Top.Mail.Ru
16 ноября 2023 10:55
Особый случай

«В любой момент могут отказать сердце и печень»: жительница Удмуртии похудела до 27 килограммов

16 ноября отмечается Международный день борьбы с анорексией или «День без диет». В этот день вспоминаем историю уроженки Воткинска Елизаветы, которая при росте в 163 см весила всего 27 кг. О том, как девушка оказалась в московском диагностическом центре, почему она решила похудеть к выпускному, а в итоге заработала нервную анорексию с булимическими расстройствами, в 2020 году Лиза откровенно рассказала  IZHLIFE.

«Булимия и ложь неразрывно связаны»

В школе Лиза была активной, настойчивой, открытой и талантливой девочкой, которая могла заступиться и за себя, и за другого. Особых комплексов из-за внешности не было. Казалось бы, что могло пойти не так?

– Впервые «немного похудеть» решила в девятом классе – выпускной год все-таки. Ничего серьезного не планировала – сократить калории, убрать мучное и сладкое. Результат был, но небольшой… – вспоминает девушка.

Учеба в старших классах, как и у многих школьников, была нервной – репетиторы, экзамены, подготовка к поступлению. Постоянные стрессы Лиза начала заедать, из-за этого, соответственно, поправилась. За три месяца до выпускного ей пришла в голову идея – начать пить слабительный чай для похудения, который Лизиной маме выписал врач.

Начала с одного пакетика, а дальше понеслось – могла заварить и выпить 15 штук в день. Параллельно с этим узнала об «очищении» рвотой, решила практиковать 1-2 раза в месяц.

– Начались проблемы с родителями – у нас и раньше были напряженные отношения. Всю жизнь с садика я пыталась обратить на себя внимание, чтобы меня похвалили, сказали, что я молодец и обняли. Поэтому я всегда старалась принимать участие во всех конкурсах, концертах, соревнованиях… Но мама обратила внимание лишь на пропажу чая. Накричала.

По словам психиатра, ссоры с родителями могли стать одним из факторов, провоцирующих осложнение заболевания
Фото: предоставлены собеседником
Свою диету девочка тщательно скрывала, несмотря на то, что чувствовала себя с каждым днем все хуже и хуже. Пока друзья перекусывали, она прикидывалась, что съела не то и пила из термоса свой «коктейль» для похудения.
«Булимия и ложь вообще неразрывно связанные вещи. Я врала друзьям и родителям»

Переехала в Москву и перешла на таблетки

После школы Лиза поступила в московский университет. Она съехала от родителей и теперь у неё было больше «свободы» действий: разделила продукты на «полезные» и «вредные», ограничивала количество еды, пила литрами слабительный чай и вызывала рвоту после каждого приема пищи!

– Я только о еде и думала – например, как хочется съесть 25 шоколадок, а нельзя… На втором курсе я начала буквально «выпадать» из жизни – целую неделю могла ничем не заниматься, лишь обжираться и «чиститься» после этого. Срыв – очищение – срыв – очищение – диета.

По словам психиатра, расстройства пищевого поведения – это не недостаток силы воли, а серьезная проблема, которая не связана с физическим чувством голода и практически не поддается контролю Фото: предоставлены собеседником

Каждое утро этого марафона девушка любовалась на свой плоский живот, но, к сожалению, скоро и этого стало мало. В интернете она нашла информацию про таблетки «для похудения». Примерно в это же время она устроилась на высокооплачиваемую работу и съехала из общежития. Теперь ей не приходилось скрывать свою «диету» – рвота, слабительный чай и таблетки — ни от родителей, ни от соседок.

Организм перестал справляться с таким образом жизни, пришлось взять академический отпуск. Сама Лиза понимала, что проблема есть, но окружающим продолжала врать, говорила, что все под контролем, свела контакты к минимуму, и надеялась, что сможет справиться со всем этим сама.

– Приезжая домой, я могла просто запереться в комнате, крикнуть родителям «Отстань» и нагрубить, – говорит девушка. – Я понимала, что это неправильно, каждый день обещала себе выбросить таблетки, закончить с этим, начать нормально питаться. Но не получалось. За помощью я не обращалась – думала, что справлюсь сама, говорила себе, что я сильная. Обещала себе «еще одну последнюю таблетку, последнее обжорство – и начну нормально питаться». И я правда старалась, но меня хватало буквально на два-три дня.

«Анорексия – такая же болезнь, как и другие. Она требует лечения», – говорят родители Лизы
Фото: предоставлены собеседником

Провела сутки в психиатрической больнице

Летом 2019 года родители Лизы взяли все в свои руки и повезли ее по врачам. Уговорили дочь лечь в республиканскую психиатрическую больницу в Ижевске.

– Я была в таком отчаянии. Я просыпалась по ночам и думала о дочери, как нам быть. Мне мерещились страшные картины, что с ней может стать, – делится мама Лизы, Татьяна Васильевна. – Боялась, что после лечения дочка останется недееспособной.

Но уже спустя сутки девушка выписалась, не выдержала условий.

Я думала, буду читать книги, ходить на терапию, принимать лекарства. Но у меня все забрали, сняли даже крест. А я верующая, для меня он много значит. Рядом со мной, на соседней кровати, лежала женщина, которая убила человека, напротив – пациенты, которые резали вены. Было тяжело все это принять.
Елизавета

Обратились в частную клинику. Но уже на тот момент состояние Лизы было критическим, пришлось вызвать скорую и срочно ее госпитализировать. В первой РКБ у нее взяли кровь, сделали УЗИ и снова отправили в психиатрическую больницу. Но та уже была закрыта из-за пандемии.

Вес девушки составлял 26 килограмм, органы отказывались работать – без помощи таблеток Лиза не могла даже сходить в туалет. Сердце ослабло, сил не хватало ни на что.

«Слушала врача и думала, как объемся в KFC, а потом выпью таблетки»

Найти выход удалось, когда Лиза с родителями поехала за ее вещами в Москву. Семья обратилась в частную клинику. Там у девочки сразу взяли анализы, поставили диагноз и рассказали о необходимом лечении.

– Врач мне говорит, что сейчас я должна прийти домой и выкинуть все препараты, которые у меня есть. Я соглашаюсь, да, обещаю выкинуть. А сама планирую, как пойду объедаться в KFC и снова за таблетками.

Сейчас ситуация потихоньку улучшается – с Лизой работает психиатр, она самостоятельно ест, немного набирает вес, находится в палате с постоянным наблюдением. Но сердце и почки по-прежнему под угрозой. На восстановление уйдут годы.

– Лечение идет ей на пользу, – говорит Татьяна Васильевна. – Раньше она была злой и агрессивной. Сидела одна в комнате и не выходила. А сейчас она с радостью звонит и рассказывает о лечении. Лиза стала совсем другим человеком – у нее появилась искра в глазах, она хочет наладить отношения с близкими и даже предлагает темы для обсуждения на сеансе психиатра с родителями.

Чем опасны расстройства пищевого поведения

За четыре года статистика смертности из-за расстройств пищевого поведения увеличилась – если в 2016 году каждые 62 минуты от них умирал один человек, то сейчас это происходит каждые 52 минуты. К сожалению, в России не существует официальной статистики распространения и смертности людей, страдающих от расстройств пищевого поведения. 

– В области психиатрии выделяют несколько расстройств, связанных с питанием. Нервная анорексия, нервная булимия, компульсивное переедание. Общее в этих заболеваниях то, что каждое из них нарушает обычное пищевое поведение, вызывает в пациенте особое отношение к еде и своему внешнему виду, ужасающие мысли об «ожирении», — рассказывает психиатр Мария Вебер.

Что может спровоцировать возникновение пищевого расстройства?

  • Сильные стрессовые ситуации;
  • Травля в коллективе;
  • Особое отношение родных к внешнему виду пациента;
  • Наследственность по психическим расстройствам.
Психиатр отмечает – ни в коем случае нельзя давить на больного и заниматься самолечением, например, той же диетой. Предложите ему свою помощь: вместе сходить к психологу, объяснить необходимость лечения и свои переживания. За помощью можно обратиться в Республиканскую психиатрическую больницу к психиатру или психотерапевту, либо к психиатру в частную клинику. Схема лечения подбирается всегда индивидуально, в зависимости от начального состояния пациента.