, правда, учился не блестяще - на «тройки» и «четверки». Хотя в принципе дети первых лиц в те времена совершенно не выделялись в классе, да и отношение к ним было самое обыкновенное.

Кстати, именно в этой школе внедряли все нововведения в образовании. Например, в 50-е годы, когда директором школы был Валентин Михайлович Перминов, «тридцатка» стала одной из первых ижевских школ, где было введено так называемое «политехническое обучение».

- В подвале была оборудована мастерская, стояли фрезерный, токарный и другие станки, а дети, работая за ними, заодно выполняли заказы на детали и делали мебель для школы, - говорит Лилия Федоровна. - Школа на этом зарабатывала деньги. Чуть позже такие же мастерские появились в других образовательных учреждениях, а потом это резко прекратилось, когда решили, что нельзя использовать детский труд.

Говорят ижевчане

Ижевская «Унтер-дер-Линден»

- На Пушкинской наша семья живет около 40 лет, - рассказывает Татьяна Сычева, директор детской школы искусств № 5, руководитель детского хора «Удмуртия», заслуженный работник культуры России и Удмуртии. - Наши окна выходят прямо на стадион «Динамо», и, с одной стороны, это не очень удобно: мои дети, например, росли под музыку, постоянно доносящуюся со стадиона. Но все это - ерунда по сравнению с радостью оттого, что ты живешь на самой красивой улице Ижевска. В советское время это был один из самых «интеллигентных» и престижных районов: по соседству с нами жили первый секретарь обкома Валерий Марисов, известные журналисты, деятели культуры, а Анатолия Мамонтова, худрука ансамбля «Италмас», я до сих пор иногда встречаю во дворе. Раньше по Пушкинской проходили демонстрации: мимо наших окон нескончаемым потоком шли служащие, рабочие заводов, школьники с цветами, шарами, плакатами. А еще из нашей квартиры прекрасно виден салют над прудом.

- Жить на Пушкинской шумно, но очень интересно, - считает Герман Суслов, ветеран. - Не выходя из дома, я вижу все, что происходит в городе - мимо нас проходят демонстрации и шествия, каждый день проносятся кортежи первых лиц с мигалками, нашу улицу первой чистят от снега. Помню, раньше участок Пушкинской от Советской до Центральной площади был усажен липами. Каждую весну они так здорово цвели, что казалось, будто находишься в Берлине, на улице Унтер-ден-Линден. Это название так и переводится - «под липами». А в Ижевске была своя «Пушкин-дер-Линден». Но в последнее время липы вырубают нещадно, чтобы делать автостоянки.

- Я никогда не жила на Пушкинской, но прекрасно помню, что эта улица даже в советское время оправдывала свое звание центральной, - говорит Ирина Перевощикова, главный библиотекарь Централизованной библиотечной системы г. Ижевска, заслуженный работник культуры Удмуртии. - Тут были самые шикарные магазины - продуктовые, книжные, - аптеки, ателье. Помню знаменитый «марисовский гастроном» в одном из «сталинских» домов на Пушкинской: как-то раз 31 декабря я забежала туда вечером попытать счастья - и купила палку полукопченой колбасы. И это в начале 80-х, когда все было по талонам!

- Возле музея изобразительных искусств были большие заросли ирги – крупной, сладкой, - вспоминает главный редактор медиагруппы «Центр» Михаил Шмырёв. - И летом мы с пацанами наедались ее просто до отвала. Ходили, правда, слухи, что есть некие вредители, которые опрыскивают эту иргу ядом, но слухам особо не верили – таких гадов обязательно нашли бы милиционеры. Кстати, участковым в то время в этом районе был товарищ Суслов – настоящий дядя Степа, под два метра ростом. Авторитет имел такой, что при его виде буйные очереди за водкой (а ее начинали только с 14 часов продавать при сухом законе) вытягивались по стойке смирно. А еще по Пушкинской было очень весело идти на демонстрациях и громко орать «Ура!» после диктора, похожего по интонациям на легендарного Игоря Кириллова. Он зачитывал приветствие очередному трудовому коллективу, а после добавлял неизменное «Ура, товарищи!». И все кричали. На перекрестке Пушкинской и переулка Широкого была фотостудия. Туда один-два раза в год ходили всей семьей фотографироваться – и это было настоящим событием. С утра нарядно одевались, потом детей причесывали в вестибюле, пока ждали мастера. Съемки были постановочные, с реквизитом. Мне, помню, дали балалайку, а брату – гитару, он постарше был. Потом шли в кафе «Лакомка» (оно было неподалеку – на Коммунаров) есть мороженое. Ну и, конечно, одним из главных мест на Пушкинской была гайдаровская библиотека. Ходить в нее было престижно и круто. Там можно было взять книжки из серии «Библиотека фантастики и приключений» – в школьных и районных библиотеках их было не достать. А в читальном зале отдела искусств можно было смотреть диафильмы на мониторах с ручкой вращения и слушать пластинки в наушниках. По тем временам это были неимоверные технические достижения.