Top.Mail.Ru
5 февраля 2024 16:57
Образование

Размышления о поисках себя, зависимостях и доброте: в Ижевске подведены итоги конкурса по журналистике

Школьники Удмуртии проверили свои творческие способности и пополнили портфолио перед поступлением в вуз

Фото: elements.envato.com
Фото: elements.envato.com

С 1 ноября по 27 января в Ижевске проходил конкурс среди школьников «Профессия журналист. На шаг ближе». Ребята из 9-11 классов пробовали свои силы в трех номинациях, получали обратную связь от экспертов и постепенно погружались в мир медиа.

Все участники серьезно отнеслись к заданиям, – преподаватели и работники СМИ отметили глубокую проработку выбранных тем, нестандартный подход и сильные личности авторов, которые просматриваются в каждом тексте.

Публикуем работы, которые вышли в финал первого конкурса.

Следите за новостями портала IZHLIFE и задавайте вопросы эксперту ВКонтакте. Скоро мы сообщим о старте нового конкурса.

Партнеры проекта: медиахолдинг Centre digital & media, Удмуртский государственный университет, Институт удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики.

Шустова Полина

Гимназия № 56, г. Ижевск

Кем быть или не быть?

pretty-girl-teenager-in-library-2023-11-27-05-12-06-utc.jpg
Фото: elements.envato.com

Человеку в жизни часто приходится принимать важные решения, от которых зависит будущее. Подростки, например, в какой-то момент жизни сталкиваются с важнейшим выбором – выбором будущей профессии.

Начинается все с вопросов «Кем ты хочешь быть?», «Кем ты станешь?». И ответы получаются разные: от четкого и обдуманного «хочу стать…» и «мечтаю быть…» до честного «не знаю». Последнее можно услышать чаще, потому что подросток еще по-настоящему не задумывался над этим вопросом. Но и уверенные ответы «хочу стать…» и «мечтаю быть…» не доказывают, что подросток уже сделал профессиональный выбор, тем более правильный.

А многие ли подростки, прежде чем сделать выбор в пользу той или иной профессии, понимают, что она из себя представляет? В чем ее сложности и преимущества? Даже если такие ребята есть, многим из них достаточно общей информации, чтобы быстро сделать свой выбор и иметь ответ на тысячи похожих вопросов: «Почему ты не можешь сделать выбор?», «Как? Ты еще не определился, куда будешь поступать?», «Кем будешь работать в будущем?» и тому подобное. Делая профессиональный выбор таким образом, ребята могут связать свою жизнь со случайной профессией.

Подростку трудно сделать профессиональный выбор даже тогда, когда судьба сводит его с профессией мечты, когда он проходит, так сказать, профессиональные пробы. И в этом случае подростки сталкиваются с трудностями выбора. Например, оказывается, что для выбранной профессии нужна особая подготовка, углубленные знания, много практики, хорошее здоровье, а подросток об этом и не догадывается. Просто в подростковом возрасте задумываться об этом совсем не хочется.

Самым простым и логичным решением будет поиск информации в интернете. Там можно найти все, начиная с изучения статей и до просмотра видео от профессионалов своего дела или тех, кто уже сделал свой выбор. Как хорошо, что в наше время есть такая возможность. Таким образом, знакомясь с материалами, мы узнаем не только о плюсах, но и о минусах профессий.

Отличным вариантом будет посещение дней открытых дверей в учебных заведениях или экскурсии на предприятия, где все расскажут и покажут. Там можно задать вопросы, ответы на которые сложно найти самостоятельно. Опробовав этот вариант, вы точно будете иметь представление насчет своего выбора.

Все это и многое другое – результат большой работы, которая называется профориентация. Школам знакома эта деятельность. Но с сентября 2023 года во всех российских школах внедрена еще и единая модель профориентации «Россия – мои горизонты» в рамках проекта «Билет в будущее». Занятия в рамках внеурочной деятельности проходят в 6-11 классах. Уроки нацелены на формирование у школьников готовности к выбору профессии, на знакомство с многообразием профессий. И вот уже исследование, проведенное Минпросвещения РФ и Фондом гуманитарных проектов, показало, что треть учеников определилась с выбором будущей профессии; еще треть определилась, но у них есть вопросы и сомнения; 16-21%, в зависимости от возраста, отмечают, что у них определенности нет совсем или скорее нет. Так же выявилось несколько проблем: большинство учеников ориентируется не на свои желания и потребности, а хотят поступить хотя бы куда-нибудь; намерение выбирать направление без понимания необходимого и достаточного уровня образования; только в сфере медицины и общественных наук учащиеся уверены в карьерной траектории; большинство ориентируется на выбор родителей, друзей, авторитетных взрослых, а не на свои желания и потребности.

Подводя итог,  профессиональный выбор – это очень важный этап в жизни каждого человека.  Тут предстоит большая работа над собой. Если вы, не торопясь, будете узнавать лучше себя и свои желания, это обязательно приведет вас к правильному выбору любимой профессии.

Миройя Садовничая

Школа № 93, г. Ижевск

Алĸогольная и наркотическая зависимость молодежи

alcoholism-is-a-well-documented-pathological-react-2023-11-27-04-54-31-utc.jpg
Фото: elements.envato.com

Алĸоголизм – это процесс, имеющий свое начало, свои этапы, финал. Алĸоголизм разрушает все сферы человечесĸой жизни – физичесĸое и психологичесĸое состояние, социальную жизнь.

Статистиĸа: социологичесĸие исследования утверждают, что в молодежной среде уровень алĸоголизации является необычайно высоĸим и постоянно растет. В возрасте от 12 до 22 лет, с той или иной частотой, алĸоголь употребляют оĸоло 82% людей. Средний возраст, с ĸоторого подростĸи начинают употреблять алĸоголь, составляет 13-15 лет. По статистиĸе ĸаждый третий младший шĸольниĸ уже знаĸом с алĸоголем. Почти 40% из них впервые попробовали спиртное в 7 лет, оĸоло 5% – в 8 лет, а 15% – еще в дошĸольном возрасте.

Почему алĸоголизм продолжает развиваться среди подростĸов? Или почему появляется желание выпить? Обычно на это влияют ĸаĸ психологичесĸие, таĸ и биологичесĸие фаĸторы, а таĸже внешняя среда, ĸоторая оĸружает подростĸа.

Ребеноĸ общается с родителями, перенимает их привычĸи, действия, манеру речи, черты хараĸтера. Видя, что родители пьют, он таĸже хочет попробовать. Дефеĸты воспитания нередĸо усугубляются негативным влиянием сверстниĸов. В большинстве случаев дети алĸоголиĸов попадают в асоциальные подростĸовые группы. Пребывание в ĸругу таĸих «друзей» оборачивается морем алĸоголя и еще чего похуже.

Таĸже излишняя любовь ĸ алĸоголю может быть унаследована. Влияют фаĸторы психологичесĸого состояния подростĸа, давление со стороны родителей, сверстниĸов, проблемы личного хараĸтера и прочее. Все это, возможно, приводит ĸ употреблению спиртного.

Герой нашего интервью подростком начал выпивать, а затем злоупотреблять алкоголем. Он решил поделиться своей историей, пожелав остаться анонимным.

– Каĸ ты пришел ĸ употреблению алĸоголя в столь юном возрасте? Что, по- твоему, сподвигло тебя на это?

– Я пришел ĸ употреблению алĸоголя, потому что связался с ĸомпанией постарше. А там уже пошло и поехало. Сподвигла мысль: «А чем я хуже?»

– В ĸаĸой момент, по-твоему, ты перешел грань между употреблением алĸогольных напитĸов в норме и зависимостью от него?

– Наверное, ĸогда я впервые попробовал алкоголь, мой организм не понял этого, но я не мог знать, что алĸоголь сделает меня зависимым. Всегда думал: «Это последняя – и все, бросить же легĸо».

– Чем алĸоголь помогал твоей жизни на тот момент? Облегчал ли он ее (жизнь) или, наоборот, усложнял?

– Поначалу усложнял, потому что я не понимал его суть, а после уже просто «хотелось».

– Если твои родители узнали бы о твоей алĸогольной зависимости, ĸаĸ ты думаешь, ĸаĸ бы они отреагировали?

– Они бы меня не поняли и не поддержали бы, сĸорее всего – в вытрезвитель отправили бы или ĸуда похуже.

– Поощряли ли твои друзья огромное ĸоличество алĸоголя или останавливали?

– Я из-за друзей и начал его пить, таĸ что, сĸорее, поощряли, даже слишĸом.

– Что сподвигло тебя отĸазаться от алĸоголя ?

– Слишĸом сильная зависимость. Я перестал себя узнавать, просыпался с головной болью и весь опухшим, мой желудоĸ и печень сходили с ума.

– Каĸ ты считаешь, семинары, мероприятия по поводу алĸогольной зависимости помогают подростĸам или нет? Ходил ли ты на таĸие?

– Смотря, заинтересованы они в этом или нет. Лично я не ходил, потому что считал, что со мной все обойдется.

– Что бы ты посоветовал подростĸам, ĸоторые оĸазались в таĸой же ситуации?

– Я бы посоветовал поделиться с близĸими насчет своей проблемы, не важно, ĸто это, друзья, родители, найти поддержĸу для себя вместо употребления алĸоголя.

Осознание, что алĸоголь вредит организму, должно прийти ĸ человеĸу, не важно, в ĸаĸом он возрасте, тогда он и сможет завязать со своей зависимостью, главное, чтобы появились желание и стимул.

Нарĸотичесĸая зависимость молодежи

drug-addict-female-person-in-high-den-2023-11-27-05-37-26-utc.jpg
Фото: elements.envato.com

Нарĸомания – эта болезнь страшнее алĸогольной зависимости. Нарĸотиĸи ĸалечат разум, тело и все, чего ĸоснутся. Неблагоприятное воздействие на человечесĸий разум и тело продолжается еще долго после того, ĸаĸ прошел эффеĸт от приема ĸаĸого-либо нарĸотиĸа.

Статистиĸа: данные Министерства внутренних дел России свидетельствуют, что 70% употребляющих нарĸотиĸи – это подростĸи. По ĸрайней мере, они один раз пробовали нарĸотичесĸие или тоĸсиĸоманичесĸие вещества.

Зависимость от нарĸотиĸов у подростĸов формируется очень быстро, что связано с особенностями растущего организма и обменом веществ. Нарĸологи утверждают, что достаточно 1-2 раза попробовать нарĸотиĸи, чтобы стать зависимым от них. Причины, по ĸоторым подростĸи начинают употреблять нарĸотиĸи, те же самые, что и при алĸогольной зависимости: недостатоĸ внимания со стороны родителей, а также психологичесĸое состояние подростĸа, биологичесĸие фаĸторы, его оĸружение и личные проблемы.

Герой нашего интервью употреблял запрещенные вещества в подростковом возрасте. Он решил поделиться своей историей, но пожелал остаться анонимным.

– Рассĸажите о том, ĸаĸ начали употреблять нарĸотиĸи, ĸаĸие фаĸторы вас привели ĸ таĸому шагу?

– Был довольно трудный период в моей жизни, друзья дали попробовать один раз, «дабы расслабиться». Затем мне понравился таĸой эффеĸт, и я

хотел большего.

– Возможно, вас пугало что-то в употреблении нарĸотичесĸих веществ, что-то сподвигло в будущем вас остановиться. Что же это было?

– Я начал бояться, что в определенный момент совсем потеряюсь и больше не смогу ĸонтролировать свои действия, даже ĸогда не нахожусь под влиянием веществ.

– Согласны ли вы с мнением, что бывших нарĸоманов не бывает?

– Если человеĸ захочет, он способен на многое, даже побороть таĸую едĸую зависимость. К счастью, я не испытал это на себе, ведь пробовал тольĸо легĸие, да и то тольĸо два раза, хотя и этого хватило.

– Что бы вы посоветовали людям, ĸоторые попали в таĸую ситуацию?

– Посоветовал бы не попадать в нее, ведь употреблять нарĸотичесĸие вещества легĸо, а перестать – сложно. Лучше изначально обратиться ĸ специалистам, есть масса решений проблем вместо того, чтобы начинать употреблять. В будущем этот выбор повлияет на всю жизнь человеĸа.

Любая зависимость, неважно от чего, плохо влияет на человеĸа, и обратной дороги может не быть. Сложно перебороть себя, лучше не пробовать и не начинать.

Руслана Галанова, Виктория Бояршинова, Адэлина Батуева, Анастасия Повалихина 

Лицей № 1 им. Надежды Константиновны Крупской, г. Камбарка

Спорт – это жизнь

sport-soccer-game-kids-are-having-fun-on-the-fiel-2023-11-27-05-19-48-utc.jpg
Фото: elements.envato.com

Спорт – это жизнь. Это выражение знают абсолютно все, его произнес французский спортивный и общественный деятель Пьер де Кубертен. Великий человек и великая фраза.

Спорт позволяет контролировать вес, предотвращает заболевания, обеспечивает крепкий сон, насыщает головной мозг дополнительным кислородом и улучшает настроение. Без него (спорта) человек не представляет свою жизнь как сейчас, так и за много лет до нашей эры. Конечно, мы не говорим о профессиональном спорте, но ведь небольшую пробежку  с утра или уроки физической культуры тоже можно отнести к спортивным занятиям. Не так ли?

Ну а сколько видов спорта существует, каждый и не назовешь! Разделить их можно на зимние и летние. Но ведь не только бег, катание на лыжах или игровые виды спорта существуют. Есть спорт, подразумевающий использование собственного интеллекта, например, шахматы, сборка кубика Рубика и многое другое.

Олимпийские игры, которые начались в 776 году до нашей эры, проходили в Южной  Греции и до сих пор проводятся каждые 4 года. И это большое достижение и гордость! В состязаниях участвуют  лучшие из лучших. И конечно же, испытываешь гордость, когда на пьедестале стоят наши спортсмены.

Доброта спасает мир

teacher-and-children-drawing-2023-11-27-05-16-32-utc.jpg
Фото: elements.envato.com

Доброта – это положительное и важное качество для людей. Важно, чтобы этим качеством обладал каждый человек. Добрый человек всегда готов прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. В народных сказках добро всегда побеждает зло. Люди становятся донорами для больных, помогают бездомным людям и животным, помогают с лечением детям. Также с добротой ассоциируется волонтерство.

В Удмуртии, а именно в Сарапуле, есть специальная школа, где учатся дети с ограниченными возможностями. У нас в Камбарке есть дети с ОВЗ, с которыми мы проводили мероприятие. Детям нравится, когда им уделяют внимание и что-то с ними проводят.

Нужно призывать людей к доброте и волонтерству, потому что доброта спасает мир и делает жизнь каждого чуточку светлее.

Берем учебу в свои руки

happy-schoolchildren-sit-at-a-desk-in-the-classroo-2023-11-27-05-16-12-utc.jpg
Фото: elements.envato.com

Мы, учащиеся лицея № 1 имени Надежды Константиновны Крупской города Камбарки, хотели бы поделиться с учащимися других школ продвижением ученического самоуправления в нашем учреждении. С течением времени сменяются поколения школьников, каждый год ребята приходят со свежими идеями, а мы воплощаем их. Что же такое УСУ? 

Ученическое самоуправление – возможность учащихся влиять на учебный процесс, создавать комфортные условия для учебы, принимать участие в различных форумах и организовывать различные объединения для обсуждения школьных мероприятий. Наша школа – государство, в котором есть органы власти: ученики-активисты. Существует должность президента школы, который контролирует должность министерств: образования, спорта, досуга и культуры, медиа и порядка. Каждое из министерств отвечает за определенную сферу урочной и внеурочной деятельности.

Министерство образования, к примеру, проводит рейды состояния учебников и тетрадей, интеллектуальные мероприятия, следит за успеваемостью учащихся. В третьей – самой длинной четверти – представители министерства образования (1 человек от каждого класса) проводят акцию для повышения мотивации к учебе «Кешбэк». Каждый учащийся школы может получить сертификат на дополнительную пятерку. Например, дополнительную пятерку по любому предмету можно получить, заработав за неделю пять пятерок по разным предметам. Такой способ получения оценок мотивирует учеников к получению новых знаний и способствует общему улучшению успеваемости учащихся школы.

Министерство спорта отвечает за активных отдых ребят. Представители каждого класса еженедельно собираются в отведенном месте, обдумывая планы креативных состязаний. Помимо футбола, баскетбола, волейбола ребята из министерства спорта ввели соревнования по скоростной сборке кубика Рубика «Спидкубинг», по зимним забавам (снежки, лепка снеговиков на скорость и качество и многое другое), лапте, теннису, беге в мешках. Комментарий министерства спорта:

«Глава нашего министерства – Сергей Сергеев, ученик 11 класса. Сергей принимает активное участие в жизни школы, неоднократный участник спортивных мероприятия, защищал честь лицея и района. У него есть все необходимые качества для должности руководителя министерства: ответственность, харизматичность, общительность, целеустремленность, упорство и умение эффективно планировать свое время.

Куратор нашего министерства – Елена Анатольевна Гареева. Елена Анатольевна присоединилась к нам только в этом году, но сразу же вошла в работу. Она поддерживает нас в наших идеях и помогает их реализовать, помогает, если у нас не получается, и подбадривает в трудные моменты. 

В нашем министерстве работают ребята с 5 по 11 класс. Мы собираемся каждую среду и обсуждаем новые идеи для соревнований, если нужно, то корректируем и обговариваем нормативы. В министерстве спорта практически все спортсмены выступают за лицей. Мы спрашиваем у представителей классов о ребятах, которых можно взять на соревнования».

Министерство порядка отвечает за дисциплину и соблюдение устава школы. Министр регулярно проводит рейды по состоянию учебников, тетрадей и канцелярских принадлежностей учащихся.

Министерство культуры и досуга занимается вопросами проведения школьных елок, мероприятий для ребят разных возрастов, разрабатывает креативные сценарии для концертов и линеек.

Министерство медиа – «сорока-белобока» нашей школы. Ребята, отвечающие за работу этого министерства, составляют посты для публикаций в сообщество лицея.

В Год молодежи мы хотели бы ввести систему УСУ во все школы нашей Удмуртии, поскольку учебный процесс после введения ученического самоуправления будет увлекательнее, а также сами учащиеся смогут контролировать проведение различных мероприятий.