Top.Mail.Ru
20 апреля 2016 12:09
Особый случай

Ижевские врачи спасли 17-летнего парня, умиравшего в хосписе

Рома Князев, получивший серьезное поражение мозга, заново научился говорить и ходить.

Сергей Грачев
Сергей Грачев

Вот уже несколько месяцев 17-летний Роман Князев из Глазова заново учится ходить, бегать и разговаривать. 6 июня он, пытаясь переплыть реку, начал тонуть. Юношу чудом удалось спасти, но его мозг получил серьезные повреждения, и почти месяц мальчик провел в коме. Его родные даже не мечтали, что меньше чем через год Рома снова вернется к нормальной жизни.

Рому привезли в Республиканскую детскую психоневрологическую больницу«Нейрон» в июне 2015-го из Глазова. У мальчика был страшный диагноз – поражение коры головного мозга. Он получил его в результате несчастного случая, на фоне остановки дыхания.

– Утром 6 июня Рома с друзьями отправился на пляж, – вспоминает бабушка парня, Валентина Васильевна, которая одна воспитывает внука-сироту. – Я уехала на дачу, а спустя пару часов мне позвонили и позвали в больницу – на опознание.

Валентине Васильевне рассказали, что юноша решил переплыть Чепцу. Но сил преодолеть сильное течение у подростка не хватило. На середине реки он начал тонуть. Люди на пляже бросились ему на помощь, но к тому моменту, как Рому вытащили, он уже не дышал.


Автор: Сергей Грачев

– Мне сразу сказали, что сердце заработало, а мозг отключился, – рассказывая об этом, Валентина Васильевна даже сейчас не может сдержать слез.– Меня предупредили: он не будет разговаривать, не будет ходить и даже слышать... Но я не верила.

Рома находился в реанимации около 3 недель, а в конце июня как безнадежного его перевели в Ижевск в хоспис «Нейрона». Он по-прежнему был в коме. Ижевские специалисты обследовали мальчика. Состояние было критическим – была повреждена кора головного мозга. Надежды на то, что он когда-нибудь сможет говорить или самостоятельно о себе заботиться, практически не было.

Как в кино

Валентина приехала в «Нейрон» вместе с Ромой. Юноша был в коме, а женщина сидела рядом, надеясь, что ее любимый внук все же откроет глаза. Дни шли, но ничего не менялось.

– Рома долго не приходил в сознание, – рассказывают врачи. – Самостоятельно не мог ни есть, ни пить, у него периодически случались судороги. Коллегиально мы решили, что шанс, хоть и небольшой, есть. С первого дня юноше стали давать препараты, уменьшающие отек мозга, питающие и восстанавливающие клетки головного мозга. И вот, наконец, он начал открывать глаза, а судороги стали редкими. Кома отступила.

Появилась надежда! Бабушка плакала, молилась, но не отходила от кровати. Женщина верила, что мальчик придет в себя. И о чудо! Еще через пару недель спал отек мозга. Началась работа реабилитологов. Ежедневно специалисты «Нейрона» занимались с мальчиком лечебной физкультурой, войта-терапией, делали массаж, подключили занятия с логопедом.


Автор: Сергей Грачев

– Он прошел все этапы, через которые проходят младенцы в своем развитии, – говорят врачи. – Сначала начал приходить в сознание, потом садиться. Правда, говорить не мог, лишь издавал невнятные звуки. Общаться приходилось, как в кино, подходили к нему и говорили: «Если понимаешь нас, моргни или сожми руку».

Каждому новому достижению радовались и медики, и бабушка, и сам юноша. Вот Ромка смог без помощи врачей проглотить несколько ложек каши. Вот снова начал говорить. Победы были маленькими, но в то же время – важными.

Вскоре к подростку вернулись эмоции – он начал смущаться, лениться, радоваться.

– Даем ему собрать мозаику, чтобы проверить моторные навыки, а он отказывается и обижается – взрослый же парень, а мы ему детские задание предлагаем, – рассказывают сотрудники «Нейрона». – Просим его бросить нам мячик, а он говорит – я не маленький, это же легко. Пробует кинуть, а не получается…

Бабушка неудачи внука переживала как свои. Повторяла: «У нас все получится, вот увидишь».

17-летний Рома как новорожденный прошел все этапы: научился сидеть, говорить, ходить

«Вам повезет, если он хотя бы сядет»

Из-за несчастного случая Рома забыл все, что знал и умел. Его пришлось заново учить и читать, и считать, и пользоваться техникой. С мальчиком занимались специалисты «Нейрона».

Настоящей победой стали первые шаги. Ведь даже казанский профессор-реабилитолог, осмотревшая подростка в июне, предупредила ижевских медиков: «Вам повезет, если он хотя бы сядет».

Но упорство Ромы и ежедневный труд врачей и его бабушки победили. Когда в начале октября юноша вернулся домой, в Глазов, он уже мог общаться и самостоятельно ходить. Сначала неуверенно, держась за бабушкину руку, плечо к плечу. А потом самостоятельно, впереди Валентины Васильевны.


Автор: Сергей Грачев

Хочет вернуться в Суворовское училище

Сейчас мальчик с бабушкой живут в Глазове. В неврологическое отделение «Нейрона» приезжают раз в несколько месяцев на курсы реабилитации. Врачи говорят: хотя моторные функции восстановились не полностью, худшее уже позади.

– Если Рома будет продолжать лечение, то уже через год сможет бегать, прыгать, – утверждают медики. – Может быть, ученым ему не стать, но он сможет самостоятельно о себе заботиться, получить образование и профессию.

Кстати, сам Рома, который до летней трагедии несколько лет учился в Суворовском училище в Казани, задумывается о том, чтобы вернуться.

– Первое, что он спросил, когда пришел в себя: «Где моя форма, бабушка?» – рассказывает Валентина Васильевна. – Следующий год мы, наверное, будем заниматься дома – найдем репетиторов. А потом можно будет вернуться в 10 класс и снова поступить в училище или техникум.

Врачи говорят, что Рома сможет жить нормальной жизнью

– Я пока не знаю, куда пойду учиться, – говорит Рома. Он все еще немного стесняется незнакомых людей и потому неразговорчив. – Пока думаю.

Впереди большая работа, и сдаваться рано. Ежедневно подросток отжимается и «качает» пресс, развивает мышцы, читает. И врачи радуются – ведь чтобы победить болезнь, нужны не только таблетки, но и доверие к врачам и, самое главное, вера самих людей в возможное выздоровление.


Автор: Сергей Грачев

Если бы не врачи, я бы опустила руки, – говорит бабушка. – Когда я думала, что теряю веру, ко мне подходили сотрудники больницы, убеждали, что все будет хорошо. Они совершили настоящее чудо, и я им очень благодарна.