
Как только ребенок идет в школу, родители записывают его во все кружки по интересам и секции, чтобы он был всесторонне развит. Вот только некоторые ребята ничем не интересуются и никакие кружки им совершенно неинтересны. Вместе с профориентологами Даниилом Борисовым и Еленой Лосевой разбираемся, насколько секции актуальны для современных детей, как они помогают в выборе будущей профессии и как помочь выбрать кружок ребенку, который ничем не интересуется.
Нужны ли кружки по интересам современным детям?
Что понимается под кружками? Сейчас это называется дополнительное образование детей. И практически все, чем ребенок занимается вне системы общего образования, попадает под это определение.
Кружки нужны, и актуальны они не меньше, чем раньше, а может быть, даже и больше. Постепенно к ним меняется отношение. То есть это не средство «занять время» ребенка, а уже осознанный выбор родителя и ребенка по формированию его индивидуальной образовательной траектории. Ни одна школа не может полностью закрыть все образовательные потребности каждого ребенка (хоть и старается), а допобразование позволяет это сделать, максимально учитывая его интересы.
Эксперты считают, что нужны все направления кружков, поскольку интересы у детей разные. Секции формируют различные навыки и являются хорошим дополнением к школьному образованию. Они развивают то, что сложно развить в рамках образовательной системы школы – самостоятельность, инициативность, внутреннюю дисциплину. Но в первую очередь, кроме получения каких-то навыков (танцевальных, спортивных, музыкальных), ребята получают ценный опыт.
И кружки, которые остались после образовательной системы СССР (спортивные, музыкальные и художественные школы и секции), безусловно, тоже очень актуальны. Они направлены на получение базовых навыков, которые могут пригодиться в любой из выбранных детьми сфер. Например, ребенок занимается в художественном кружке. Это в свою очередь может быть прекрасным стартом для будущих дизайнеров.
Появляются и новые кружки – робототехника, программирование, благодаря которым ребенок может получить актуальные для современного мира навыки.
Это позволяет учесть интересы детей, развить необходимые качества или дополнить и углубить школьную программу по некоторым предметам, расширить практические навыки. Например, в кружках по орнитологии наблюдают за птицами, в кружках английского языка развивают предметные навыки, например, аудирование, но на более интересном для ребенка материале (фильмы, мультфильмы по интересам).

Индивидуальная образовательная траектория ребенка может формироваться осознанно, в обсуждении детей и родителей, а может спонтанно. У всех разные условия, разные возможности и разные цели.
Кружки можно рассматривать и как элемент ранней профориентации, а практические занятия в них – как первые профессиональные пробы. Они дают возможность:
-
погрузиться в начальные трудовые навыки;
-
освоить первичные трудовые операции в потенциально интересном профессиональном направлении.
В профориентации и самоопределении самая важная вещь – возможность пробовать. Есть огромный шанс, что ребенок найдет себя и поймет деятельность изнутри, насколько ему нравится основной процесс какой-то работы. Допустим, если он занимается музыкой, основа деятельности в том, что он будет писать песни, исполнять их или дирижировать. Это основное действие, которое ребенок может попробовать в кружке и развивать навык в будущем.
«В кружках не хватает того, что подросткам не рассказывают о том, как выглядит дальнейшая деятельность в рамках этого направления. Я очень рекомендую начать рассказывать об этом всем руководителям кружков. Ко мне приходят дети, которые любят рисовать или фигурное катание, но видят себя условным тренером или учителем. Это настолько узко и однобоко, что дети, зная это, понимают, например, что преподавать им не очень-то и хочется. У них, скажем, нет вау-результатов, мастерами спорта или великими музыкантами они стать не смогут. Но если бы им преподавали небольшой курс про профессии в рамках этого направления, было бы безумно ценно. Они знали бы, какие еще возможности у них есть», – считает эксперт Даниил Борисов.

Почему дети не хотят заниматься в кружках
Всегда есть те дети, у которых есть возможность, но нет желания, и те, у кого есть желание, но нет возможности. Но опять же, желания нет чаще всего у тех, кто занят чем-то другим. Например, компьютерными играми. Кружки, впрочем, как и любое обучение, даже самое интересное, – всегда труд, который требует усилий. Если есть возможность провести время «интересно, просто и без усилий» или «интересно, но сложно и с усилиями», то выбор в сторону простого сделает большее число людей, вне зависимости от возраста.
Как, например, проводят досуг взрослые? Есть те, кто ходит в условные кружки, будь то фитнес, книжные клубы (даже онлайн) или на каток, проходят дополнительные курсы для развития своих профессиональных компетенций. Но все это требует усилий. А есть те, кто лежит на диване и смотрит сериал – это просто и удобно. Или те, кто балансирует между разными видами досуга. Дети так же. То есть наличие безграничного доступа к легким развлечениями, снижает желание к реализации сложных интересов. Конечно, бывают осознанные дети. Как правило, они и живут с осознанными взрослыми.

Как ребенку помочь выбрать тот кружок, который будет интересен, если он говорит, что ничем не хочет заниматься
Если ребенок хочет чем-то заниматься, выбор очевиден – заниматься тем, что интересно, или тем, что приблизит его к каким-то долгосрочным целям. Например, он хочет в космонавты – пусть изучает физику, астрономию, развивает физическую подготовку.
Если говорит, что не хочет ничем заниматься, важно узнать, почему нет на это желания. Может, он настолько сильно загружен в школе, что не остается сил на другую деятельность. Может, его увлекают игры или друзья, и не всегда в положительном ключе. Дальше нужно действовать уже на основе сделанных выводов. В первом случае стоит перераспределить нагрузку, во втором – добавить.
В любом случае, нужно действовать только в рамках интересов ребенка, в том числе в долгосрочной перспективе. Если ему сейчас ничего не интересно, то можно работать с ним из принципа «надо». Например, развивать Soft Skills (мягкие навыки – навыки самопрезентации, публичного выступления, навыки проектной деятельности, развитие грамотности – читательской, математической, иностранный язык) или укреплять здоровье (спортивные секции). Читайте о том, какие еще социальные навыки должен освоить каждый ребенок.

Когда перед ребенком встает огромный выбор кружков и возможностей заниматься этим онлайн, оффлайн, в любое время и в любом месте, он непременно хочет этим увлечься. В целом, считает эксперт Даниил Борисов, дети обожают кружки, и происходит это иногда по тем причинам, что у них могут быть плохие отношения с одноклассниками и учителями, плохая успеваемость в школе. В этом случае появляется возможность заниматься в кружках с единомышленниками и стремиться к чему-то. Для подростка это шанс на другую жизнь.
Достижения, которые ребенок получает в кружках, могут радовать его, потому что в школе у него не всегда может получаться грамотно себя позиционировать и проявлять высокие академические способности. Ощущение успеха и прекрасных результатов важно для подростка, который пробует, узнает себя и прикладывает к этому усилия.
«Часто ко мне на профориентацию приходят дети, которые не знают, что ответить на вопрос: «Чем ты хочешь заниматься?» Либо же они попросту ничего не хотят. Дети не знают о том, какие возможности существуют. Их мир очень маленький, как и у некоторых взрослых. Важно показывать, что мир интересный, большой, вариантов заниматься в кружках множество. Для этого существуют агрегаторы кружков, различные программы, например, сертификаты ПФДО. Ими можно расплатиться за кружок бюджетными деньгами. Родителю нужно самому предлагать что-то для ребенка, рассказывать о возможностях и перспективах», – говорит Даниил Борисов.
Помогите ребенку сделать первый шаг – выбрать кружок, позвонить, записать, отвезти его туда, спросить, интересно ли ему там было и собрать обратную связь по итогам первого месяца.
Но с первого раза это может не дать результатов. В идеале – ввести систему. То есть не просто прийти на кружок, который может не понравиться ребенку, а родитель поверит ему и разрешит и дальше не ходить туда. Тестируйте кружок и обговаривайте, что ему может быть непонятно там. Договаривайтесь, что, условно, месяц, либо же до какого-то первого результата, он там занимается. Затем снова спрашивайте у него, понравилось ему или нет. Если нет, то по каким причинам и что именно. Может, ему не понравился педагог, время, команда, а в целом занятие было интересным. Значит, нужно искать альтернативу. Если же не нравится основная деятельность, которой он занимался там, ищите новый кружок по интересам, что-то другое.
Создайте условия для ребенка, которые не только помогут развиваться, но и ходить в кружок по интересам с друзьями. Для детей и подростков это очень важно. В первую очередь, ему интересно не будущее, а друзья и сообщество.
Кружки по интересам – первая ступень в профориентации. В период с 5 по 8 классы у ребенка есть возможность разобраться со своими сильными сторонами и попробовать что-то новое. Родителю важно понимать, что заставлять ребенка ходить на кружок, который ему не интересен – не нужно. Важно продолжать искать то, что ему будет нравиться.