Top.Mail.Ru
22 марта 2019 10:59
Обычный герой

Почему ижевчанин начал бороться с борщевиком и защищать Ярушкинский дендропарк

История обычного героя Александра Харевского

Сергей Грачев
Сергей Грачев

Одни считают его героем, другие – чудаком. Но он, как тот караван, идет вперед, не обращая ни на кого внимания. Вот уже восемь лет ижевчанин Александр Харевский борется за сохранение Ярушкинского дендропарка и воюет с борщевиком.

ДОСЬЕ

Александр Харевский, 49 лет

  • Председатель общественной организации «Город-сад – Ярушки»
  • Окончил факультет романо-германской филологии и филологический факультет УдГУ, а также аспирантуру по социальной психологии
  • Долгое время работал журналистом в СМИ Ижевска
  • Женат, есть дочь

В начале «нулевых», когда Александр Харевский работал журналистом, мы регулярно встречались с ним на различных мероприятиях и пресс-коференциях. Он не задавал каверзных вопросов, был скромен. Поэтому, когда однажды Саша устроил одиночный пикет у мэрии в защиту Ярушкинского дендропарка, многие удивились. Потом он стоял с плакатом у здания правительства Удмуртии, у Госсовета, проводил митинги и пикеты… Очень быстро там, наверху, узнали, кто такой Харевский.

– А что было делать, если власть пыталась нас игнорировать? – говорит Александр. – Самый памятный пикет был у Госсовета. Мы стояли в нем по очереди с одним ветераном. В тот день неожиданно началась сильная пурга. Тогда я, чтобы совсем не замерзнуть, попросил у техперсонала Госсовета лопату, и мы стали чистить крыльцо от снега. Кто-то из больших людей, проходя мимо, нас пожалел – полицейские вынесли нам чай. Мы простояли с 8:00 до 16:00, пока не получили аудиенцию у председателя правительства (тогда это был Юрий Питкевич. – Прим. ред.). Он обещал приостановить застройку и слово свое сдержал.

«Встал бы под бульдозер, не дал строить»

В своем «перевоплощении» из обычного журналиста в яростного общественника Харевский не видит ничего удивительного. Говорит, что общественная жизнь была ему не чужда еще в юности. В начале 90-х он был основателем или стоял у истоков создания нескольких организаций, в 2009 году возглавлял Совет молодых ученых УдГУ. Журналистика, репетиторство (Саша профессиональный лингвист, владеет английским и французским языками), маленькая дочь отнимали все время. Ничем не примечательные трудовые будни продолжались до 2011 года, пока через дорогу от дома Харевского, в Ярушкинский дендропарк, не начали завозить строительный мусор.

– Большие мусорные кучи лежали здесь, здесь и здесь, – показывает Александр. – Оказалось, что в нашем лесу собрались строить два автосалона, автодром и АЗС. Остаться в стороне я не мог.

Защитник природы организовал субботники, переговоры с чиновниками, написал письма в два десятка инстанций, провел митинг-народный сход. Вместе с единомышленниками собрал почти две тысячи подписей с требованием сохранить парк и отправил обращение президенту республики Александру Волкову и в Кремль. В результате власти остановили строительство, а прокуратура встала на сторону горожан и защитила парк в суде.

Впрочем, самую краюшку территории парка захватчику все же удалось отхватить. Там теперь автомойка и автостоянка.

– Это поражение мы понесли в самом начале борьбы за парк. Тогда я просто по привычке переложил ответственность на власть. Если бы знал, что так все произойдет, встал бы под бульдозер, не дал строить! – возбужденно говорит Харевский, и я верю, что это сказано им не для красного словца. – Да, возможно, кто-то считал меня наивным. Думал: «Ну, куда он прет против машины?». А какая машина? Я видел реальных людей, которые, как и я, хотели сохранить природный парк для людей.

Чистые игры: 150 кубометров мусора за 8 лет!

Борьба за зеленую зону сплотила жителей улицы Союзной и не только.

– Я не один в поле воин. В одиночку я бы не выдержал, – улыбается Александр. – Неравнодушных много. Ученые бесплатно провели общественную экологическую экспертизу парка, дайверы почистили Чемошурский пруд, а сколько людей участвовало в субботниках за эти годы, и не счесть! Всего за восемь лет мы вывезли из дендропарка примерно 150 кубометров мусора! В КамАЗ входит 3-5 кубов, вот и считайте, сколько это машин.

Во время нашей прогулки Саша то и дело останавливается, чтобы подобрать мусор. В парк он наведывается каждый день: себя «выгулять» и проверить, все ли в порядке.

– Если вижу, что компания сидит, подхожу и прошу забрать мусор с собой, предлагаю мешок. По-разному люди реагируют. Но то, что мусора в парке стало меньше, это факт. Хотя экокультуру ижевчан нужно еще развивать и развивать.

Над этим вопросом Харевский тоже работает. В школах и техникумах он теперь свой человек. В мае и сентябре этого года экоактивист планирует провести в Ярушкинском дендропарке «Чистые игры» – популярные в России и многих других странах мира командные соревнования по сбору и сортировке мусора.

– Ты обязательно об этом напиши. И что призы будут хорошие тоже напиши. Пусть народ участвует, в прошлом году всем понравилось, – просит Саша, и я выполняю его просьбу.

Как борщевик Сосновского стал борщевиком Харевского

Но на одном энтузиазме далеко не уедешь. Поэтому каждый год Харевский подает заявки на получение грантов для НКО – это деньги. В среднем каждый оценивается в 500 тысяч рублей. С 2015 года отрабатывает уже третий президентский грант.

– Жалко, что нет грантовых конкурсов, связанных с борщевиком Сосновского. Мы бы обязательно в нем поучаствовали. 

С этим опасным растением Александр воюет уже шестой год. Пока безуспешно. В отличие от застройщиков, борщевику удалось захватить территорию дендропарка. Он оказался куда более сильным противником.

Применять гербициды в водоохранных зонах и на особо охраняемых природных территориях нельзя. Поэтому Харевский со своими подвижниками ведет борьбу с опасным растением самыми простыми методами – выкапывает его, скашивает, обрезает зонтики. И делает это круглый год.

Этой зимой участвует в эксперименте по вымораживанию борщевика – расчищает площадки от снега, летом выходит в парк с мачете, весной бросает клич в соцсетях: «Друзья, ищу лошадь с плугом! Нужно вспахать гектара три-четыре».

– Вот тут трактор еще проедет, перепашет землю, а сюда не поднимется, поэтому лошадь и нужна, – показывает общественник заросшие борщевиком склоны.

Впрочем, от современных технологий в борьбе с борщевиком активист тоже не отказывается.

– Мы нашли человека, который утверждает, что изобрел аппарат, пагубно воздействующий на борщевик ультразвуком. Так ли это на самом деле, нужно доказать, провести опыты. Сейчас мы ищем специалиста, который бы нам в этом помог.

С борщевиком Харевский борется так же яростно, как в свое время воевал с желающими превратить дендропарк в автодеревню. Борщевик Сосновского ижевчане давно переименовали в борщевик Харевского.

– На каком-то совещании кто-то оговорился и с тех пор пошло-поехало, – смеется Александр. – А если серьезно, то борщевика за последние годы стало значительно больше. Это проблема мирового масштаба. В США он тоже есть, но там ему шанса не дают. Если он появился где-то, выезжает спецбригада и устраняет угрозу.

Об американском опыте наш герой знает не из интернета. В 2015 году он выиграл конкурс, который проводился среди общественных организаций, и месяц провел за океаном. Побывал в Лас-Вегасе, Вашингтоне, Нью-Йорке, других городах и в сельской местности. Всюду ходил в парки – смотрел, что и как там устроено. Был, например, в известном Нью-Йоркском центральном парке.

«Мне предлагают присвоить дендропарку имя Путина»

– Саша, может, пора уже успокоиться? – спрашиваю я напоследок.

– Успокоюсь только тогда, когда дендропарку присвоят статус отдельной особо охраняемой природной территории или вернут в состав Ботанического сада. Когда буду уверен, что тут сохранят природу, а не наставят аттракционы.

Мне в соцсетях в шутку или всерьез предлагают присвоить имя Путина дендропарку, чтобы его уже точно никто не тронул. Но я хочу, чтобы Ярушкинский дендропарк стал народным. Уже давно у нас появилась идея закрепить «шефов» за условными полянами. Тогда и порядка в парке будет больше.

– Некоторые видят в твоей неугомонности личный интерес, говорят, что у тебя тут участок.

– Такого я еще не слышал. Конечно, это неправда. Знаю, распространялись слухи, что якобы я активничаю против одних застройщиков в пользу других. На самом деле я представляю интересы ижевчан, которые хотят, чтобы рядом с их домами был парк, а не заправка. Сейчас важнее всего сохранить территорию дендропарка, его биоразнообразие, которое в два раза богаче, чем, например, у Бирюлевского дендропарка в Москве.

– Многие сравнивают тебя с Дон Кихотом, который боролся с ветряными мельницами.

– А где мельницы-то? Я изначально ставил перед собой реальную задачу – не допустить  строительства, сохранить дендропарк. Хотя угрозы еще остаются, расслабляться нельзя, но в целом эта цель достигнута.

– Осталось победить борщевик?

– И золотарник канадский. Видишь, тоже наступает. Он, в отличие от борщевика, не опасен, красиво цветет, но его слишком много…

***

К Александру Харевскому можно относиться по-разному. «Странный товарищ», – скажут одни. «Безумный общественник», – поддержат другие. «Герой!», – не согласятся третьи. Но Саша, как тот караван, идет вперед, не обращая ни на кого внимания.

Справка IZHLIFE

Ярушкинский дендропарк расположен вдоль улицы Союзной в Ижевске. Его площадь около 40 га, но в экосистему парка входит также Чемошурский лес и бассейн реки Чемошурки с многочисленными притоками. Все вместе – до 60 га.

Современная история парка началась в 1990 году, когда сотрудники Удмуртского ботанического сада начали создавать дендрарий. Ярушкинский дендропарк сегодня – это природа Удмуртии в миниатюре. Здесь обитают и произрастают как привычные для нашего края животные и растения, так и редкие, занесенные в Красную книгу Удмуртии.

Фото: Сергей Грачев, личный архив Александра Харевского