Вечером 2 марта в библиотеке имени Некрасова прошла встреча с писателем Алексеем Ивановым, приехавшим в Ижевск на премьеру спектакля по одному из первых своих романов - «Общага-на-крови».
Хотя информация о том, что к нам едет один из самых известных писателей современной России, появилась довольно поздно, а реклама мероприятия была скудной, на встречу с Ивановым пришло рекордное количество ижевчан: в зал библиотеки, рассчитанный на 130 мест, набилось около 200 человек. Кстати, среди них было много представителей ижевской интеллигенции - профессор Евгений Шумилов, искусствовед Игорь Кобзев, блоггеры Алла Шумихина и Всеволод Дидковский, музыканты Владимир Лихарев и Сергей Ищенко.
Справка
Алексей Иванов родился 23 ноября 1969 года в Горьком (сейчас Нижний Новгород).
Окончил факультет истории искусств Уральского государственного университета (Свердловск), затем работал учителем, сторожем, гидом-проводником в турфирме.
Первые книги Иванова, написанные еще в 1990-х, опубликовали только в 2003 году, но это стало настоящим прорывом. После выхода романов «Географ глобус пропил» и «Сердце Пармы» об Алексее Иванове заговорили как о состоявшемся писателе, причем одном из лучших в современной России.
При этом большинству россиян Алексей Викторович известен в первую очередь именно как автор культового «Географа» - во многом благодаря тому, что в 2013 году этот роман экранизировали. Главную роль в фильме исполнил Константин Хабенский, картина получила четыре приза фестиваля «Кинотавр» и высшие награды многих других престижных кинофестивалей.
За два с лишним часа Алексей Иванов успел ответить на множество вопросов из зала, причем далеко не все они касались его творчества или тонкостей писательского ремесла. В результате читатели получили несколько весьма нетривиальных и даже громких высказываний - о том, например, что интересного можно найти в «Реальных пацанах», как Иванов относится к истории Ижевска и почему рассказ о нашем городе не вошел в проект Первого канала.
И хотя сам Алексей Викторович - противник всякого рода «топ-листов», но вряд ли имеет смысл пересказывать здесь все, о чем писатель успел поговорить с ижевчанами. Поэтому, для вашего удобства - самые интересные темы, на которые высказался Алексей Иванов в Ижевске.
О том, достоин ли Ижевск отдельной книги:
- Я пишу не о конкретных городах, а об интересных феноменах - таких, например, как сплав железных караванов по реке Чусовой, которому посвящена книга «Золото бунта». В чем феномен Ижевска? Не буду с бухты-барахты говорить, но для меня Ижевск в первую очередь - это город, где находится завод-дворец, город, который славен своим прошлым и который в определенном смысле является эталоном горнозаводского города. Кстати, в книге «Горнозаводская цивилизация» присутствовал и Ижевск - я в вашем городе уже не в первый раз, шнырял тут достаточно основательно и могу себя считать неплохо знающим историю города.
О проекте «Хребет России» и работе с Леонидом Парфеновым:
Я придумал проект «Хребет России», а мой продюсерский центр «ИЮЛЬ» изыскал деньги на него, причем огромные. Например, РАО ЕЭС «Россия» и Анатолий Чубайс дали миллион долларов - это только половина бюджета. На эти деньги мы наняли Леонида Парфенова и студию «Намедни» - они выполняли ту художественную задачу, которую я перед ними ставил. Мне понравилось работать с ними как с профессионалами, но какого-то человеческого отношения к Уралу от них ждать не приходится. Они видели весь мир, их уже Уралом не удивить, и они просто делали свою работу. Хотя, безусловно, Леонид Парфенов - высокий профессионал и суперспециалист.
Этот проект с бюджетом в 2 миллиона долларов стал одним из самых дорогих за всю историю Первого канала - и одним из самых интересных. Фото: Первый канал |
При этом, когда мы только начинали, один высокопоставленный продюсер с Первого канала сказал мне чудовищную вещь: «Никакой федеральный канал не возьмет фильм о провинции больше четырех серий. Вы можете снять 125 серий про любовниц Сталина или про московский дворик. Но про провинцию - четыре и свободен». Приходилось резать, что-то убирать, и в итоге в «Хребет России» не вошло огромное количество того, что можно рассказать об Урале. Например, Ижевск не вошел.
О реакции на то, что происходит в России и мире:
Я не аполитичен, у меня, разумеется, есть точка зрения на все эти события. Но я считаю, что сейчас самое важное - молчать. Все говорят: говорят по телевизору, по радио, в соцсетях. Но самое достойное - это молчать, особенно если ты не специалист в каком-либо вопросе, если ты не компетентен. Если у тебя просто душа хочет высказаться - лучше помолчи.
О том, чем опасен Интернет и социальные сети:
- Соцсети - причина кардинальных изменений в нашем обществе, но в России эти вещи никто не отслеживает - ни культурологи, ни социологи, ни искусствоведы, - а ведь это очень интересно. Законы он-лайна переходят в офф-лайн, и это совершенно неправильно. Взять, например, повсеместную Интернет-безграмотность. Это, безусловно, плохо, но проблема не в этом. Процент тех, кто пишет без ошибок, всегда был ничтожным, и ничего удивительного в этом нет. Другое дело, что в Интернете безграмотность стала легитимной. В реальной жизни вы своему начальнику вряд ли напишите письмо с ошибками, а в Интернете совершенно незнакомому человеку - пожалуйста. В реальном обществе нужно заслужить право голоса, сделать что-то такое, чтобы тебя все услышали. А в Интернете ты автоматически получаешь это право, ничем его не заработав. И мнение академика равно мнению какого-нибудь сопляка-девятиклассника. В Интернете многие вещи решаются коллегиально, хотя в жизни - представьте, например: делать вам или нет операцию, будет решать собрание вашего подъезда.
Тем временем
Самые ожидаемые проекты от Алексея Иванова:
- Роман «Ненастье». Дата выхода: конец марта - начало апреля. Роман о событиях, происходящих в 2008 году в городе Батуеве. В центре сюжета - простой водитель, бывший солдат Афганской войны, который в одиночку устраивает дерзкое ограбление спецфургона, перевозящего выручку большого торгового центра.
- Проект «Тобол». Сейчас Алексей Иванов работает над сценариями для телевизионного сериала и полнометражного фильма, а также документальной книгой и романом об истории Сибири начала XVII века. Дата выхода книг и телефильмов пока неизвестна.