Top.Mail.Ru
7 мая 2017 15:25
Особый случай

Ветераны Удмуртии о войне 1941-1945: «Мы боялись, но чувствовали долг перед Родиной»

Три истории ижевских героев войны.

Анастасия Малышева
Анастасия Малышева

«От гибели спасли бронированные колеса пушки»

Ижевчанин Зиннур Давляткирович Давляткиров прошел всю войну, участвовал в освобождении Белоруссии, сражался на Орловско-Курской дуге, форсировал Неман и брал Кенигсберг. Он был артиллеристом.

– На фронт меня отправили в 19 лет, – вспоминает ветеран. – В начале ноября я впервые сражался с немцами под Москвой. Выдали тогда винтовку и всего три патрона. Боеприпасов не хватало, а винтовки до войны я и не видел никогда! Тогда, в первом сражении, мне повредили левое колено.


Фото: Анастасия Малышева

Фото: Анастасия Малышева

Фото: Анастасия Малышева

Было у ветерана и еще одно тяжелое ранение – в бою перебило левую ногу.

– Отправили на лечение в Ивановскую область. Из госпиталя выписали, но даже тогда стопы совсем не гнулись. На фронт медики идти запретили, отправили в лес заготавливать дрова. Но для меня это позор – в лесу помереть! Поэтому через неделю я самовольно уехал воевать. Все говорили: «Ну, куда ты? У тебя ноги не ходят!». Я отвечал: «Начнут стрелять – хоть как побегу».

Не раз случались ситуации, когда боец оказывался на грани жизни и смерти. Один случай особенно запомнился Зиннуру Давляткировичу.

– Когда воевали в Литве, в бою я остался один. Немцы засекли меня и открыли огонь. Я лишь успел спрятаться за пушкой. Снаряд взорвался совсем рядом, а осколки в другую сторону полетели. Чудом остался жив, – говорит герой.

Награды: Орден Славы 3 степени, Красной Звезды, Отечественной войны первой степени, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Белоруссии» и другие.

«Круглосуточно стояли на посту с винтовкой»

Евдокии Матвеевне Князевой из Завьяловского района нынче исполнилось уже 96 лет! На борьбу с фашистскими захватчиками ее призвали в 21 год. Служила в войсках воздушной обороны в Москве. Евдокия Матвеевна воспитала шестерых замечательных детей, у нее 12 внуков, 20 правнуков.

– Я служила в аэростатных частях. Мы поднимали в небо большие надувные аэростаты и охраняли их. День и ночь стояли на посту с винтовкой. Сидеть запрещали. Одна из девушек присела отдохнуть, за это дали наряд вне очереди. Ей стало так стыдно, что она застрелилась, – вспоминает героиня.


Фото: Анастасия Малышева

Бывали и радостные моменты на войне. Как говорит Евдокия Матвеевна, в Москве часто давали салюты.

– Если наши солдаты город брали, в Москве в честь этого салют был. Завод, на котором я служила, находился почти в центре города. Мы видели все салюты. За каждый взятый город.

Все очень ждали победы. Особенно хотелось домой к семье. А когда война закончилась, поверили не сразу.

– Ночь была, все спали. Часов в 10-11 к нам забегают, кричат: «Девки, девки, вставайте, война кончилась!». Мы начали от радости по кроватям прыгать, подушками кидаться, обниматься. Нам предлагали жить в Москве. Работу обещали дать, комнату в общежитии на первое время. Но из нас никто не остался. Все домой хотели. К семье.

Награды: медали «За отвагу», «За битву под Москвой», орден Отечественной войны.

«После смерти отца я рвался на фронт»

Дмитрий Васильевич Пивоваров родился в Сарапульском районе, в селе Козлово. В 1941 году на фронт забрали его отца. А в 1942 пришла похоронка: отец погиб под Ржевом. В 17 лет Дмитрия Васильевича призвали на службу в Чехословацкую армию.

– Там было много чехов, а русских специалистов не хватало. Формировали летные экипажи. Я был воздушным стрелком. Мы летали на русских самолетах ИЛ-2. Бомбили аэродромы немецкой армии, железнодорожные узлы, базы с техникой в Чехословакии и Польше. Для нас, молодых парней, это было событием.

Дмитрий Васильевич рассказывает, что на войне случалось всякое. Было страшно летать, но служба есть служба. Чувствовали долг перед Родиной.


Фото: Анастасия Малышева

– Один раз ночью мы летели в облаках. И отказал мотор. Командир говорит: «Слышишь, мотор не работает? Готовься прыгать». А там прыгать некуда. Делали все что могли, лишь бы не упасть. А потом мотор завелся, и мы приземлились. Утром этот мотор инженеры «гоняли», пытались найти причину, почему работать перестал.

В апреле уже чувствовали, что война скоро закончится. Ждали, когда немцы сдадутся.

– За несколько дней до победы мы летать перестали. Знали, что война скоро кончится. Сидели 9 мая у самолетов, ждали приказа. Смотрим, бежит дежурный и кричит: «Война кончилась!». Все кричали и обнимались. Повсюду были слышны залпы пушек и пулеметов.

Награды: медали «За освобождение Чехословакии», «За храбрость».