9 мая 2015 года по всей России пройдет грандиозное юбилейное празднование 70-летия победы Великой Отечественной войны. Наряду с парадными полками в шествии примет участие техника времен войны и современные военные комплексы. В Ижевске, на протяжении 5 лет, отреставрированные автомобили выставят самые крупные оборонно-промышленные предприятия города и Республики, а также частные коллекционеры и энтузиасты.
Колонна «Ижевского мотозавода «Аксион-холдинг»
Сбор коллекции ретротехники начался 10 лет назад. В автопарке завода сейчас насчитывает 8 единиц автомобилей и мотоциклов разных времен.
Мотоцикл «Ирбит» М72 с прицепом, на котором установлены мотоциклы «ИЖ-7» и «ИЖ-9».
Серийное производство мотоциклов началось с модели «ИЖ-7» с 1934 по 1938 год. В довоенные годы, с 1940 по 1941 год, выпускались мотоциклы «ИЖ-9». После начала Великой Отечественной войны чертежи, оборудование и часть специалистов были переданы в город Ирбит, где выпускались военные мотоциклы, с установленными на них ручными пулеметами Дегтярева.
Штабной автомобиль «ГАЗ-А»
В годы войны на таких автомобилях передвигались командиры полков и штаба. Такая машина была в распоряжении директоров мотозавода с 1940 по 1947 года.
Годы производства: 1932 – 1936.
- Этот автомобиль был приобретен в коллекцию завода в честь первого автомобиля его директоров, - рассказывает начальник ремонтного участка «Аксион» Фирдаус Фатахов. – К сожалению, найденный экземпляр был не на ходу. Поэтому пришлось пойти на хитрость, и установить двигатель и ходовую часть от «Нивы».
«ЗиС-5» с системой залпового огня «БМ-13» «Катюша»
Автомобиль «ЗиС-5» был одним из самых массовых грузовиков Красной Армии времен войны. При реставрации машины, было принято установить модуль направляющих «БМ-13» и превратить ее в легендарную «Катюшу». Реактивные артиллерийские снаряды в годы Отечественной войны производились на 524 заводе, нынешнем «Аксионе».
Годы производства: 1933 – 1958.
- Калибр снаряда: 132 мм.
- Скорость полета снаряда: 350 м/с.
- Дальность полета: 7 км.
- Радиус поражения: 10 м.
«ГАЗ-67»
Советский внедорожник, широко применявшийся в ходе Отечественной войны. Использовался как для перевозки людей, так и в качестве тягача артиллерийских пушек. Ремонтным цехом завода удалось полностью восстановить машину с сохранением всех оригинальных запчастей.
Годы производства: 1943 – 1958.
- Мощность двигателя: 50 л.с.
- Максимальная скорость: 90 км/ч.
- Грузоподъемность: 450 кг или до 1200 кг прицепленной легкой артиллерии.
«Виллис»
Американский джип времен Второй мировой войны. В Советский Союз поставлялся по ленд-лизу, причем количество импортной техники было больше чем, произведено отечественного аналога Газ-67. Работниками завода джип был полностью восстановлен с оригинальным узлами и механизмами.
Годы производства: 1941 – 1945.
- Мощность двигателя: 60 л.с.
- Максимальная скорость: 104 км/ч.
- Грузоподъемность: 250 кг.
- Вся раритетная техника была приобретена у петербургского коллекционера для создания собственной парадной колонны. Выбраны были именно те модели, которые участвовали в Великой Отечественной войне. В то время техника находилась в различном состоянии, и вот уже на протяжении 5 лет она участвует в парадах Победы, - пояснил начальник ремонтного участка.
Колонна «ИЭМЗ «Купол»
Начало коллекционирования техники началось с появления в автопарке завода советского легкового автомобиля ГАЗ-М20 «Победа». После чего, ежегодно стали появляться и другие раритетные автомобили военной и послевоенной эпохи.
ГАЗ-М20 «Победа»
За идеальным состоянием машины директора вот уже на протяжении 50 лет следит водитель Виталий Иванов. К выставлению автомобиля в парадном шествии, «Победу» превратили в открытый кабриолет. В машине по сей день «родные» узлы и агрегаты.
Годы производства: 1946 – 1958.
- Мощность двигателя: 52 л.с.
- Максимальная скорость: 105 км/ч.
85 мм зенитная пушка 52-К
Легендарное зенитное орудие активно использовалось в годы Великой Отечественной войны. Пушка стояла на вооружении до 60-х годов.
Годы производства: 1939 – 1945.
- Калибр: 85 мм.
- Скорость полета снаряда: до 800 м/с.
- Дальность стрельбы: 15,5 км.
- Скорострельность: до 20 выстр/мин.
Зенитно-ракетный комплекс «ОСА»
Советский автоматизированный военный комплекс, производимый на «Ижевском электромеханическом заводе «Купол». Различные модификации этой установки стоят на вооружении многих армий мира.
Годы производства: с 1971 года (4 модификации).
- Мощность двигателя: 300 л.с.
- Максимальная скорость: 70 км/ч.
- Вооружение: до 6 зенитных управляемых ракет.
- Дальность стрельбы: до 10 км.
Зенитно-ракетный комплекс «ТОР»
Тактический комплекс противовоздушной и противоракетной обороны. Выпуск боевой машины на заводе «Купол» начался с 1986 года. В этом году установка впервые появится на параде Победы.
Годы производства: с 1986 года (6 модификаций).
- Мощность двигателя: 840 л.с.
- Максимальная скорость: 65 км/ч.
- Вооружение: 8 зенитных управляемых ракет (до 4-х обстреливаемых целей одновременно).
- Дальность стрельбы: до 12 км.
Колонны энтузиастов и коллекционеров
Свою реставрационную технику также выставила компания ООО «Кедр». В колонне представлены 2 грузовых автомобиля военного времени «ЗИС-5», один из которых переделан под боевую машину «БМ-13 Катюшу» и легковой автомобиль с символичным названием «Победа». По словам представителя техники, необычным хобби по реставрации раритетных автомобилей занимается директор компании. На представленной технике установлены родные двигатели и ходовая часть.
«ЗИС-5», переделанный под боевую машину «БМ-13 Катюшу» и «Победа». |
В ряды колонны завода «Купол» свои восстановленные машины «ГАЗ-69» и «ГАЗ-67» передал бывший работник предприятия, слесарь-инструментальщик Берестов Геннадий.