Top.Mail.Ru
19 декабря 2012 11:59
История Удмуртии

Ижевскому ЦУМу 40 лет: вспоминаем историю центрального универмага

Почему крупнейший магазин советского Ижевска не хотели строить на площади? <фото>

ЦУМ несколько раз «менял прописку»

Привычное нам здание Центрального универмага было построено в январе 1972 года. Но история главного универмага Ижевска началась намного раньше - с магазина на улице Горького. До войны это был Торгсин, там скупали золото и драгоценные камни. Ну а после войны он стал универмагом, но местного значения - системы центральных универмагов в масштабах страны тогда еще не существовало. И все-таки именно этот магазин считается предшественником нашего ЦУМа.

Досье:

Маргарита Ивановна Бакулева, 76 лет. Одна из первых сотрудниц ЦУМа. Работала с 1959 года (еще до того, как открылось привычное нам здание на Центральной площади): сначала продавцом, затем заведующей отделами. С 1991 года на пенсии, сейчас занимается домашним хозяйством, выращивает цветы, воспитывает двух правнучек. Ветеран торговли Удмуртии, ветеран труда, отличник советской торговли.

- Когда я начинала работать в универмаге, некоторые его отделы находились в бывшем купеческом доме напротив Летнего сада, - рассказывает Маргарита Бакулева, одна из первых продавщиц ЦУМа. - Там продавали ткани и обувь, был галантерейный отдел. А в 1960 году для нас выстроили новое здание на Советской, сейчас там магазин «Детский мир». Помню, как мы перед переездом готовили помещения: убирали строительный мусор, мыли полы.

Предшественник ЦУМа - универмаг, который ижевчане называли «трехэтажкой» - появился на улице Советской в 1960 году. Сейчас здесь «Детский мир».
www.fotki.yandex.ru

Досье:

Нина Андреевна Шулятьева, 60 лет. В ЦУМе работала с 1968 по 2001 годы. Сейчас - старший продавец в одном из обувных магазинов Ижевска.

- На первом этаже были отделы с посудой, хозяйственными товарами, детской обувью, парфюмерией, канцтоварами, электроникой, - вспоминает Нина Шулятьева, пришедшая работать уже в ЦУМ на Советской. - Был даже небольшой ювелирный отдел. На втором этаже торговали тканями и одеждой, на третьем были помещения для сотрудников и склад.

В 1966 году у универмага появился пристрой (сейчас - ТЦ «Фараон»). Но, несмотря на это, места все равно не хватало.

- Негде было хранить товар: склады были разбросаны по окрестным зданиям, - говорит Маргарита Ивановна. - Нужно было гонять машину то в подвал магазина «Светлана», то в дом на Советской, где сейчас стоматология, то к Троицкой церкви (склад был в здании напротив). А машина одна. В магазине товар тоже некуда было складывать. В новом ЦУМе с этим стало намного проще: с вечера заявку написал, а утром тебе рабочий на тележке уже все привез.

Такой была Центральная площадь, когда здесь открылся ЦУМ. Кинотеатр «Россия» уже возвели, шло строительство ДК «Металлургов».

Главный универмаг города могли построить возле цирка

Досье:

Валентин Федорович Богданов, 84 года. Директор ижевского ЦУМа с момента его открытия в 1972 году, до этого - директор универмага на Советской. Родился в Ижевске, но после окончания торгового училища уехал в Пермский край, где работал директором универмага в городе Кизел. Ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда. Любитель охоты, садовод.

- Я был директором нового универмага на Советской с 1960 года, - вспоминает Валентин Федорович Богданов, легендарный директор ЦУМа. - И уже в середине 60-х стало понятно, что нужно строить новое, современное здание. Тогда как раз возводили огромные универмаги в Днепропетровске и Уфе. Меня это задевало, - а мы чем хуже?

Решение о строительстве было принято, однако вокруг того, где именно будет стоять новый магазин, разгорелся нешуточный спор.

- Я настаивал на том, чтобы строить его ниже «Детского мира», на углу Ленина и Красноармейской, - вспоминает Валентин Федорович. - Там стояли деревянные дома, но их все равно нужно было сносить. Зато это было самое бойкое торговое место Ижевска: здесь народ шел на рынок, по соседству были цирк, трамвайные остановки, банк, административные здания. Но Валерий Марисов, тогда секретарь обкома партии, сказал твердо: «Надо застраивать Центральную площадь». А там еще и не было ничего - ни театра, ни ДК «Ижсталь». Кинотеатр «Россия» только-только строился. Так мы и не смогли убедить Марисова, что Центральная площадь - непопулярное место для строительства большого универмага. Туда же за покупками надо специально ехать, а ведь куда удобнее зайти в магазин по пути, как это было на Советской.

- Заложили ЦУМ в 1966 году. Возводили его по типовому проекту, рассчитанному на 2 года, но строительство растянулось на 6 лет, - продолжает Валентин Богданов. - Москва нам почти не выделяла так называемые строительные «лимиты» - то есть средства на первоочередное возведение объектов. Приходилось выкручиваться.

Вторую городскую больницу, например, Ижевск строил под видом общежития. Из Москвы приезжали проверяющие, им показывали стройку и говорили, мол, вот - общежитие строится. Они выделяли очередной «лимит». По мнению властей, жилье было куда важнее, чем новая больница, а тем более - магазин.

«Вся площадь забита народом! Какого черта не открываете?»

Эти шесть лет Валентин Федорович провел в разъездах: искал по всей стране необходимые материалы и оборудование, буквально выпрашивал их у заводов и снабженческих организаций. Чтобы добиться своего, даже прикрывался нуждами недавно выстроенного автозавода, благо его директор Иван Белобородов не возражал.

- Гранит для стройки «выбивал» в Кишиневе, мрамор - на Урале, - вспоминает Валентин Богданов. - Одних светильников нужно было 25 тысяч, за ними я ездил в Саранск. Техническое стекло для витражей размером 2,5 на 3 метра заказывал в Саратове. А сколько нужно было инженерного оборудования! Вентиляторы, калориферы, кабель, проводка - по всему Союзу за этим ездил. А ведь у каждого предприятия свои нормативы и никаких излишков…

В январе 1972 году ЦУМ был готов принять первых покупателей. На открытие собралась огромная толпа. Валентин Богданов, памятуя о давке 1938 года, когда при открытии универмага на Горького насмерть задавили 10 человек, попросил наблюдавших за порядком милиционеров поставить несколько автомобилей, чтобы по этому коридору запускать покупателей внутрь.

- Марисов тогда сидел на пятом этаже здания, где сейчас Дом правительства, - говорит Валентин Федорович. - И ему в окно видно, что на площади уже целая толпа. Валерий Константинович мне звонит и кричит в трубку: «Ты что мне там, демонстрацию организовал? Вся площадь забита народом! Какого черта не открываете?» Пришлось на полчаса раньше магазин открыть.

Кстати, в конце 70-х на заднем дворе ЦУМа, где хранили упаковочный материал и тару, случился пожар. По данным следствия, виноваты были соседские мальчишки, которые играли «в факиров» - набирали полный рот керосина, а потом выплевывали его, одновременно поджигая. Позже на этом месте выстроили склад (сейчас это «Леон»). Была и еще одна перестройка: в 80-х вместо одной лестницы, располагавшейся прямо в центре, сделали две по бокам, чтобы увеличить пространство торгового зала.

В ЦУМе было больше 30 отделов.

«Я не знала, как правильно держать пылесос»

- Новый магазин показался нам просто огромным! - говорит Нина Андреевна. - Если в «Детском мире» был один грузовой лифт, то в этом - четыре. Был демонстрационный зал на 500 человек - для показа новых моделей одежды и проведения собраний. Просторная столовая, медпункт, даже комната эмоциональной разгрузки - мы там сидели, если оставалось время от обеда, разговаривали, музыку слушали.

ЦУМ работал с девяти утра и до девяти вечера, без обеда и выходных дней. Кстати, он первым в Ижевске перешел на систему супермаркета - свободного доступа покупателей к товару. Такой подход Валентин Богданов начал практиковать еще в универмаге на Советской - несколько отделов там работали именно в таком режиме.

Ветеран ЦУМа Маргарита Бакулева в отделе электроники.

- Первое время мы не знали, что делать с теми, кто захочет что-нибудь стащить, - вспоминает Маргарита Бакулева. - Я тогда заведовала отделом канцтоваров, и у нас воровали в основном дети. Помню мальчишку, который прятал тетради у себя в штанах, девчушку, у которой к подкладке шубы был наскоро приметан огромный карман. Взрослые тоже отличились - мужчины, например, надевали пиджаки в примерочных, сверху - куртки и выходили. Я как-то одного такого задержала. Милиция мне даже премии выписывала за предотвращение преступлений.

Но провоцировал супермаркет на кражи и самих продавцов. Маргарита Ивановна вспомнила, как вычисляли нечистых на руку коллег. Случайно оставляли в подсобке купюру. Нечестный человек не мог пройти мимо и попадался на этот трюк. После беседы у руководства такие сотрудники увольнялись «по собственному желанию».

ЦУМ всегда был «впереди планеты всей» - участвовал во всех соцсоревнованиях, досрочно выполнял планы, делился опытом с другими торговыми организациями. А еще в ЦУМе действовала интересная система взаимопомощи. Каждый день сотрудники брали с собой на обед рубль, а сдачу - от 15 до 30 копеек - складывали в общую копилку. За 15 дней набегало 45 рублей, и их по заранее составленному списку вручали кому-то из работников отдела.

Кстати, самые симпатичные из продавщиц ЦУМа вполне могли почувствовать себя моделями.

- Как-то раз меня сфотографировали для рекламы пылесосов, - вспоминает Нина Шулятьева. - Я тогда только вернулась из Чехословакии и выглядела очень хорошо. Зеленое платье из кримплена, замшевые туфельки, белый фартучек, длинные рыжие волосы… Мне дали в руки пылесос, а я даже не знаю, как его правильно держать - до этого пол только веником подметала. Потом плакат этот долго висел на первом этаже, в отделе хозтоваров.

Во всех советских магазинах продавщицы носили форму. В ЦУМе она постоянно менялась, но чаще всего комплект был такой: юбка, безрукавка и кофточка. Летом - легкие халаты. Фасоны придумывало начальство, а шили форму закройщицы магазина - точно по меркам каждой продавщицы. Нина Андреевна и тут выступала в качестве модели.

- На меня всегда шили пробный вариант формы, чтобы показать его начальству. А я тогда очень гордилась своей фигурой и всегда просила, чтобы шили не мешком, а приталенную, да покороче, да с вырезом поглубже, - смеется Нина Андреевна.

Лев Лещенко купил в Ижевске пару костюмов

Среди покупателей нового магазина были и звезды - они останавливались в гостинице «Центральная», и знаменитых постояльцев обязательно вели за покупками в ЦУМ. Приезжал, например, Лев Лещенко - он купил пару импортных костюмов. Среди известных покупателей были также Надежда Бабкина, Геннадий Хазанов, легендарный танцор Махмуд Эсамбаев. Ижевчане вспоминают, что в ЦУМе был роскошный отдел грампластинок: от классики до современной эстрады. Когда в Ижевск приезжали музыканты с громкими именами, их обязательно вели в ЦУМ, где они с горящими глазами скупали все. Говорили, что даже в Москве такого было не достать.

Кстати, гостей города водили не только в ЦУМ, но и в магазин «Весна» на Пушкинской. Он в те времена тоже считался очень престижным.

Досье:

Надежда Васильевна Забродина, 59 лет. В 1970 году пришла работать продавцом в магазин «Весна», затем была товароведом и директором магазина № 48 (сейчас на его месте ТЦ «Прикамье»), затем - директором магазина «Удмуртия». Сейчас работает заместителем директора по коммерческим вопросам в ЗАО «Сактон».

- У нас был отдел товаров для новобрачных, где можно было одеть молодоженов буквально с ног до головы, - вспоминает Надежда Забродина, начинавшая свою карьеру с должности продавца в «Весне». - Но товары там «отпускали» только при наличии документа о том, что пара подала заявление в ЗАГС. Гостей туда водили просто на экскурсию - помню, например, как в магазин привезли Людмилу Гурченко. А Галина Кулакова перед свадьбой подбирала себе платье именно в нашем отделе - тогда весь магазин сбежался ее наряжать.

Продавца дефицитных духов наглухо закрывали в киоске

Очень многие товары в ту пору были дефицитом - их просто не хватало на всех. Приходил «дефицит» небольшими партиями, и до покупателей доходил далеко не в полном объеме: часть распространялась «среди своих». Ижевчане доставали нужные им вещи или «по знакомству» или в награду за терпение - отстояв огромную очередь.

- Если привозили действительно редкий товар - например, французские духи, - торговали им на улице, рядом с ЦУМом, - вспоминает Нина Шулятьева. - Ставили небольшой ларек, внутри наглухо закрывался продавец. Народ записывался в очередь заранее. И все равно частенько доходило до драк. Сами мы туда даже не совались - все равно бы вытолкнули. Очереди были почти всегда - и за холодильниками, и за швейными машинами, и за телевизорами.

Все были в курсе того, как работала эта система, но вслух никто об этом не говорил. Заведующие магазинами обязаны были штрафовать своих же продавщиц, если те кому-то отпускали товар по блату. Постоянно устраивались проверки - был и партийный, и так называемый «народный» контроль. А потом «контролеры» шли в тот же магазин - за брюками, обувью, радиоприемниками... Вот такой парадокс «эпохи дефицита».

ЦУМ стал своеобразным «центром притяжения» для ижевчан, особенно в теплые летние дни.
Фотоальбом «Ижевск» издательства «Удмуртия», 1981 г. Составитель К. И. Куликов.

Говорят ижевчане

Как горожане выкручивались в эпоху тотального дефицита?

- Самыми роскошными духами считались болгарские «Сигнатюр», польские «Пани Валевска» и «Быть может» - они стоили 1 рубль 25 копеек, - вспоминает Татьяна Савинова, заслуженный работник культуры Удмуртии, которая прекрасно помнит ту эпоху. - Очень редко случались единичные «выбросы» на прилавки хорошей косметики - например, вдруг в продажу поступала польская или французская тушь - не ленинградская за 40 копеек, в которую нужно было поплевать, чтоб накраситься. Сметали все моментально. Но мне повезло: я тогда работала в ДК «Ижмаш», а по соседству был магазин «Ландыш», так музыканты из нашего оркестра устраивались туда грузчиками, на подработку. Через них мы могли достать то духи, то косметику, то импортные носки.

- Некоторые дефицитные товары можно было найти в тех деревнях, где были магазины от «Леспромхоза», - говорит Людмила Лебедева, заведующая библиотекой имени Дерябина. - Деревенские жители часто просто не могли себе позволить покупать икру, шоколадные конфеты, вино и коньяк, импортную обувь и одежду. Горожане же садились в автомобиль и устраивали этакий «рейд» по окрестным деревням.

- Мой дядя был начальником военной части на Украине, - рассказывает ижевчанка Ольга Киселева. - И как-то мы через него достали огромный мебельный гарнитур - стенку из четырех громоздких шкафов и журнальный столик. Он заказал его в магазине от «Военторга», где могли отовариваться только офицеры, солдаты погрузили ее в контейнер и отправили в Ижевск на поезде. Ну а тут мы уже наняли грузчиков.

Благодарим за предоставленные фотографии Центральный государственный архив Удмуртской Республики и лично Сергея Николаевича Селивановского, Валерия Олеговича Севрюкова и Маргариту Ивановну Бакулеву.