Тема об обесценивании картин художника – одна из самых наболевших. На днях мы случайно наткнулись на пост ВКонтакте с криком души от ижевского художника Константина Килеева. Живописец недоумевал, что люди обесценивают труд творческих людей, приравнивая стоимость их работы к стоимости белого холста. Мы поговорили с Константином и узнали, почему в России существует такая тенденция и из чего складывается стоимость картин.
Из чего складывается стоимость картины?
В первую очередь, говорит Константин, стоимость картины складывается из используемых материалов, а качество живописи во многом зависит от качественного полотна, красок и кисточек.
«Бывает так, что кисточка за 17 рублей справляется со своей задачей отлично. Но в работе во многом важна тема рисунка. А вот насчет истории, связанной с картиной, скажу так: мало кто оценит, что картина была написана на Марсе в условиях невесомости в полном вакууме либо в хороших студийных условиях, – разницы нет. Люди смотрят на тему и на качество исполнения», – считает художник.
Почему труд художников обесценивают?
Работу художников, считает Константин, обесценивают потому, что людям попросту стало не нужно искусство.
«В России почему-то сложился такой менталитет, что люди любят все одноразовое, им нужен «вау эффект», они не думают о будущем и покупают все дешевое. Рынок перенасыщен конвейерной ерундой. Людям нужны продукты: пиво, мясо… Понимаете, у них в приоритете автомобиль, кредиты. Творчество для них стоит на последнем месте».
Художник считает, что ценителей настоящего искусства очень мало среди людей.
«Если у человека есть деньги и он состоятелен, он не будет покупать картины у уличных художников, даже у художников из интернета, если они хорошо пишут маслом. Человек, ценящий искусство, будет покупать картины знаменитых художников, которые недоступны для общества. Цена таких картин от 10 тысяч евро. Люди будут платить за имя».
Как отличить поддельное искусство от настоящего?
Определить поддельное искусство от настоящего, говорит Константин, очень просто.
«Есть компании, которые печатают картины на холстах и дорабатывают их вручную. Многие студии подделывают свои работы под ручной труд, специально добавляя мазки. Они делают вид, что это ручная работа, и, естественно, дешево это продают. Тем самым они вводят людей в заблуждение, позиционируя эти работы как настоящие».
Чтобы определить, подделка это или нет, говорит Константин, достаточно просто перевернуть холст и посмотреть его на свету. Печать на холсте, как бы ее ни пытались выдать за настоящую работу, будет просвечивать.
«Иногда создают видимость того, что на торцах холста художник оставил мазки. А если посмотреть на просвет, то сразу будет видно, что работа поддельная, – изображение однородное. А если же работу написал художник, то на свету будет видно, что картина выполнена мазками слой за слоем. В академической живописи заметен даже набросок карандашом».
Нужно ли художнику уметь продавать картины?
В условиях нынешней конкуренции, считает Константин, люди стали узнавать, что есть множество талантливых художников.
«В интернете много интересных работ. Уметь подать свой труд для общества очень важно. Есть абсолютно бездарные художники, но неплохие рисовальщики, они очень востребованы, потому что дают хорошую подачу для общества: рекламируют себя, раскручивают».
Константин считает, что есть множество художников, которым не требуется реклама, – их талант очевиден. Но в то же время есть и те, кто расхваливает себя.
«Сложнее кучу навоза убрать, чем кисточками махать, делать им нечего!»
Многие люди, считает художник, думают, что рисовать – это простое и легкое дело. Константин Килеев уверен, что любовь, ценность искусства и понимание того, что картины должны стоить дорого, нужно прививать с самого детства.
«Мы как будто зря в художественных академиях пять лет учимся. Те, кто не интересуется этим, все равно скажут, что сложнее кучу навоза убрать, чем кисточками махать, делать художникам нечего. Я много где работал, в том числе на скорой помощи и на стройке, я знаю, что такое физический труд, так вот – написание картин я оцениваю примерно так же. Есть художники-рисовальщики, а есть гениальные художники, которых очень мало – 1-2 на город. И чем меньше таких специалистов, тем больше должен быть спрос на них».
Сам же Константин – художник-универсал, у которого есть свой стиль.
«Мое творчество не заканчивается реализмом, я делаю экспрессии, абстракцию. Я бы вообще только абстракцией занимался, если бы это нужно было кому-то, ведь это полет души».
Каждая работа для Константина – запоминающаяся. Однажды ему посчастливилось сделать копию картины Нико Пиросмани «Девочка с воздушным шаром» для британца. Прежде чем начать писать эту картину маслом, рассказывает Константин, он изучил художника, его биографию, его увлечения и жизнь.
«Мне пришлось брать фрагменты из интернета, узнавать, какими кисточками он писал свои картины, о чем они. Я вошел в его состояние, было даже некое эфирное общение с ним. Когда я приступил к работе, я понял, что примитивизм Нико Пиросмани не так прост. Это не ерунда. У меня была задача сложнее, чем у художника, потому что мне нужно было сделать так, как сделал он. Также я делал копию картины Огюста Ренуара «Танец в Буживале» и точно так же входил в состояние художника».
Свои картины по стоимости художник оценивает высоко, но не настолько, как хотелось бы.
«Я смотрю на платежеспособность нашего населения, сравниваю с другими художниками, которые пишут свои картины примерно такого же качества и уровня, как и у меня. У меня нет раскрученности, я не могу вытрепываться так, как художники, у которых есть ресурсы для этого».
В среднем цена за маленькую работу с графикой сухой кистью стоит от 3500 тысяч рублей, большие проекты – от 150 000 рублей. За портрет форматом 40х50 в среднем у заказчика уйдет 19 000 рублей.
«Когда я пишу портреты, я выявляю и подчеркиваю в человеке только лучшие качества, изучаю их, преображаю человека. Есть те, кто рисует академически, – у них нет полета фантазии, я не могу так».
В декабре в Национальной библиотеке Удмуртии у Константина Килеева пройдет выставка, посвященная визуализации ароматов.