На конкурс детских рисунков, посвященный Великой Победе, читатели прислали в нашу редакцию несколько десятков работ. Самому младшему из юных художников - 4 года, самой старшей участнице конкурса - 13 лет. Задача перед ребятами стояла сложная - они рисовали то, чего сами не видели. И даже рассказы о войне и победе многие из них услышали не из первых уст: теперь уже не в каждой семье есть живые очевидцы событий 66-летней давности. И все-таки рисунки получились очень похожими на то, что 20 и 30 лет назад рисовали их мамы и папы. Это значит, мы все еще помним. И по-прежнему гордимся. О том, как это чувство передается в поколениях, мы расспросили взрослых, которые помогали детям готовить конкурсные работы.
«К счастью, наши дети не понимают, что такое война»
Наши дети уже не понимают, что такое война. Безусловно, это к счастью. Но в то же время хотелось бы, чтобы они знали о ней все, уважали ветеранов войны и любили родину. Поэтому я пытаюсь искать другую альтернативу, через мультики или компьютерные игры я рассказываю сыну о том, что такая война была на самом деле, что его прадедушка воевал и защищал родину. О том, что летали самолеты и стреляли танки. Я показала сыну медали деда. Ему было очень интересно разглядывать медали, и он даже сказал, что, когда вырастет, у него тоже будут такие медали, и я буду им гордиться.
Семенова Надежда - мама
«Я объясняла детям войну через символы»
Чтобы объяснить детям, что такое война, я сравнивала ястреба, как страшную, сильную птицу, символизирующую войну, и голубя - птицу мира. Рисовать военные действия сложнее, поэтому мы рисовали солдат, любовь, салют. Чувства радости и праздника после победы.
Руководитель изодеятельности МДОУ № 250 Ханова Наталья
«Детям нравится слушать рассказы ветеранов»
- Просто так детей трудно было привлечь к рисункам на тему победы. У нас есть очень много материалов о войне. В зависимости от возраста мы показываем ученикам фильмы, чтобы наглядно дети видели и представляли себе весь ужас, страх войны, чтобы возродить чувства гордости за свою Родину. Мы приглашаем в школу на встречу с детьми ветеранов войны. Детям очень интересно слушать рассказы из первоисточников - от людей, которые все это пережили. После этого они загораются, у них появляется интерес.
Старший воспитатель республиканской школы искусств Любовь Федорова
Особое мнение
«Нужно больше говорить о войне»
- К сожалению, мы сейчас говорим о войне только накануне Дня Победы. В школе этой теме отводится очень мало часов, и за неимением времени учителя о многом не говорят. Например, о том, какие планы были у гитлеровской Германии накануне войны. Если бы дети читали эти документы, они бы сказали: «Да, мы совершили подвиг, равного которому нет». А когда на тему «Великая Отечественная война» дается 4-5 часов, невозможно объяснить значение событий, можно только перечислить даты и факты.
В результате для сегодняшней молодежи война - это далекое-далекое прошлое, но не дай Бог, если оно будет забыто. В истории народа нашей страны не очень много праздников, которыми гордится все общество, независимо от того, на какой ступеньке социальной лестницы человек находится. День Победы - это праздник, объединяющий народ. Нельзя забывать, прежде всего, что война объединила государственную элиту и обычный народ. Вот о чем нужно говорить сегодня, а не только о количестве танков и самолетов.
Татьяна Ефремова, заведующая кафедры новейшей и отечественной истории УдГУ
«Компьютерно-патриотическое воспитание»
Я не понимаю, почему мамы и папы ограничивают детей в компьютерных «военных стрелялках». Наоборот, я бы рекомендовал их к прохождению параллельно изучению истории Второй мировой в школе. Особенно две серии - Medal of Honor и Call of Duty.
Насколько страшна была та война, я понял на уровне «Сталинградская битва», когда героя, бойца штрафбата, вместе с толпой «штрафников» бросают без оружия на немецкий укрепрайон, а прятаться от пуль приходится за телами погибших. И на взятии Берлина, когда каждый метр «проползаешь» с 30-40 раза и диким чувством осознания, что в реальности тот метр давался армии десятками и сотнями погибших солдат.
И еще один нюанс. В играх - огромное количество техники и оружия, воссозданного до мелочей. И многих друзей именно игры привели на почву серьезного увлечения историей.
Андрей Попов, журналист
«Земля сказала: «Победа!»
Про войну я узнала на уроках истории, а также мне об этом рассказывали родители. Поэтому я нарисовала такую красочную картину. Потому что была Победа! Люди, которые узнали об этой новости, плакали. Но это слезы не от горя, а от радости. У танков и самолетов пушки превратились в цветы. Я нарисовала рисунок, потому что земля освободилась от войны и сказала: «Победа!».
Ямалиева Алсу, 9 лет
«Огонь живой»
Волнуется, дрожит огонь живой,
То встанет, то наклонится он гибко.
Сердце озаряет, горит не сгорая
Памяти нашей священный огонь.
Балобанова Анастасия, 13 лет
«Конец испытаньям»
Победа! Победа! -
Проносится по всей стране.
Конец испытаньям и бедам,
Конец этой страшной войне.
Балобанов Женя, 6 лет
«Мы их победили»!
- Там Германия и французы пушками Россию взрывали. Но мы все равно их победили.
- Это, говорят, очень страшно было. Дети, как мы, не учились и в садик не ходили, а работали.
- 9 мая будет праздник - 66 лет Великой Отечественной войне, мы с родителями пойдем поздравлять бабушек и дедушек.
Детский сад № 250, старшая группа
«Мы им бац-бац»!
- Пушки везде бомбили, с самолетов бомбы кидали на людей, как на компьютере все взрывалось. Плохие дяди обижали хороших - нас. А мы потом им бац-бац! и всех их взорвали. И потом все плакали, потому что им больно было…
Дима Михайлов
Детский сад № 291, средняя группа
Лучшие рисунки на тему войны и Победы выбирают посетители нашего сайта. Сейчас по числу голосов лидируют Алсу Ямалиева, Анастасия Балобанова и Женя Балобанов. Присоединяйтесь с голосованию!
Евгений Ворончихин "Военные связисты"
Алиса Ельцова "Я помню, я горжусь"
Слава Матвеев "Солдат великой войны"