Сарапульчанка Капитолина Ядрова однажды случайно начала создавать прелестные интерьерные игрушки из меха, кожи и полимерной глины. Образы для изделий она берет из сериалов, игр и мультфильмов, а еще из собственно созданного лора (вымышленного мира). Мы пообщались с мастерицей и узнали, сложно ли создавать игрушки в виде фэнтезийных (и не только) животных и какие материалы для этого требуются.
Случайно стала заниматься созданием авторских игрушек
Творчеством Капитолина начала заниматься в ранние годы. А затем окончила художественную школу. Там сарапульчанке нравилось лепить из глины. Но не срослось. Тогда она решила поступать на факультет дизайна Сарапульского техникума машиностроения и информационных технологий (СТМиИТ). На третьем курсе студентов обязывали собирать дипломы, грамоты и участвовать во всех творческих конкурсах. Капитолина тоже решила собрать портфолио.
«Как-то раз я нашла конкурс рисунков ВКонтакте, который проводила одна мастерица. Она шила игрушки в смешанной технике. Мне стало интересно, и тогда я тоже решила поучаствовать. Хоть в конкурсе я не выиграла, но наблюдала за процессом создания работ для первых-третьих мест и подумала, что это очень круто».
Тогда Капитолина заинтересовалась, есть ли еще какие-то интересные мастера из этой области. И наткнулась на целую кучу мастерских.
«Было очень интересно, как это все создается. И некоторые мастера периодически кидали видео с процессами создания своих работ. Я подумала, что, в принципе, в этом нет ничего особо сложного».
Тогда мастерица нашла у себя дома ткань, воздушный пластилин, чтобы сделать массу для лепки, и попробовала создать грифона.
«Мне очень хотелось сделать именно грифона. Он, конечно, был не очень красивым, потому что масса сложно держала форму, вздувалась, а четкие части из-за этого размылись».
Но на этом девушка не остановилась. Со временем она подкопила деньги, откладывая их со стипендии, и закупила нормальные материалы – поискала, где купить полимерную глину, нашла пластиковый скелет и приступила к работе.
«Я видела, как мастерица Юлия Гасс создавала лисичку, и подумала, что очень хочу так же. С этого момента каждая игрушка выходила все лучше и лучше. Я стала исправлять прошлые ошибки, которые допускала на прошедших этапах».
Уже позже, после техникума, Капитолина поступила в Удмуртский государственный университет (УдГУ) на специальность «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», чтобы поискать новые материалы и приемы, которые могла бы использовать в авторской кукле.
Специально мастерица нигде этому не училась. А создавать игрушки стало получаться, признается девушка, благодаря ее насмотренности и увлеченности этапами работы.
Так у Капитолины это переросло не только в хобби, но и в работу. Сейчас девушка работает керамистом в ДК «Электрон», а дома на заказ шьет свои игрушки.
«Почему именно игрушки? Мне они просто нравились. Вообще, мне нравилось все, что можно было покрутить, повертеть, разные животные, птицы. Поэтому и увлеклась. Сперва я вообще начинала с бисера, плела объемные фигурки. Конечно, ими я и играла, дарила кому-то».
Помощников у Капитолины нет, работает она самостоятельно.
Кожа, мех и глина
Идеи для создания игрушек Капитолина придумывает сама, выбрав цветовую палитру и сделав эскиз. Либо же подсматривает персонажей в мультфильмах, сериалах, играх и делает понравившихся ей животных.
Обычно для создания игрушки и ее обшивки мастерица использует мех, любит работать с плюшем и кожзамом. Все материалы она покупает на маркетплейсах у продавцов, с которыми работают многие мастера.
Самые сложные материалы, с которыми она работает, – кожа и кожзам, потому что из них нужно делать четкие выкройки.
«Когда нужно распарывать части игрушки из этих материалов, то повторно пришить без дырочек не получится, поэтому приходится делать новую часть».
Сложность в создании игрушки, по словам Капитолины, в том, что каркас требует очень много внимания – как анатомически, так и технически, его требуется укреплять проволокой. А еще самая сложная часть процесса создания наступает, когда нужно слепить мордочку или лапку.
«Сейчас у меня начались другие преграды. Я думаю о том, как, например, делать перепонки, особенно, если их много. Это выходит очень муторно и долго. Ну и самая интересная часть – обшивка. Это приносит мне такое удовольствие! И, конечно же, стрижка игрушки, если я работаю с мехом».
Для твердых частей игрушки, лапок и мордочки, Капитолина использует полимерную глину – цернит. Она, говорит мастерица, более прочная, чем другие виды глины.
Из инструментов у Капитолины есть еще силиконовые кисти, которыми она придает игрушкам фактуру – ямочки, прорисовывает мордочки, формирует веки.
Для создания бескаркасной игрушки можно взять, например, выкройку из интернета, сделать ей пузико, слепить и приклеить/пришить лапки. А вот с каркасной игрушкой сложнее – сначала нужно определиться с размером будущей работы, сделать эскиз, измерить скелет, прикладывая проволоку, слепить твердые части (лапки и мордочку), которые запекаются в печи. Затем в процессе создания игрушки – покраска частей акрилом и лаком. Главное, чтобы краска не собирала на себя всякий ворс.
Когда части из полимерной глины окрашены, начинается этап формирования тела с помощью синтепона – его нужно обмотать ниткой для формирования мышечной и изящной формы. А уже затем все обшивается петельным швом.
«В самый последний момент я создаю голову, чтобы она не оказалась слишком большой или маленькой. Для глаз я использую стеклянные кабошоны, которые расписываю вручную, либо же распечатываю радужку глаза на принтере. А уже потом делаю мордочку – леплю, запекаю, покрываю лаком, приклеиваю к голове шею, а стык обклеиваю мехом, чтобы сделать плавный переход. С кожей и плюшем это сделать сложнее».
Над игрушкой Капитолина работает минимум два дня. Это только чтобы сделать 5-сантиметровое изделие. На игрушку среднего размера уходит неделя, а более крупные могут создаваться и несколько месяцев.
Любимого образа для игрушек у мастерицы нет, ведь Капитолина делает эксклюзивные игрушки, которые не повторяются. Только если это не по фильмам или мультикам, тогда можно сделать и повтор.
«Недавно я сделала молды (формочки) для отливки мордочек кошечек, сов и лис. Форма одинаковая, но окраска или наличие дополнительных деталей – крыльев, хвостов, которых может быть несколько, – будет отличаться. Невозможно полностью повторить игрушки. Это ручная работа. Даже если попытаться сделать одинаковые – не выйдет. Все равно будут отличия».
Капитолине сложно расставаться с игрушками, которые были созданы по придуманным ей персонажам.
«У меня есть свой лор, свои истории, которые я продумываю и пишу. Некоторых придуманных мной персонажей я воплощаю в своих игрушках. Их я не продаю, они остаются для меня. Сейчас я вспоминаю свою первую игрушку – она кривая, голова большая в сравнении с телом, проволока тоже не очень крепкая. Я хочу снова повторить этого персонажа. Даже если я снова воплощу этот образ, игрушку я продать не смогу. Она останется у меня».
Недавно у Капитолины, например, заказали воплотить в жизнь знак зодиака к Новому году – скорпиона.
«Я рада, что мои игрушки любят не только дети, подростки, но и более зрелые, взрослые люди. Это очень здорово».
У мастерицы бывают и периоды, когда она устает от создания кукол. Чтобы не выгорать, иногда она дает себе неделю на отдых. Но все равно постоянно что-то делает.
«Я шью еще и потому, что это не просто приятное времяпровождение, но и дополнительная работа, от которой я получаю заработок. Создаю игрушки я дома, мастерской у меня нет. Конечно, хотелось бы место со стильным столом, хорошим освещением, с возможностью хранить материалы, а их очень много. Я надеюсь, что со временем открою свою мастерскую».
Сейчас днем она создает керамические изделия на работе, а по вечерам, когда можно расслабиться и включить сериал, шьет игрушки. У Капитолины большие планы – она хочет воплотить в своих изделиях персонажей из мультфильмов студии Disney, сериалов, фильмов и своих персонажей. Но пока создает то, что может быстро сделать на продажу.
«У меня все основано на шитье и лепке. Сейчас я создаю подвески, магнитики к Новому году, готовлюсь к ярмаркам. А помимо творчества и рукоделия, люблю смотреть сериалы, каждое лето езжу в другой город к подруге, вместе мы ходим на рыбалку. Но в основном моя жизнь – создание авторских кукол».