От первых персональных компьютеров до «Марковского форума»
Почему ради покупки первого компьютера ижевчане готовы были продать машину, и как путч 1991 года повлиял на развитие Интернета в Ижевске?
Очередной выпуск рубрики «Прогулки по Ижевску» - не совсем обычный: сегодня мы решили рассказать самые интересные подробности того, как наш город с конца 1980-х постепенно включался во всеобщую информатизацию, играл в компьютерные игры и осваивал Интернет-пространство.
- В конце 80-х началась эпоха компьютеров ZX Spectrum и иже с ними, причем частенько они паялись и собирались умельцами в домашних условиях, как когда-то – радиоприемники, - вспоминает Вадим Лазарев, один из первых руководителей ижевской компании «ЭЛМИ», сейчас – менеджер по развитию бизнеса компании OCS. - Это были первые шаги всеобщей компьютеризации Ижевска. Начиналась она с программистов, энтузиастов компьютерных игр, школьников.
- Позже в Ижевск начали привозить фирменные компьютеры, - рассказывает Владислав Феклистов, руководитель розничного направления фирмы «ЭЛМИ». – У них уже был монитор, их не нужно было подключать к телевизору, а пиксели, из которых состояли существа в играх, были меньше. Стоимость у этой техники была безумная: люди продавали автомобили, разменивали квартиры, поскольку в тот момент казалось, что компьютер - это и есть истинная ценность. Появилась первая реклама по телевизору. Как сейчас помню эту малопонятную многим скороговорку: «IBM PC XT с любой периферией».
Изначально компьютеры закупались в основном для вычислительных центров ижевских предприятий – например, заводов.
- На первом курсе университета мы с другом попросились на практику в вычислительный центр Автозавода, - вспоминает Олег Вылегжанин, владелец компании «Центр высоких технологий» и руководитель ижевского филиала компании EPAM-Systems. - Мы пришли, и нам сказали: «Ты садишься туда, а ты – сюда». Я сел, посмотрел на свой компьютер и понял, что я никому не скажу, за КАКИМ компьютером я сижу. Потому что у всех нормальные - IBM и так далее, - а у меня – Hundai. В Ижевске тогда о таком бренде еще никто и не слышал. А ведь среди программистов раньше считалось очень важным, на компьютере какой марки ты пишешь программы, и чем новее машина, тем круче.
- В начале 90-х компьютеры появились в коммерческих фирмах, становясь нормальным рабочим инструментом, - рассказывает Вадим Лазарев. - Помню, как в 1991 году после окончания института устроился на работу в какую-то контору, и у меня в подчинении было два компьютера и модем. Я выкачивал из сети письма, приходившие по электронной почте – тогда она как раз начала развиваться, - распечатывал их, детализировал, кому-то отправлял дальше. А потом, когда появились клоны IBM PC-совместимых компьютеров, локальный рынок стал расти лавинообразно. Тогда и появились первые фирмы по продаже компьютерной техники.
Конкурс в компьютерную фирму – 300 человек на место
- Этот рынок тогда рос, как ядерное облако после взрыва, - подхватывает Вадим. – Кроме «ЭЛМИ», которую основали Константин Николаев, тогда еще всего лишь выпускник ИМИ, и Андрей Галичанин – его научный руководитель в Физико-техническом институте, здесь были «Время», ассоциация «Техника», «Урал-Информатика» и другие. Как это выглядело? Берешь деньги, прячешь их в трусы, садишься на поезд и едешь в Москву. Там открываешь газету с объявлениями, обзваниваешь точки, договариваешься о встрече, приходишь, покупаешь компьютер, забираешь его, едешь на вокзал, грузишься в купе (молишься при этом, чтобы тебя не убили и не ограбили) и едешь обратно в Ижевск. Здесь это сбываешь и получаешь прибыль в 100 или 200%.
- Мой знакомый в 90-е работал каким-то начальником в Горисполкоме, - вспоминает Владислав Феклистов. - Так он бросил работу – работу чиновника! – и ушел заниматься свободным бизнесом – торговать в парке железками и собирать компьютеры. Другой мой товарищ работал в одной из первых таких фирм и рассказывал, что на прибыль от продажи первого пишущего привода они втроем жили целый месяц. Потому что таким образом можно было заработать тысячу долларов, тогда как средний доход на человека в месяц был меньше ста. Помню, как один из дистрибьютеров рассказывал, что им позвонил их партнер и сказал: «Маржа на Майкрософт упала до 300%, как дальше жить?!» Это какой же она была изначально, учитывая, что сейчас маржа - 3-5%?! Причем тогда никто не заморачивался по поводу того, насколько товар, ввозимый чемоданами «из-за бугра», легален. Это позже уже появились значки «Ростеста», которые мы клеили на коробки с компьютерами.
Фирма «ЭЛМИ», как и многие их конкуренты, начинала работать как небольшая контора на съемной квартире, а в штате поначалу было два человека. Постепенно бизнес расширялся.
- Знаете, что такое было нанять секретаря в 1996 году? Как вам конкурс 300 человек на место? – смеется Вадим. – Три вечера подряд к нам выстраивалась очередь из девушек. А все потому, что зарплаты у нас были в три-четыре раза выше, чем в среднем по Ижевску.
- Покупателей было много, очередь всегда была по 5-15 человек, - рассказывает Владислав. – И тогда в порядке вещей были самые нелепые вопросы от клиентов. Например, человек покупал струйный принтер и спрашивал: «А какая толщина струи?..» Бывало, что мы ездили к людям домой по вечерам, объясняли, что и как устанавливать.
- У «ЭЛМИ» были клиенты, которые тратили безумные с нашей точки зрения деньги, обновляя компьютер один-два раза в год, - говорит Вадим. - Это были огромные деньги. Иногда обычные люди на покупку тратили все свои сбережения. Типичная картина конца 90-х: сидит мальчик, который «разбирается в компьютерах», смотрит в прайс-лист и выбирает комплектующие, а за ним стоит семья в полном составе, включая детей и стариков, у них деньги. Причем эти люди зачастую просто не понимали смысла покупки! Пока не было Интернета, компьютер нужен был только для игр и набора текста, очень редко – для работы.
Как DOOM мешал ижевчанам смотреть боевики
- Начиналось все с того, что мы ходили в физико-технический институт на Молодежной по ночам – по договоренности со сторожем - и там играли в первые игрушки, - рассказывает Вадим Лазарев. – Это были черно-белые «арканоиды», «спейс-квесты». Цветной монитор тогда был роскошью, в очередь на него записывались заранее. А когда мне впервые показали игру Wolfenstein, у меня просто выпала челюсть. Это была первая игра, которая дала ощущение, что ты – не просто наблюдатель, а участник происходящего. Потом появился DOOM.
- Я работал какое-то время в телекомпании «Альва», занимался там компьютерной графикой. Кстати, если вы помните человека-«робота», который ходил по экрану, знайте – это моих рук дело, - смеется Вадим. - Мы приходили на работу, переделывали свои дела, а потом говорили: «Ну, что будем делать?» - «Давайте поDOOMаем?» - «Ну, давайте!». Садились вчетвером и начинали по сетке друг с другом играть. В это время как раз шла трансляция фильмов. Так что если вы внезапно ночью видели, что по «Альве» показывают белые шипящие полосы, это значило только одно – через 15 минут оператор закричит «Мать твою!», оторвется от компьютера и побежит менять кассету.
В то же время в телекомпании «Альва» работали многие «продвинутые» ижевские IT-шники, в том числе и Олег Вылегжанин.
- Я в DOOM не играл – меня не брали, - смеется Олег Вылегжанин. – А если серьезно, то мне уже тогда гораздо больше нравились так называемые «бродилки»: Ultima, Eye of the Beholder и другие игры, которые давно стали классикой. Кстати, это увлечение стало толчком к тому, чтобы выучить английский, ведь на тот момент ни одна зарубежная игра еще не была переведена. Потом я всерьез увлекся великой игрой Civilization, причем к ней меня пристрастил мой учитель, профессор Николай Николаевич Непейвода. Он часто играл в нее в университете и считал, что она развивает логику и математическое мышление.
- Сначала на компьютерах были только динамики, которые могли издавать 8 разных пикающих звуков, - продолжает Олег Вылегжанин. - Но умельцы могли заставить их наигрывать какую-то простенькую мелодию. А вот когда появились звуковые карты, мы поняли, что в играх-то, оказывается, есть звуки! Это было потрясением, которое вполне можно сравнить с открытием еще одного измерения.
Олег Вылегжанин вспоминает: первые игры умещались на одной или нескольких дискетах. Позже появились CD-приводы, и игры стали выпускать на компакт-дисках.
- Помню, как заказал товарищу привезти из Москвы игру «Фантасмагория». Потратил на нее 400 долларов, примерно столько же – на привод, но оно того стоило! Ни разу с тех пор не пожалел об этих тратах.
Путч 1991 года - толчок к развитию Интернета в Ижевске
Параллельно с совершенствованием компьютерного «железа» развивались сетевые технологии. Сначала это были сети Fido и RialCom, причем одним из первых клиентов сети «Релком» в провинции стала ижевская компания «Марк-ИТТ», образовавшаяся осенью 1991 года.
- Когда я понял, что нужно заниматься именно Интернет-технологиями? Наверное, после путча 1991 года, - говорит директор по развитию, совладелец и один из основателей компаний «Марк-ИТТ» Александр Ермолаев. - Это очень сильно поменяло мозги по одной простой причине: ГКЧП показывали «Лебединое озеро», но они не захватили телефонную связь, а про электронную почту и сеть они вообще, видимо, не знали. А ведь тогда уже были прообразы современных форумов - так называемые «новостные группы» в сети, куда любой пользователь мог писать. И через сеть «Релком» рассылалась информация о том, что на самом деле происходит в Москве, она распечатывалась и дальше раздавалась знакомым. Короче говоря, так получилось, что именно под «Лебединое озеро» мы увидели, что система передачи информации вообще-то работает и имеет будущее, и именно в это будущее мы и начали вкладывать силы и время.
Александр Ермолаев как раз заканчивал ИжГТУ, параллельно работая в вычислительном центре УдГУ, где в то время появился первый модем, по тем временам – настоящая экзотика. Чтобы выход в сеть не влетел университету «в копеечку», программисты подключались по модему к сети по ночам – так было дешевле.
- Кстати, моим первым бизнесом, связанным с компьютерами, была их русификация, - рассказывает Александр. – В 1989-90 годах их возили нерусифицированными, и если буквы-наклейки на клавиатуру научились делать довольно быстро, то со шрифтами были проблемы. Я занимался перепрограммированием видеокарт, в которых и были «зашиты» шрифты, - разработал собственный редактор шрифтов, рисовал их, закачивал в компьютер. Занимался я этим года два, но за это время смог накопить на свой первый автомобиль «Иж-Комби».
По сути, история провайдера «Марк-ИТТ» - это и есть история ижевского Интернета. Начиналось все исключительно с доступа к электронной почте.
- В феврале 1992 года, то есть ровно 21 год назад, у нас было 4 абонента, - рассказывает Ермолаев. - Пользовались они электронной почтой – на тот момент это уже стало коммерческой услугой. Это были такие организации, как НТВП «Кедр», УдГУ, Физико-технический институт. А для обычных пользователей это было слишком дорого. Первое IP-соединение мы «подняли» в ноябре 1992 года. Это уже, собственно, и был Интернет, правда, только в российских границах, к мировому Интернету мы еще не были подключены. Тогда мы звонили с помощью телефонной сети «Искра»: это была выделенная телефонная сеть без поминутной тарификации, созданная еще в советское время исключительно для нужд предприятий оборонного комплекса.
Ну, а революционным событием для ижевского Интернета стал технический прорыв декабря 1998 года.
- В 1998 году мы в сотрудничестве с «Ростелекомом» запустили новый цифровой канал в 2 мегабита поверх привычных радиорелейных линий (по ним передавался радио- и телесигнал). Для сравнения - до этого использовался спутниковый канал со скоростью 192 кБит/сек (что было в десять раз меньше) и типичной спутниковой задержкой. И вот тогда стал появляться более-менее удобный Интернет, которым можно было пользоваться не только для передачи сообщений по электронной почте, но и для того, чтобы посещать сайты, - говорит Александр Ермолаев. – Ну, а к обычным пользователям Интернет пришел, когда модемы стали стоить относительно дешево, а не так, как в первые годы их появления на рынке - сравнимо с ценой самого компьютера. Бурное развитие розничного рынка модемов началось в 1997-98 годах и продолжалось вплоть до 2002 года, когда началось активное развитие широкополосного доступа.
Тогда же, в 1999 году, появился ставший уже легендарным «Марковский форум» - Izhevsk.ru.
– Изначально это была доска объявлений, потом их стало много, и постепенно это выросло в отдельный форум, - говорит Ермолаев. – Кстати, года три назад «Ижевск.ру» выделилось в отдельную фирму и стало приносить доход за счет продажи рекламы.
«Мы пытались понять, будет ли вообще спрос на компьютеры»
Азат Шайхутдинов, старший менеджер отдела закупок корпорации «Центр»:
- Изначально в магазинах торговой сети «Центр» появились не компьютеры, а только мониторы LG, и мы пытались понять, будет ли вообще на них спрос. Сначала он был невелик, но со временем стало ясно, что IT-направление нужно развивать. Мы стали закупать готовые решения - системные блоки, мониторы, «мышки» и другую периферию, - из которых мы сами собирали готовые ПК. Данное направление имело перспективу, и мы решили расширять ассортимент модельного ряда и создали свой сборочный цех компьютеров. Для наших покупателей это было очень удобно: они могли прийти в магазин, выбрать, оплатить и тут же забрать компьютер. В отличие от фирм, торгующих исключительно компьютерным «железом», мы все-таки охватывали более широкую аудиторию покупателей, включая тех, кто совершенно не разбирался в такой технике. В целом IT-направлению в магазинах корпорации «Центр» всегда уделяли большое внимание. На должность продавцов-консультантов мы брали только тех, кто действительно разбирался в компьютерах, причем на собеседовании они проходили тестирование. В принципе наши IT-консультанты и тогда, и сейчас могут ответить на любой, даже самый сложный вопрос клиента и подобрать тот компьютер, который идеально отвечает его требованиям. Например, приходят в магазин бабушка и дедушка и говорят: «Нам нужен компьютер для внука, чтобы он играл в самые крутые игры». И продавец предлагает именно то, что нужно – с хорошей видеокартой, с большим объемом оперативной памяти и так далее.
А правда, что?...
15-20 лет назад, когда технические новинки в Ижевске появлялись довольно часто, а развитие рынка компьютерной и бытовой техники ускорялось с каждым годом, появлялись самые причудливые мифы, с этим связанные. Например...
• Снимки камерой «Полароид» станут бесцветными через несколько лет
• Об этом беспокоились, пожалуй, все или почти все владельцы первых «Полароидов» - камер, которые позволяли делать моментальные снимки, тут же их распечатывая. В Ижевске они появились в начале 90-х, и с тех пор какие-то фотографии, сделанные этими камерами, немного выцвели, а остальные - видимо, хранившиеся в идеальных условиях - остались такими же яркими, как и были. Ждем-с.
• Компакт-диски могут хранить информацию вечно
• После 3-дюймовых дискет, которые были очень ненадежны с точки зрения хранения информации, появление CD-дисков вызвало среди пользователей эффект разорвавшейся бомбы. Они не только позволяли хранить куда больший объем информации, но и казались воистину вечными. Реальность же такова: лицензионный диск, информация на который записана промышленным способом, и правда может храниться довольно долго - при условии, что пользователь создаст для него оптимальные условия. А вот диски, записанные на домашних приводах, могли перестать "читаться" уже через год-два. Все дело в качестве записи.
• Компакт-диски могут разорваться, если их поместить в высокоскоростные устройства чтения
• Доказано, что высокая скорость вращения (выше 8000 об./мин.) может разорвать компакт-диск, но достичь такого эффекта на обычном дисководе невозможно. Риск разрыва возрастает, если компакт-диск физически повреждён.
Ижевчане вспоминают
А каким был ваш первый компьютер?
- В начале 90-х мы купили домой компьютер ЕС-1841 отечественного производства, - вспоминает программист Олег Алексеев. – Мой брат жил в Можге, занимался бизнесом, и с ним кто-то расплатился по бартеру - партией компьютеров. Стоила «ЕС-ка» тогда около 22 тысяч рублей, при том что моя зарплата в месяц была в два раза меньше. На нем стояла операционная система «Альфа» - русифицированный DOS. Для этого компьютера я написал первую простенькую программу-«рисовалку», которую и графическим редактором-то не назовешь, и очень примитивное подобие игры «Поле чудес» с вопросами и ответами. Но детям нравилось.
- У меня первый компьютер был 286-й, б/у, - рассказывает журналист Светлана Иванова. - Купила я его в середине 90-х в одном из районных судов, по знакомству, после списания старой техники. Стоил он тогда миллион двести тысяч - еще до деноминации. Это была одна моя зарплата. Новые компьютеры были весьма и весьма дорогими, да еще и зарплату задерживали. Монитор у него был черно-белый. Статьи я писала в «Лексиконе» - был такой отечественный аналог Microsoft Word.
- Мой первый компьютер, кажется, был «Компаньон», - вспоминает Антонина Мирошниченко, инженер по охране труда. - Игры нужно было загружать с кассет, а сам компьютер - подключать к телевизору. Еще помню, что старший брат сам для него собрал клавиатуру. А первая игрушка из самых запоминающихся - Dizzy. Это был «квест», в котором главным героем было яйцо - нужно было ходить по сказочному миру и решать всякие головоломки.