Top.Mail.Ru
1 августа 2014 16:49
Общество

В Ижевске списали последний советский «ЛиАЗ»

Ижевчане вспоминают, почему эти автобусы называли «скотовозами», какие места были лучшими, как летали на кочках и компостировали билеты. 

Эдуарда Карипова, Лены Сахаровой, архив ИПОПАТ
Эдуарда Карипова, Лены Сахаровой, архив ИПОПАТ

31 июля в последний рейс отправился старейший автобус, прослуживший городу более 40 лет - ЛиАЗ-677 (в народе его прозвали «скотовозом» - прим. ред.). В последний раз он проехал по маршруту № 36 - от Буммашевской до Автопарка № 1 на улицу Гагарина.

В Ижевске списали последний советский «ЛиАЗ»   В Ижевске списали последний советский «ЛиАЗ»
 

В салоне создали специальный советский антураж, чтобы каждая его вещь, как частичка прошлого, напоминала о тех счастливых временах. С одной стороны установлен компостер, к которому выстраивалась очередь. С другой - касса-копилка, в которой раньше покупали билеты. На поручнях заботливо подвешены потерянные перчатки и варежки в надежде, что растеряша найдет пропажу.

Из истории ЛиАЗа

В 1969 году первые 10 водителей отправились в Москву на курсы по ознакомлению с новым типом техники - автобусом с гидромеханической передачей. Когда они вернулись, четыре первых ЛиАЗа уже стояли на территории первого парка, и слесари изучали это чудо техники. Самые опытные уже тогда поняли, что эта марка создаст немало проблем и потребует максимум смекалки и грамотности.

Несмотря на интерес к новой технике, мало кто из водителей стремился в первые годы сесть за баранку ЛиАЗ-677. У ремонтников первое недоумение возникло по поводу рессор большого по меркам тех лет автобуса. Передние рессоры были половинчатые на реактивной тяге, а сзади - по два листа рессор. Такой «неприспособленной» машины порой хватало на рейс-два по трудным ижевским маршрутам. Умельцы нашлись быстро, научились переделывать автобусы под требования эксплуатации.

Ижевчане вспоминают: полеты на кочках и самые почетные места в автобусе
Анна Батанова:
Обожала тройное сиденье рядом с водителем! Там тепло и видно всю дорогу через лобовое стекло. Если заняла это место - день задался.

 

Оксана Болонкина:
А я в детстве вбегала первой в пустой автобус на конечной, пробегала до кабины водителя и занимала самое классное место. На колесе с левой стороны салона (раньше там не было места для кондуктора, как и самих кондукторов). Потому что оно самое уютное, теплое зимой, и никто не мешает. Оно как бы обособлено от всей толпы. Можно было сесть туда и просто «уйти» от всего того, что тебя окружает, подумать о своем. А если не успевала его занять, то садилась у кабины водителя с правой стороны салона, ехала боком и смотрела на дорогу.

 

Антон Калашников:
Мой отец - водитель автобуса с многолетним стажем. И, конечно, он тоже работал на этих машинах. Когда я был в детском саду, отец, бывало, брал нас с братом кататься в кабине водителя на таком автобусе. Мы садились на полку над двигателем и смотрели, как дорога бежит и скрывается под панорамным стеклом. Было очень здорово.

 

Елена Кардопольцева:
Я помню компостеры. Был жуткий момент, когда у меня в нем застрял билет! Я тогда была совсем маленькая (по-моему, училась в младшей школе), и страшно переживала, что, во-первых, осталась без билета, и на остановке меня поймают, во-вторых, что теперь никто не сможет прокомпостировать билет из-за меня.

 

Наталья Дресвянникова:
Помню, что у кабины водителя был прикреплен аппарат для самостоятельной «добычи» проездных билетиков. Мы с сестрой всегда старались занять это место, чтобы нам передавали по 5 копеек, а мы старательно выкручивали билеты.

 

Александр Шикалов:
Самое классное место в нем - это стоять сзади. На каждой кочке подлетаешь до потолка, в детстве восторг был неописуемый. А сейчас можно головой удариться.

«С будущей женой познакомился благодаря автобусу»

Ижевчанин Игорь Попов за рулем автобуса 32 года. Из них 28 провел за баранкой ЛиАЗа. И благодарит свою работу, что она помогла свести его с будущей женой.

Игорь Попов,
водитель ЛиАЗа с 28-летним стажем:


Тогда я лежал в больнице и заприметил там хорошенькую медсестру. Но только заприметил, а познакомиться не осмелился. Кларочка работала в 3-ей городской больнице, а училась в медучилище. В следующий раз мы встретились через месяц. Дело было в сентябре. Как помню, народу на рейсе было много, а она меня узнала и подошла. Попросила, если это возможно, ехать быстрее. Я из автобуса все соки выжал, лишь бы вовремя ее на учебу доставить. И в этот же вечер договорился встретить Клару. Так наши отношения и завязались. В этом году, 31 августа, мы отметим 30-летие со дня нашей свадьбы.

Игорь Николаевич признается, что будет скучать по ЛиАЗу, который стал уже другом.

- Бывало, конечно, что автобусы не заводились в морозы, ломались. Приходилось тягачами отбуксовывать. Но техники быстро чинили, восстанавливали, и мы снова принимались за работу. ЛиАЗ был прост в эксплуатации, легко ремонтировался, и в него вкладывались небольшие средства - вот его самые главные преимущества. Но, оказавшись за рулем последнего рейса впервые за 4 года, я честно скажу, что отвык, и мне очень непривычно. Особенно жуткий шум, который стоит в кабине - такой, что аж голова болит.

ЛиАЗ проехал уже 1,5 млн километров

Впервые автобусы ЛиАЗ появились в 60-е годы. И именно с ними связано развитие пассажирских перевозок в Ижевске. На счетчике почетного ветерана пробег почти в 1,5 миллиона километров - кто еще сможет похвастаться такой цифрой!

31 июля 2014 года закончилась целая эпоха - стареньких, дорогих памяти ЛиАЗов.

Сейчас в парк «ИПОПАТа» поступило 19 автобусов, работающих на газу. В дальнейшем в планах приобрести еще 110 таких автобусов для Удмуртии. Напомним, что Удмуртия попала в пилотный проект по реализации, развитию и применению в качестве газомоторного топлива природного газа.

Мы сравнили, чем отличаются автобусы старого поколения от новых. 

В Ижевске списали последний советский «ЛиАЗ»

Есть вопрос: почему автобусы в Ижевске желтого цвета?

Как оказалось, решение «красить» автобусы в желтый цвет при проведении капитального ремонта было принято еще в 90-х годах. Такое решение руководителей предприятия было продиктовано в том числе и тем, что этот цвет привлекает внимание как водителей, так и пешеходов. Именно поэтому он сегодня используется и в дорожной разметке. Как такового нормативного акта, где желтый цвет утвержден как обязательный, не существует. Но уже почти 10 лет поставщики разных автомобильных заводов изготавливают специально для Ижевска именно желтые автобусы. Это традиция, которая стала фирменной отличительной чертой.