Top.Mail.Ru
19 мая 2022 12:32
Образование

«У нас есть большой перекос в отношениях ученик-учитель»: почему в Удмуртии выступают за возвращение трудового воспитания школьников

И как к этому относятся родители

Фото: архив редакции
Фото: архив редакции

Широкий резонанс получило предложение депутатов Госсовета Удмуртии вернуть трудовое воспитание в российские школы. Почему парламентарии обратили внимание на этот вопрос именно сейчас и поддержат ли эту инициативу общественники и преподаватели, выясняли наши коллеги из «КоммерсантЪ-Удмуртия».

Опираться на опыт советской школы

Народные избранники подготовили обращение в адрес Госдумы и правительства страны, чтобы разработать нормативно-правовые акты, которые регулировали бы трудовое воспитание. Особый упор при обосновании сделали на то, что в советской школе эта система была выстроена и помогала как определиться с будущей профессией, так и обеспечить сферу материального производства кадрами.

«К сожалению, последующие реформы в сфере образования привели к тому, что целью образования в школах стало не обучение и воспитание целостной личности, а предоставление, так называемых, образовательных услуг, в рамках которых не нашлось место для формирования у учащихся представлений о труде и трудовой деятельности, как необходимости для формирования полноценной личности», – отметила руководитель фракции «Единая Россия» в республиканском парламенте Елена Дербилова, выступая с текстом обращения.

По мнению инициаторов, прежние реформы оказались нежизнеспособны: сейчас учащихся не привлекают к уборке в классах, дежурству в столовой, работе на пришкольном участке (если речь идет о сельских школах), поэтому у детей нет навыков элементарного обслуживающего труда.

Что предлагают сделать?

Депутаты предлагают на уровне страны обязать школьников участвовать в общественно полезном труде. Конечно, при этом учитывать возрастные особенности, соблюдать все санитарные нормы и правила, охрану труда, и делать это согласно перечню разрешенных видов работ и нагрузок для несовершеннолетних. Кроме того, было бы полезно привлекать учащихся образовательных учреждений к труду на близлежащих предприятиях.

Формы участия могут быть разными: 

  • школьные мастерские; 

  • технопарки;

  • ученические производственные бригады; 

  • трудовые отряды; 

  • летние лагеря труда и отдыха и другие трудовые организации и объединения.

Этот опыт, по мнению авторов документа, положительно повлияет на выбор дальнейшей профессии школьниками.

«Я двумя руками за эту инициативу»

Мнение депутатов поддерживают и общественники, и руководители школ.

«Сейчас учитель не то, что не может заставить ребенка вытирать доску в классе, он вообще не имеет право принуждать к какому-то труду. У нас есть большой перекос в отношениях ученик-учитель, когда ребенок четко знает, и это родителями нередко продвигается, что он в школе ничего делать не должен, он такой иждивенец. Некоторым учителям удается аккуратно привлекать учащихся к такому элементарному труду, субботникам, но действительно бывает, что они натыкаются на резкое противодействие со стороны части родителей», – поделился с изданием председатель Родительского комитета Удмуртии Дмитрий Выдрин.

Об этом же говорит и директор гуманитарно-юридического лицея № 86 Надежда Заварзина. По ее словам, раньше даже дети руководителей республики активно помогали преподавателям, например, мыть полы в классе.

«Сейчас же, когда учитель просит стереть с доски, ему могут ответить, что это не входит в наши обязанности. Воспитывать трудолюбие нужно в семье, перевоспитывать потом в школе детей уже сложно. Раньше дети работали и на пришкольном участке, и в ремонте участвовали. Почему ученик не может болт на парте подтянуть или подкрасить. Сейчас, конечно, много аллергичных детей, но все равно нужно по-хорошему школе помогать. Я двумя руками за эту инициативу», – подчеркнула Заварзина.

Несмотря на опасения, что некоторые родители могут выступить против инициативы, председатель общественной организации «Родительская забота» Нафиса Веретенникова рассчитывает на их поддержку и поддержку со стороны более старшего поколения.

«Сейчас появляется меньше инженеров, математиков, думающих людей. Клиповое мышление развивает в детях и взрослых самолюбование, делает детей более зависимыми, не способными критически оценивать. Труд – это одна из главных скреп общества. Уверена, что уроки трудового воспитания поддержат и родители, и бабушки с дедушками. Чтобы созидать, надо прививать навыки труда».

Что думают люди?

Активно обсуждали инициативу и в социальных сетях IZHLIFE, многие ижевчане поддержали подобную идею приучать детей к труду.

«Давно пора!!! Дети сидят в гаджетах, и лень их одолевает. Многие дети даже не знают где и как эта картошка растёт», – написала ижевчанка Светлана.

«Было бы прекрасно», – добавила Альбина.

«Труд ещё никого не испортил, и уважение к труду будет», – поддержала Ольга.

А вот другая горожанка, Татьяна, имеет несколько иное мнение.

«Так получилось, что школу я заканчивала дважды-первый раз сама, а второй раз вместе с дочерью. И , сравнивая учебную нагрузку, она увеличилась в несколько раз. Жалко сегодняшних школьников. Много того, что не пригодиться никогда! Любовь к труду прививать должны родители, своим примером», – подчеркнула она в своем комментарии.

(Орфография и пунктуация авторов сохранены. – Прим. ред.)