Top.Mail.Ru
9 мая 2011 16:47
Общество

Ветераны Ижевска вспоминают войну: вместо хлеба ели муку, а в сорокаградусный мороз спали на соломе

Люди, которые в годы Великой Отечественной войны ежедневно совершали подвиги, рассказали нам о жизни на фронте и в тылу.<фото+ видео>

gramoteyka-k.ru
gramoteyka-k.ru

Наше поколение такие сюжеты наверняка видело только в фильмах: хрупкие девушки с винтовками охраняли палатки офицеров; на глазах юношей шесть солдат расстреливали одного дезертира; под строем фронтовиков водили питаться в поле… Им же, участникам Великой Отечественной войны, довелось в 1941-45 годы испытать все это на себе. События того времени навсегда останутся в их памяти.

 

Василий Александрович Гуркин, ветеран Великой Отечественной войны.

На войну ушел из Тверской области, о победе узнал в Польше.

«Вместо хлеба давали кружку муки»

-Когда началась война мне было 17 лет. Я, воспитанный патриотом, сразу сказал – наши победят! В 1943 году нас приняли в комсомол, мы получили повестки и пошли в военкомат. Из города Удомля (Тверская область) повезли в запасной полк, который находился в 80 км от Йошкар-Олы. Поселили в лесу, в землянках. Матрасом служила шинель, вместо подушки – вещмешок, одеялом – плащ-палатка. Так мы жили 2 месяца. Ходили заниматься на стрельбища. 31 декабря 1944 года посадили в вагон для отправки на фронт. Выдали еду в пакетах, которую мы сами готовили на печке в вагоне, во время остановок поезда. Когда заканчивался хлеб, давали сухари, заканчивались сухари, давали кружку муки на сутки, - рассказывает Василий Александрович. - Что мы с ней должны были делать? Перемешали паек с мукой, прижали массу с одной стороны к вагонной печке и держали. Приготовится, переворачиваем, держим другой стороной. Это и ели. А вот уже когда приехали на фронт, там хорошо накормили, как сейчас помню, дали щи и кашу рисовую с консервами.

«Засыпали на общих собраниях»

- В полку были русские,таджики, татары и узбеки. В свободное время всех нас собирал политработник, и начиналось обсуждение текущих дел. По-русски "иностранцы" не понимали, поэтому, было и такое, что засыпали они на таких «дискуссиях».

«От смерти спас крестик»

- Когда мама отправляла на фронт, надела крест на шею и благословила. Отца убили в 41-году, поэтому родные сказали – ты должен вернуться домой живым. И в первом же бою, когда мы с младшим лейтенантом бежали в соседнюю часть, попали под пулеметный обстрел. Он упал, я упал за ним. Тогда он спросил «Товарищ старший лейтенант, вы ранены?». Я говорю «Нет, поползли!». А если бы пуля попала в нас, то могли бы умереть. Бог нас сохранил живыми! Хотя о том, что будешь ранен, останешься калекой или умрешь, никогда не задумывались. Не было времени размышлять об этом, воевать нужно было. Домой так и писали - «завтра в бой, если останусь жив, напишу письмо».

«Одного дезертира расстреляло 6 солдат»

- Мужчину из Тульской области поймали во время побега и осудили. Военный трибунал приговорил его к расстрелу. Вырыли яму под размеры человеческого тела. Поставили его около нее. Зачитали приговор: за дезертирство – расстрел. В 6 м от него стояли 6 солдат. Сержант скомандовал «Заряжай», «По дезертиру огонь». Все выстрелили... Врач подошла к телу, подтвердила факт смерти. Бывшего бойца взяли за руки и за ноги, подтащили к яме и бросили туда…Зарыли,потоптали, чтобы не было видно никакого бугорка и батальон ушел как ни в чем не бывало... Эта жуткая история запомнилась на всю жизнь. А тех, кто пытался сам застрелиться, вылечивали, но потом также прилюдно расстреливали.

«Фронтовые 100 г пили из ведра»

- Старшина садился на табуретку, у него между ног стояло ведро с разведенным спиртом. Граненой стограммовой стопкой он черпал его. Остальные стояли в очереди. Он черпает, отдает, первый выпил, пошел, подходит следующий. Но так угощали конечно не каждый день, а только перед праздниками. Кто не пил, передавал свою рюмку другому. Тогда старший спрашивал: «Так, вы что, со 100 г так опьянели?», тот отвечал «Так точно, товарищ капитан», «Ну ладно…иди отдыхай пока».

«От занятий любовью на войне воздерживались»

- На войне была опасность заразиться венерическими заболеваниями. Потому что немцы тоже любили русских девушек, а после них мы уже не рисковали. Я, например, воздерживался, поэтому сейчас у меня хорошая, здоровая семья. Половое воздержание, это не вредно, это полезно. И не правда, что в самоволку бегают, что нет терпения. Ведь было и такое, что сифилисом заболевали.

Виктор Игнатьевич Ярков, кавалер орденов Славы и Красной звезды. Воевать отправился из Сибири, победу встретил в Чехии.

 

«Махали деревянными саблями, воображая себя солдатами»

В 41-м парнишке Вите было 15 лет. Тогда, он и не знал, что такое война и что на ней нужно делать.

- Перед войной старики говорили: что-то неладное происходит. Ребята с Дальнего Востока только весной демобилизовались, а в июне их снова призвали в армию. Это и насторожило всех, - вспоминает Виктор Игнатьевич. - О том, что война началась, узнали только через несколько дней. Какая может быть реакция у 15-летних пацанов? Мы бегали по деревне, размахивали деревянными саблями, воображая из себя бравых солдат. Понятия тогда не имели в чем «соль» войны.

«Воевать только в новой обуви»

Но уже в 1943-м Виктора призвали в учебный центр Красноярска. А оттуда через 7 месяцев, его в числе 700 человек в эшелонах отправили в Нижний Тагил учиться на танкистов.

- Там мы настраивали военную технику. «Грызли науку» день и ночь. Необученных на войну не отправляли! – говорит ветеран ВОВ. – После выпуска их пехотного училища наш взвод сводили в баню. Затем ночью привели в казарму на 200 мест. Тогда старшина сказал: «Ну ребятки, вот давайте, у кого бушлаты старенькие – берите поновее, ботинки у кого порвались – тоже, возьмите себе новые. Пока народ спит, замените их ботинки, чтобы пойти воевать в новой обуви». Навсегда запомню этот момент… переживал за своих бойцов тогда старшина.

«На вагоностроительном заводе выпускали танки»

- Отправили нас в запасной полк вагоностроительного завода, но в то время там выпускали танки. Среди своих однополчан я был самым молодым, стал заряжающим танка. Боевые порядки танков отрабатывали в пешем строю: углом вперед, углом назад экипажи месили снег. А потом получили танки на заводе, тут же сделали обкатку, загнали на завод, устранили недостатки, поехали. Куда едем узнали только на месте прибытия.

«Ни одна девочка не пойдет за тебя замуж, если ты не был в армии»

- Все наше поколение прошло через армию. Ведь ни одна девчонка не пойдет за тебя замуж, если ты не служил! Считалось, что если парень не был в армии то он «с дефектом». Но тогда из 28 человек нашего батальона в живых остались единицы. Сначала мы освобождали Польшу, затем повернули на Чехословакию, оттуда на Германию, окружили Берлин и поехали помогать освобождать чехов. Там и встретили Победу.

Виктор Игнатьевич, будучи в составе экипажа, действуя из засады уничтожил 2 бронетранспортера и одно самоходное орудие СУ-75, при этом лично взял в плен 18 солдат и офицеров противника. 

Александра Александровна Кузнецова, ветеран Великой Отечественной войны.

Из Малой Пурги ушла на войну, победу отпраздновала в Мурманске.

«Женщины предчувствовали беду – пели прощальную песню»

- Старшего брата взяли в армию еще до войны – 21 июня она началась, а 16-го его забрали. Отправляли его из Агрыза. Но нас даже не подпустили к вагонам, чтобы попрощаться. Тогда и поняли – что-то не хорошее всех ждет. Женщины тоже как будто чувствовали – вечерами ходили пели жалобную песню. Потом младший брат с отцом пришли, сказали, что война началась и сейчас всех нас заберут. Но этого не случилось. Сначала отправляли воевать мужчин, а потом уже женщин. Я на войну идти не хотела, дома оставалась слепая мама, за которой нужно было ухаживать. Но предупредили – неужели пойдешь против советской власти?

«Соседний вагон разгромила бомба»

- 2 декабря, ночью нас отправили в Сарапул. Со всей Удмуртии там собрали 480 женщин. Оттуда на товарняке поехали в Магнитогорск. Тогда в соседний вагон попала бомба, не знаю, остался ли кто живой…После этого появился постоянный страх – а вдруг взорвемся? В Магнитогорске жили в казарме, спали на соломе (при том, что на улице было -40!). Перед тем, как идти воевать учили пользоваться винтовками, вести военные дела. Кормили очень плохо. 200 г хлеба должно было хватить на сутки. Под строем водили кушать в поле – искать картошку. Было очень холодно, поэтому нас заставляли петь песни и бежать. Потом кирками копали огромные землянки. Некоторые от бессилия падали, ревели навзрыд.

«Женщины охраняли мужчин»

- Уже в марте мы поехали в Мурманск на защиту Польского залива. Там ремонтировали оружие, отправляли его на фронт и стояли на обороне - охраняли мужчин-офицеров, когда они в палатках решали военные дела.

Уважаемые ветераны Великой Отечественной войны! Газета "Центр" и портал "Я люблю Ижевск" поздравляет Вас с 9 мая! Спасибо за Победу, за каждый отстоявший дом, за небо чистое, за веру, за то, что мы теперь живем!

Благодарим за помощь в подготовке материала участников проекта «Наша общая Победа»: Марину Попову, Анастасию Бочкареву и Айдара Идрисова.